Array ( [_gcl_au] => 1.1.881864624.1713485374 [_ga] => GA1.2.949155719.1713485374 [_ym_uid] => 1713485374779236494 [_ym_d] => 1713485374 [az_pravo_lang] => ru| [rmcookie] => S:McgD62iHIdnXRNCTK_Is_ehlghDao1x_-mjTNz8QvwXLpSKFnrjVyzZLAveVgv0owWNdCVRXjyGTukFm_DioWJUZrEfUqzWxs36J08DYLPeM7a-GSIy6q3UmdxyaturDDuRUA4avDlTmj90sTkmLrNZuaGvHq028M7rDw_F49RFIA4O8foqrhpNCvhHtNQzVfWufoGbDvjS5qRc8BqrkvDTsFlrDBImQhOdobF3b91_StVv_LLt3lTDXJGmW5taarttufe-4-UgOb3Ql8tCtVW_rBjVSbvJUkm6ks9q17KBjAU2_xn7XzpBI13jRkjuVgeFI5ddnXnW2Ryj-FQh9t7wtvuBnHUFv1ie8lXwwUJl_17PfSUXLsCj0JAvXlyMkJBAJbsHa_KrB96IHE8jKoUjRA-9qat-tc7oRY40g5hHANvmFY3zMFDRLmu5mFpLq1-OYB_qEi6A89vq6roacX6TjaWEPDqfFbQy3uYMZeYy7ZnA5SUW8Y-hQHQaB-SuBS4_r4z-MoMCK0Q3am__mrSkVA-jocHuSTFWuiWDu1u1dI7qSyWJQw3b5Ws9IvcxPzhkQUkhoF0ES3z_hUAfzIUvd2DAA4GFRdH9dJWkfGiY8lEOBY_nTVNiRywWYrggcrH-Hg9C9SIJEYFToPFhI [otrid] => S:ZE13_b9ckvW9PZBnyZq4LpaAUs0tk6wqvwPCHDd6lWpE35YNG3MEJ2KS-c_4xW_7vYD77z9aH4jTNeacwPhwMK2oS0WDkfOe-HAbdsKmKzFbh_MeYpcl3Zkq5q-sSchNhdu1NBj8Kkzg8C7hJc_CdjOMqiAezIdO7geCTZ0OjH9EAQxfr3BK_ptx5AmixCSoVT7XQs45pGta4Hv3gC4Su2JwL63_FhDsPr8= )
1

Правило 2

3

О 10-летней епитимии, как для убийц, женщин, совершивших аборт.

Умышленно погубившая в себе зачатый плод подлежит наказанию за убийство. А точного расследования того, сформировался ли плод или нет, у нас не бывает. Ведь виновную в этом случае наказывают за то, что она покушалась не только на дитя, которое должно было родиться, но и на саму себя, потому что очень часто женщины от таких попыток умирают. К этому прибавляется и гибель плода, второе убийство, потому что женщины отваживаются на это умышленно. Впрочем, не должно время их покаяния продлевать до исхода из жизни, но следует их принимать по истечении 10 лет, а уврачевание определять не временем, но образом покаяния.

Ἡ φθείρασα κατ᾿ ἐπιτηδεύσιν, φόνου δίκην ὑπέχει, ἀκριβολογίᾳ δὲ ἐκμεμορφωμένου καὶ ἀνέξεικονίστου παρ᾿ ἡμῖν οὐκ ἔστιν. Ἐνταῦθα γὰρ ἐκδικεῖται οὐ μόνον τὸ γεννηθησόμενον, ἀλλὰ καὶ αὐτὴ ἡ ἑαυτῇ ἐπιβουλεύσασα, διότι ὡς ἐπὶ τὸ πολύ ἐναποθνήσκουσι ταῖς τοιαύταις ἐπιχειρήσεσιν αἱ γυναῖκες. Πρόσεστι δὲ τούτῳ καὶ ἡ φθορὰ τοῦ ἐμβρύου, ἕτερος φόνος κατά γε τὴν ἐπίνοιαν τῶν ταῦτα τολμώντων. Δεῖ μέντοι μὴ μέχρι τῆς ἐξόδου παρατείνειν αὐτῶν τὴν ἐξομολόγησιν, ἀλλὰ δέχεσθαι μὲν μετὰ τὸ μέτρον τῶν δέκα ἐτῶν, ὁρίζειν δὲ μὴ χρόνῳ, ἀλλὰ τρόπῳ τῆς μετανοίας τὴν θεραπείαν.

Толкования

Зонара. Некоторые женщины, тайно совокупляясь с мужчинами, зачинают; но из боязни пред родителями, например, или пред господами, или другими какими-либо лицами, умышлено производят извержение плода посредством питья некоторых зелий, или другими способами, и губят носимое в чреве; делающих сие, как дерзнувших на убийство, (святый отец) определяет подвергать епитимии. А поскольку извергаемый плод иногда еще не имеет образа, а иногда образован и уже носит черты человеческого существа (ибо семя, повергаемое в утробу, сначала обращается в кровь, потом сгущается в бесформенную плоть, затем начинает принимать образ и слагаться в члены и суставы), то мы, говорит (святый отец), не делаем тонкого различения, образованный ли извержен зародыш или не образованный; ибо наказуется не его только умерщвление, но и злоумышление против самой чревоносящей, так как по большей части вместе с зародышем погибают и женщины, умирая при его извержении. Таковая за злоумышление против себя и за умерщвление плода осуждается на епитимию убийцы; но не до конца жизни должна быть под епитимиею, а в течение 10 лет. Впрочем, не временем должно определять покаяние, а образом; так что, если согрешившая относится к покаянию с пренебрежением, то 10-летие не только должно быть выполнено, но и увеличено; если же исправляет свой грех рачительно, то и 10-летие должно быть сокращено: все это представляет рассуждению испытующего совесть. А в конце 8-го правила (Василий Великий) назначает епитимию убийцы и тем, которыя дают зелья, истребляющия плод. Здесь же срок епитимий таким женам определен, как за невольное убийство: ибо в 57-м правиле говорит так: «неволею убивший 10 лет да не причастится святых Тайн». Выражение: «тонкого различения плода образовавшегося и не образованного у нас нет», святый отец употребил ввиду того, что в книге Исхода сказано: аще биются два мужа, и поразят жену непраздну, и изыдет младенец ея неизображен, тщетою да оттщетится: якоже наложит муж жены тоя, подобающее да отдаст. Аще же изображен будет, да даст душу за душу (Исх. 21:22-23). Итак, поскольку древний закон налагал денежный штраф в том случае, когда плод извергался необразованным, а когда он был образован, осуждал поразившего жену на смерть, то, припомнив этот закон, святый сказал, что мы не делаем различения, было ли то, что извергается, образовано, или безобразно; ибо мы не взыскиваем денежных штрафов, а судим таковую, как убийцу, с одной стороны – за истребление плода, с другой – и ради самой, извергающей плод, потому что часто случается, что вместе с плодом погибает и она.

Синопсис. Умышлено погубившая зачатый в утробе плод, когда бы ни погубила, убийца.

Аристен. Имеющая в утробе, когда бы ни приняла зелье, чтобы извести носимый в утробе плод, есть убийца. И мы не делаем тонкого различения, был ли плод необразованный, или образовавшийся, потому что, как по большей части случается, вместе с плодом умирают и жены. Тут, сколько зависит от их умысла, совершаются два убийства: одно – рождающей, другое – плода. Таковыя подвергаются епитимии на 10 лет, 2 года проводя в числе плачущих, 3 – в числе слушающих, в течение 4-х лет припадая и в течение 1-го стоя вместе с верными; и, таким образом, после 10-летнего срока причащаются божественных Таин.

Вальсамон. О блудницах, истребляющих в себе плод посредством зелий или другим каким-нибудь образом, сказано в 10-й главе 13-го титула настоящего собрания и в 21-м правиле Анкирского собора. А настоящее правило, определяя подвергать соделавших что-нибудь такое епитимиям убийц, присовокупляет, что тут не имеет значения различие в состоянии выкидыша: будет ли изверженное безобразно или уже образованно, и с человеческими чертами, епитимия остается та же самая. Прибавка эта направлена против тех, которые говорят, что поскольку семя, повергаемое в утробу, не тотчас образуется в человека, но прежде претворяется в кровь, потом сгущается в человеческую плоть, затем образуется и разлагается на члены и части, то не бывает убийства в том случае, когда плод будет извержен еще не образовавшийся. К сему святый отец присовокупляет, что наказание за убийство назначается здесь не только за истребление плода, но и за посягательство на жизнь чревоносящей, ибо по большей части, вследствие извержения (плода) погибают и матери. Но эта епитимия, говорит святый отец, должна простираться не до конца жизни самой виновницы убийства, а только 10 лет, и хотя правилами и установлен такой срок, однако врачевание должно быть измеряемо не временем, но образом, именно: если согрешившая относится к покаянию небрежно, то 10-летие не только должно быть выполнено, но и продолжено; а если (несет епитимию) с усердием, то и 10-летие должно быть сокращено. Таков смысл настоящего правила. Прочти еще 91-е правило Трулльского собора и что в нем написано, и конец 8-го правила настоящего послания; отсюда ты узнаешь, что не только истребившая плод подлежит канонической епитимии за убийство, но и та, которыя дает детогубительныя зелья, или имеет и принимает оныя, хотя бы оттого и не последовало умерщвление плода. Ввиду того, что настоящее правило, согласно с 21-м правилом Анкирского собора, наказывает такую женщину 10-тилетней епитимией, а 57-е правило святаго Василия говорит буквально так: «неволею убивший 10 лет да не причастится святых Тайн», некоторые говорят, что та, которая умышлено истребит носимое ею в утробе, грешит невольным убийством. Но мне кажется, что и таковая совершает вольное убийство, как это открывается из конца 8-го правила, или, скорее, должна быть поставлена на место самоубийцы, если умрет от такого случая; тем не менее, она не подвергается епитимии за вольное убийство, потому что носимое в утробе еще не существует в природе и решимость на убийство произошла не из злого умысла, а из чрезвычайного страха, например, пред родителем, или господином, или кем-либо другим, грозящим опасностью. А что есть различие между носимым в утробе и младенцем, вышедшим на свет, это очевидно из книги Исхода, которая говорит: аще биются два мужа, и поразят жену непраздну, и изыдет младенец ея неизображен, тщетою да оттщетится: якоже наложит муж жены тоя, подобающее да отдаст: Аще же изображен будет, да даст душу за душу (Исх. 21:22-23), и из 31-го и 52-го правила, которыя говорят, что пренебрегшая рожденным судится как убийца; равным образом и та, которыя извергает плод по небрежности, не должна считаться за убийцу; наконец, убившая свой плод по уважительной причине не подвергается епитимии вольных убийц.

Славянская кормчая. Хитростию растливши, егда аще уморит, убийца есть.

Толкование. Жена чревата сущи, егда аще примет пагубное зелье, яко да уморит сущего во чреве ея младенца, убийца есть, и испытуем, аще вообразился бе младенец или не вообразился; понеже множицею умирают со младенцы и жены. И елико по хитрости их, два убийства бывают: едино убо хотящей родити жене, другое же младенцу. 10 убо лет таковая запрещения приимают: 2 убо лета да плачутся, 3 же лета в послушающих да сотворят, и 4 лета да припадают, и 1 лето да стоят с верными, и тако по 10 лет времене божественных Таин да причастятся.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать