Array ( [_gcl_au] => 1.1.1444952523.1710008808 [_ym_uid] => 1690486078889545653 [_ym_d] => 1710008808 [_langs] => r~utfcs~c [rmcookie] => S:OvJdlYU_ZpqJ4hPTzMqZIzL97Y6nyz5eg4JP9fgIJp1DLsNIZZ3OMkKbVyZ1DD1Ne1AJ5Q2BSo2Wgpy6sVfJ6dr0K5p9eBKMEeMRBkDjBBVHZMvWkR80k4k_8G4WLQeQjiOFSGJAxV1du0ZILBE1asF1jm5RV5ytaRcpLnj9i-_qmqfKYj422Wh-pVdiesJ0nso0CWBp9QNR_xmUuFYvHqSloj8mmLZMl8YCN1d5iNzlDQIGbRMWq06LBwuwsfj1zutrvMGLd2TOktJn_SXGLCpFUehZbhjeQbT13SeMdfWvA_HI6jYvD8iYZ1Mbtiqn2CnScwAvhw_n_a6jbm4hzV27Vcqd25x0kh9JTt1-o3OdhWxhqN4Jg-XrUQBzGhtGOIDqLBWT9Pgi-l_wZJYmqgHcsFmYQQJw56T0l3wBVYpHHARFyqBNdciqIDG6XNIPgD3qBNXCCzVndp9UcsosH9e2ojqQDPOB9Re4lZgV00iuYH9Acea6aAtnqUODyscurBtH1Tm-Ip5atxQCfvMKdYeTJffhHsOu3ALHst-mru7lwuVnQ8zgJ7r1e8ljEZDZX-eEue_h1To2ZrHJrWxv [otrid] => S:zA0a9Ff64UlcyPGTqvAkNptvnqijDSwg-gXBoVzMTCD5ABa1DPzkhd4yjcQ-2qgiDI5VOBZVOARbHBEo_yl3s_hJHC0ZNlVGFK3Z6S_sbVzxMLde_zvE6rvo0XOWDAdSKDF4jsvFjAP16NspUL9-31UZ6Ttpb6ZQhbfmaYWwwWYdn0r4wrTK2zmKiuJFLZQ-iCs6cIl_y0mxf2sS3MvZDPbIgDIqssPIfuU= [wpglobus-language-old] => ru [wpglobus-language] => ru [ptrck] => 85bb786d7a18009908dc9f59e38c31c5fc18c79992ef3f1c9db24882f9f54769 [MoodleSessionpravk] => 4265a0e13899b806ce7d4d179ee5bdb7 [av_csrf] => Bf26vH28temzXR4y [_ym_isad] => 1 [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 )
53

Правило 54

55

О возможности епископу смягчить или увеличить наказание за невольное убийство.

Знаю, что прежде я писал к твоему боголюбию, насколько это было нам по силе, о различиях между непреднамеренными убийствами, и больше этого ничего не могу сказать. А твоему благоразумию предоставляется соответственно с особенностями обстоятельств увеличивать или уменьшать епитимии.

Τὰς τῶν ἀκουσίων φόνων διαφορὰς πρὸ χρόνων οἶδα, ἐπιστείλας τῇ θεοσεβείᾳ σου, κατὰ τὸ ἐμοὶ δυνατόν, καὶ πλέον ἐκείνων οὐδὲν εἰπεῖν δύναμαι, τῆς δὲ σῆς συνέσεώς ἐστι κατὰ τὸ ἰδίωμα τῆς περιστάσεως ἐπιτείνειν τὰ ἐπιτίμια ἢ καὶ ὑφεῖναι.

Толкования

Зонара. О невольных убийцах святый отец подробно написал в 8-м правиле, и говорит, что более того он не может сказать; а предоставляет тому, кто врачует согрешившего невольным убийством, и увеличивать епитимию и уменьшать, смотря по особенности случая, то есть по способу и причине убийства и по качеству покаяния того, кто совершил убийство.

Синопсис. Епитимии убийц, смотря по особенности случая, продолжаются или сокращаются.

Аристен. Сей великий учитель церкви положил определения епитимии для вольных убийц и для невольных; и увеличивать или уменьшать оныя, применительно к встречающейся надобности, предоставил на волю того, кто получил власть вязать и решать.

Вальсамон. И опять святый был спрошен, как должны быть наказываемы те, которые невольным образом совершили убийство, и отвечал, что больше того, что сказал о невольных убийцах в 8-м правиле «не может рещи»; но предоставил тому, кто врачует согрешившего невольным убийством, или увеличивать епитимию, или уменьшать, смотря по особенности случая, то есть по способу и причине убийства, по качеству лица, совершившего убийство, и по его расположению. А что невольные убийцы наказываются многообразно, то есть иногда тяжко, а иногда легко; это видно и из тех случаев, какие ежедневно встречаются по отношению к младенцам, часто умирающих в объятиях своих матерей. Ибо если мать подала причину к убийству тем, что от пьянства крепко заснула и оставила дитя без попечения, то должна быть подвергнута строгой епитимии; а если крепко заснула от трудной житейской деятельности и навела на свое детище смертоносный сон, то должна быть подвергнута более легкой епитимии. А я видел, что богатая и изнеженная жена была подвергнута тяжкой епитимии за то, что кормя грудное дитя сама, а не посредством кормилиц, и совершая кормление ребенка без привычки и должного внимания, дала ему в питие «вместо молока, смертоносного яду».

Славянская кормчая. Убийственная запрещения, по собству напасти продолжаются, или умаляются.

Толкование. Уставлена убо запрещения за вольная убийства и за невольная, великий сей церковный учитель положи, иже таковая продолжати или сокращати по прилучившейся нужди на воли положил есть вязати и решати приимшему власть.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать