Array ( [ptrck] => 0bf726bfe6fe0677a698c49c6887344e66b8e7c1b6b0eb483d1a553636be2b2c [_ym_uid] => 1677598255616769916 [rmcookie] => S:eXl2mOf6AmcQIqSSubiYCMoUkmfKLaRisS7saV2wg2jbdWVFnoXEpzgFbX1R5ZkCmTEb_i5GIRYLGeM3lPR2lb6UnTlGktRnpQOpM1NPzhPdWAkjMEUt_83e4wwj5SgD3ZfbsHcqG5xj5MrE_ooDj-e3TtJQCHX0Q8o3mdzdNT0QoJFE25y53cy2zCwZWXIuwLsR82K9eACkHQldUKKXHr6j0QjssH0UeCVS32mpTuVDFwjWHsK3oIzBGc3riwMIWGyvYc6zElbRKRKrDlqo3dcS2eFxM5-mk_Sd3romX6xkjVElMAvEAXIgejA_Cbwev4MG90nc84dyKlHEGgdRIXxWlX06nVA-dRNiJXw_nIoj2I_lS4lO86namBIplxhIu2WH7ljlBU5GnTkaXQSzV1E55m0qwc28PvX5DZgE_PxVQBoN3ISXqYoOG5xd2xxGTbhKgokg31zJY7rstRd_LThtY-I8ISzpwLhSdX-Itdbq69zjBPd4_-Fk0cZ9hfv7WRF0FojOXBpOFRNxzuaDaa7sDbRyvLLBWCEZJleVMRNJ7fCgDWSYzLC2fXYux0ylZiB8VIxJ51QIWhJEf_JBv-JET6ogdQhYKJt3LdktqH3J-XTWRmiZb3JytCWEVklhoFzKd5NTSeoceJRL2B24lq3VL3Pdtj34zy_3OAhdxUkyI3w= [otrid] => S:bZ9-zUJFARkEok56GSadNn1fb1HMPRzXf2ujKTG2OhPwXjQwf1NlIw9qPONQ44vDC83X8I6TgLTTyj0yeD_gIUqUhBwvDuUrDVfRF9ZlOaCjPigHrpXNIkBzHETOjQhRYgB4wrpS-gEfVPC0_hBeYOYWSX0LYZyqTAV1NgNYZyA00MTQEXy5YVuBR4B5RFOH2GzX3BBpiAjIz2TjunnvsPdkyrJFIaqRIPs= [_gcl_au] => 1.1.403686685.1710185135 [_ga] => GA1.2.226242919.1710185135 [_ym_d] => 1710185135 [_gid] => GA1.2.1531200380.1714329621 [_ym_isad] => 1 [_ym_visorc] => b [_ym_hostIndex] => 0-3,1-0 [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 [_langs] => ru~r [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 )
21

Правило 22

23

О епитимиях для похитивших обрученную или необрученную девицу.

Тех, которые взяли себе жен через похищение, если они похитили обрученных с другими, следует принимать не прежде, чем похищенные будут у них отняты и предоставлены произволению обручившихся с ними вначале, чтобы те или взяли их, если хотят, или отпустили. Если же кто возьмет необрученную, то ее должно отнять у него и возвратить родственникам, предоставив их воле, будут ли то родители, братья или кто-либо из имеющих власть над девицею, и, если они пожелают отдать ее ему, утвердить их сожительство, а если не дадут согласия, не принуждать. А тот, кто тайно или насильственно до женитьбы растлил свою жену, должен понести епитимию за блуд; епитимия же блудникам определена четырехлетняя. В 1-й год такие не допускаются до молитв и должны плакать при церковных дверях, во 2-й принимаются в число слушающих, в 3-й допускаются к покаянию, в 4-й – к стоянию с народом с запрещением причащаться, а потом уже дозволяется им приобщение Благого.

Τοὺς ἐξ ἁρπαγῆς ἔχοντας γυναίκας, εἰ μὲν ἄλλοις προμεμνηστευμένας εἶεν ἀφῃρημένοι, οὐ πρότερον χρὴ παραδέχεσθαι, πρὶν ἢ ἀφελέσθαι αὐτῶν καὶ ἐπ᾿ ἐξουσίᾳ τῶν ἐξ ἀρχῆς μεμνηστευμένων ποιῆσαι, εἴτε βούλοιντο λαβεῖν αὐτάς, εἴτε ἀποστῆναι. Εἰ δὲ σχολάζουσάν τις λάβοι, ἀφαιρεῖσθαι μὲν δεῖ καὶ τοῖς οἰκείοις ἀποκαθιστᾶν, ἐπιτρέπειν δὲ τῇ γνώμῃ τῶν οἰκείων, εἴτε γονεῖς εἶεν, εἴτε ἀδελφοί, εἴτε οἰτινεσοῦν προεστῶτες τῆς κόρης. Κἂν μὲν ἕλωνται αυτῷ παραδοῦναι, ἵστασθαι τὸ συνοικέσιον, ἐὰν δὲ ἀνανεύσωσι, μὴ βιάζεσθαι. Τὸν μέντοι ἐκ διαφθορᾶς εἴτε λαθραίας, εἴτε βιαιοτέρας, γυναῖκα ἔχοντα, ἀνάγκη τὸ τῆς πορνείας ἐπιγνῶναι ἐπιτίμιον. Ἔστι δὲ ἐν τέσσαρσιν ἔτεσιν ὡρισμένη τοῖς πορνεύουσιν ἡ ἐπιτίμησις· χρὴ τῷ πρώτῳ ἐκβάλλεσθαι τῶν προσευχῶν καὶ προσκλαίειν αὐτοὺς τῇ θύρᾳ τῆς ἐκκλησίας· τῷ δευτέρῳ δεχθῆναι εἰς ἀκρόασιν· τῷ τρίτῳ εἰς μετάνοιαν· τῷ τετάρτῳ εἰς σύστασιν μετὰ τοῦ λαοῦ, ἀπεχομένους τῆς προσφορᾶς· εἶτα αὐτοῖς ἐπιτρέπεσθαι τὴν κοινωνίαν τοῦ ἀγαθοῦ.

Толкования

Зонара. Похитившие жен, говорит святый отец, и имеющие их, если они уже были обручены с другими, не иначе могут быть приняты в число кающихся, как если у них предварительно взяты будут похищенные, для передачи их во власть тех, с кем оне были обручены прежде, если последние пожелают принять их. Если же похищенная не была еще обручена ни с кем, то и в таком случае правило повелевает отнимать ее от похитителя и передавать родителям или другим близким, то есть родственникам или иным, на ком лежит попечение о ней, дабы, если пожелают отдать ее похитителю в жену, состоялся брак, конечно, и с ея собственного согласия. Это согласие необходимо при других лицах, но не при отце, который имеет ее под своею властью; ибо она не может противоречить отцу, разве только он обручит ее с человеком дурной нравственности и недостойным: так определяют гражданские законы. А если женщина не желает (брака), то хотя бы и желали близкие ей, брак не может состояться; но если и женщина, и родственники ея пожелают, чтобы состоялось ея супружество с тем, кто растлил ее или тайно, или насильно, то растлитель должен подвергнуться епитимии блудников, которую правило определяет на 4 года, и далее указывает, каким образом согрешивший должен проходить епитимию в течение 4-летия. Таково правило. А гражданский закон, гораздо строже наказывая похитившего женщину, именно – не позволяет ему вступать в брак с похищенной, хотя бы и родственники ея и желали того. Ибо 60-й книги 58-го титула 4-я глава (Василик) говорит: «похищенная да не вступает в брак с похитителем своим; но если бы и родители ея изъявили согласие на такой брак, они ограничиваются».

Синопсис. Похищающий обрученную должен возвратить ее обручившемуся с ней; а не обрученную – передать родственникам, и по их воле должно состояться супружество, если только они пожелают; а похититель должен понести епитимию за блуд.

Аристен. Настоящее правило требует, чтобы женщина, еще не обрученная и кем-либо, похищенная, была возвращаема родственникам ея, будут ли то родители, или братья, или пекущиеся о ней по причине сиротства. Правило дает им право, если пожелают, сочетать ее браком с похитителем. А 58-й титул 17-й книги Василик не позволяет делать этого, хотя бы похищенная и ея родители хотели такого брака; напротив, повелевает даже ограничивать родителей, которые соглашаются на такой брак. А 92-е правило Трулльского собора подвергает анафеме мирянина, если он похищает женщину под видом супружества. И то правило должно понимать по силе настоящего правила: ибо и это правило повелевает не прежде принимать в церковь того, кто имеет жену чрез похищение, как если он возвратит ее жениху, если она была уже обручена, а не обрученную – ея родителям, или братьям, или иным попечителям: ибо, после того, как возвратит ее, анафематствование не будет иметь места. А кто прежде брака тайно, или насильно растлит женщину, потом вступит с ней в законный брак, непременно должен понести епитимию за блуд в течение 4-летия: в 1-й год, состоя плачущим в церковных дверях, во 2-й – в числе слушающих, в 3-й с припадающими, в 4-й вместе с верными, имея общение с ними в молитвах, и таким, образом после 4-летия удостаиваясь благого причащения.

Вальсамон. 27-е правило Халкидонского собора, которое без изменения есть и 92-е правило 6-го собора, определяет, что должно быть с теми, которые похищают жен под видом супружества. А настоящее правило повелевает похищающих жен, которые были обручены другим, не иначе допускать к покаянию, как если они предварительно отдадут похищенных, чтобы взяли их женихи, если захотят; а если нет, то чтобы оне пребывали у своих родственников. И в случае похищения свободной женщины, она не должна оставаться у похитителя, а передается родителям или другим близким к ней лицам, дабы, если они пожелают, она могла вступить в брак с похитителем с ея согласия; если же им не угодно, не должно быть этого. Но как бы дело ни было, то есть хотя бы похититель вступил в брак с похищенною, хотя бы не вступил, он должен подвергнуться епитимии блудников; и такое наказание должен понести не только похититель, но и тот, кто тайно совокупился с девою; епитимию же блудников определяют на 4 года. Таково правило. А гражданский закон иначе наказывает похитителей: и ни в каком случае не позволяет им вступать в брак с похищенною. Прочти указанное 27-е правило Халкидонского собора, 92-е 6-го собора, 67-е Апостольское и 30-ю главу 9-го титула настоящего собрания и что написано в их толковании. А когда ты слышишь слова правила, что девица отдается в брак похитителю с согласия ея родителей или родственников, не скажи, что достаточно одного согласия родителей; ибо каждый раз, как совершается законный брак, необходимо согласие и тех, которые намереваются вступить в брак, хотя бы они были подвластны, или уже свободны от родительской власти. Ибо вторая глава 4-го титула 28-й книги (Василик) говорит буквально следующее: «брак не бывает, если не согласятся сочетавающиеся и те, которые имеют их под своею властию». А если, по этому закону, при браке нужно согласие и подвластных, то тем более не может состояться брак самовластных, без их собственного согласия.

Славянская кормчая. Обрученную восхищаяй, да поставит ю у обрученика. Аще же не обручена есть, у своих ей да поставит ю, и по тех воли да сотворится сожительство, аще хотят: и прежде брака втайне, или нуждею растлив, и сочетався, блудника запрещение да примет.

Толкование. Се убо правило истязает, не обрученному жену восхищену от некоего, к своим ю представити, аще родители ея будут, или братия, или сиротства ея деля неции приставницы: дает же им власть оттоле, аще хотят восхитившим ю брак сотворити. 58 грань 60-ных царских книг не прощает тому быти, аще и восхищенная восхощет жена, аще и родители ея восхитившему ю сочетати хотят на брак; но повелевает заточити во ину страну родителя, таковый брак хотяща сотворити. 94-е (92) же правило 6-го Вселенского собора, иже в Константине Граде, в Трулле Полатнем, проклятию повинна творит мирского человека, восхищающего жену на сочетание брака. И подобает разумети правило то по силе сего правила: повелевает бо и се правило, от восхищения жену имущего, не прежде прияти в церковь, но егда сия аще есть обручена, у своего обрученика поставит. Аще же не обручена у своих родитель, или у братии, или у приставник сиротства ея. Аще бо сице устроит о ней, клятва места не имать. Аще же кто прежде брака втайне или нуждею растлит жену, и потом законом брака сочетается с нею, нужда есть таковому блудника познати запрещение за 4 лета: 1 убо при дверех церковных да плачется; 2-е же лето с послушающими божественных писании прият будет; и в 3-е же с припадающими вчинен; и в 4-е, стоя с верными, молитв токмо с ними общаяся, и тако по 4-х летех благаго причащения сподобися.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать