Array ( [ptrck] => ecd85323e37bd0c2c1d3ff13e833bbf6eb7888afe920a4a27798fa8689b100f3 [_gcl_au] => 1.1.855693076.1708106452 [_ym_uid] => 1660190408146274931 [_ym_d] => 1708106453 [rmcookie] => S:6buXJ2kwzwj3VzP0yT_9fOXRNUP-W-7Hg7UyR4amaP_gFxvd6vSVmPFmLOwszqu3QuN2WRKpGoov5J2HoudXeCynYV6YLgKcDsZ89MKqod36UORxg4P7-TbqSokrimFpS-mKyKs0Ohl9bbPORLiuVYFH9uULB3jsLJ0VMHAN1fmZjuO4RzMBuoWa0n7iOww8jpyX0C42XqIYesp2sPglW6tfr3GAI1pnNRGz5hI4dTGlVsj0dGrhAdy6eJsozslU8EnP3ERM_KPH4HDy__N9Q1EIxqzAWvtkPwYO4iWoiXrlEgwc3dDUz2D4gi0PxP775-kNcvkZ7nkm9wOi3T5Vqc-YFrcA2_HF9yyirALHkAM2nhDZlq82s2wymWAqUsP9v5lxfQQjKEKI-5MSYjYb-j2yin9sLSKYqQdMMP34Wkw-FBjgFTUnCcCxUMaJmzBrXl9hkQZpZ_DZOkQa8HwgtgMCyBoS5B-KqNq3yws9M_KMu0O6LWp0aylDQis59UN-xn5X3jyzM3dWeXL6jNDd89_fBeM2E3Ow3rCpoaRRijhIDjH56yx21jyaHNxvf_MCIutA1Bwhle-mzshKmrAffBGF3TLJSZFR3KRKTKKA7EB0hRGrfPFEygk7Te-3EUErfuQCZaBnntJ6XJJ43JIUuhNrFUqCrXw0CXADViqwmeArrvCfc_w= [otrid] => S:CDpWYnI6_RiWRDXxKaiOmIXJQYthnELYwLWRfzJjlSi-9I4yi95qV4Em50etrrhOu5nyk-f5bavFQy1lOqhJowxLa8xsD9YVDd2ZGrRntKG6Jr7XU1fMJpgBBnYJQQxUdGSRpN_4rdMRGLBuc-acka9gMh_ySqpI6E7Hs-N_8LxDNk3zRnDXdTDUqd69hLF-0UueRayY2McEmDeMHqVhqgbD_TnYPVmUHnU= [_ym_isad] => 1 [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [PkLfvBCHOY] => BygolnKE [BTbyhAsHenKLQV] => VRmO6lbPTvFH*kY [jNxGwKOVgLAI] => ksxy1N8zwJd*Qo [oLuBbilJyHPWI] => GndtVCbTzAWlIK [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 )
66

Правило 67

68

Об отлучении насильников.

Если кто-нибудь держит у себя необрученную девицу, после того как совершил над ней насилие, да будет отлучен. Не разрешается ему брать в жены другую, но пусть обладает той, которую избрал, даже если она бедна.

Εἰ τις παρθένον ἀμνήστευτον βιασάμενος ἔχοι, ἀφοριζέσθω· μὴ ἐξεῖναι δὲ αὐτῷ ἑτέραν λαμβάνειν, ἀλλ᾿ ἐκείνην κατέχειν, ἣν καθῃρετίσατο, κἂν πενιχρὰ τυγχάνῃ.

Толкования

Зонара. Кто насильно растлил девицу, если она была обручена кому-нибудь, тот наказывается как прелюбодей; а если – не обрученную, то правило определяет, чтобы он держал ее, а не отсылал, хотя бы она и убога была, и может быть не достойна его. А по гражданскому закону наказывается иначе.

Аристен. Учинивший насилие девице отлучается и должен удержать ее, хотя бы она была и бедная. Учинивший насилие не обрученной девице и растливший ее должен быть отлучен; и не должно быть ему дозволено взять иную, но он должен удержать ту, которую избрал, хотя бы и убога была. А 8 статья, помещенная в 81-й главе 37-го титула 60-й книги Василик предписывает таковому нос отсечь, и третью часть его имения отдать насилованной им и растленной девице.

Вальсамон. Настоящее правило говорит, что отлучается учинивший насилие девице не обрученной никому другому, и принуждается сожительствовать с нею, хотя бы и убога была, хотя бы не достойна была рода его, а не разлучаться с нею и не брать другую. И это постановлено настоящим правилом; ибо учинивший насилие обрученной наказывается как прелюбодей. Ищи еще 93-е правило 6-го Собора. А о том, чтобы учинивший насилие имел насилованную женою, хотя бы она и убога была, – и не сочетавался с другою – должно сделать изыскание. Ибо, зачем дозволено, чтобы учинивший насилие, и после сего имел насилованную женою, и не брал в супружество другую, и притом когда закон (в 60-й книге, 37-м титуле, 81-й главе Василик) говорит: насилующий девицу и растливший ее должен подлежать отсечению носа и отдать ей третью часть своего имущества? Кажется, и настоящее правило разумеют, следуя третьей главе 37-го титула 60-й книги Василик, в которой определяется, чтобы тот, кто имеет наложницей честную женщину, был принуждаем взять ее в общение брака, и за насилие отлучают учинившего оное, а для спасения девицы принуждают его законно с нею сочетаться. Читай еще настоящего собрания титула 9-го, главу 30-ю и написанное в ней, и Василик книга 60-я, титул 58-й, главу 3-ю, в которой говорится: пусть не вступает в брак похищенная с похитителем; но если и согласятся на такое сожительство родители ея, подлежат ссылке. И не находи здесь противоречия; ибо иначе наказывается похитивший девицу, и иначе растливший девицу насилием. И похищение за бесстыдство похитившего не извиняется; а растление, совершенное через насилие, если допущено подвергшеюся растлению, извиняется. Совокупившийся с девицей по ея желанию иначе наказывается; ибо закон в книге 60-й, титула 37-м главе 80-й говорит: «совокупляющийся с отроковицею девою с ея согласия, но при неведении о сем ея родителей, когда дело откроется, если хочет взять ее в жену и соглашаются и родители, пусть состоится союз. Если же одна сторона родителей, то есть того или другого лица не пожелает, и если состоятелен учинивший растление, то пусть он даст растленной девице одну литру золота; а если не состоятелен, пусть даст половину своего имущества; если же он совершенно бедный, то, по телесном наказании и острижении волос, пусть будет сослан в ссылку».

Славянская кормчая. Растлившему девицу насилием, пояти ю. Нужду сотворив девице, да отлучается, и да имать ю, аще и убога есть (Никон. 13).

Толкование. Аще кто девицу, не обрученную, понужди растлит, да отлучен будет. Недостоит же ему иные пояти, но ту имети юже сам изволил, аще и убога есть. 8-ая же заповедь в 78-й главе 37-е грани 60-х книг царских повелевает таковому носа урезати, и 3-ю часть имения его дати оскверненной от него девице.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать