Array ( [_gcl_au] => 1.1.1444952523.1710008808 [_ym_uid] => 1690486078889545653 [_ym_d] => 1710008808 [_langs] => r~utfcs~c [rmcookie] => S:OvJdlYU_ZpqJ4hPTzMqZIzL97Y6nyz5eg4JP9fgIJp1DLsNIZZ3OMkKbVyZ1DD1Ne1AJ5Q2BSo2Wgpy6sVfJ6dr0K5p9eBKMEeMRBkDjBBVHZMvWkR80k4k_8G4WLQeQjiOFSGJAxV1du0ZILBE1asF1jm5RV5ytaRcpLnj9i-_qmqfKYj422Wh-pVdiesJ0nso0CWBp9QNR_xmUuFYvHqSloj8mmLZMl8YCN1d5iNzlDQIGbRMWq06LBwuwsfj1zutrvMGLd2TOktJn_SXGLCpFUehZbhjeQbT13SeMdfWvA_HI6jYvD8iYZ1Mbtiqn2CnScwAvhw_n_a6jbm4hzV27Vcqd25x0kh9JTt1-o3OdhWxhqN4Jg-XrUQBzGhtGOIDqLBWT9Pgi-l_wZJYmqgHcsFmYQQJw56T0l3wBVYpHHARFyqBNdciqIDG6XNIPgD3qBNXCCzVndp9UcsosH9e2ojqQDPOB9Re4lZgV00iuYH9Acea6aAtnqUODyscurBtH1Tm-Ip5atxQCfvMKdYeTJffhHsOu3ALHst-mru7lwuVnQ8zgJ7r1e8ljEZDZX-eEue_h1To2ZrHJrWxv [otrid] => S:zA0a9Ff64UlcyPGTqvAkNptvnqijDSwg-gXBoVzMTCD5ABa1DPzkhd4yjcQ-2qgiDI5VOBZVOARbHBEo_yl3s_hJHC0ZNlVGFK3Z6S_sbVzxMLde_zvE6rvo0XOWDAdSKDF4jsvFjAP16NspUL9-31UZ6Ttpb6ZQhbfmaYWwwWYdn0r4wrTK2zmKiuJFLZQ-iCs6cIl_y0mxf2sS3MvZDPbIgDIqssPIfuU= [wpglobus-language-old] => ru [wpglobus-language] => ru [ptrck] => 85bb786d7a18009908dc9f59e38c31c5fc18c79992ef3f1c9db24882f9f54769 [MoodleSessionpravk] => 4265a0e13899b806ce7d4d179ee5bdb7 [av_csrf] => Bf26vH28temzXR4y [_ym_isad] => 1 [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 )
51

Правило 52

53

О том, что надлежит наказывать как убийцу – мать, которая намеренно допустит ребенка, коего случайно родила в дороге, умереть.

Та, которая не позаботилась о рожденном ею в пути, хотя могла его спасти, – потому что или пренебрегла, или хотела тем скрыть грех, или вообще предалась зверскому и бесчеловечному помыслу, пусть будет осуждена за убийство. Если же не могла сохранить и рожденное умерло из-за пустынности места и недостатка в необходимом, мать достойна снисхождения.

Ἡ τοῦ κυήματος κατὰ τὴν ὁδὸν ἀμελήσασα, εἰ μὲν δυναμένη περισώσασθαι κατεφρόνησεν, ἢ συγκαλύψειν ἐντεῦθεν τὴν ἁμαρτίαν νομίζουσα ἢ καὶ ὅλως θηριώδει καὶ ἀπανθρώπῳ λογισμῷ χρησαμένη, ὡς ἐπὶ φόνῳ κρινέσθω· εἰ δὲ οὐκ ἠδυνήθη περιστεῖλαι καὶ δι᾿ ἐρημίαν καὶ ἀπορίαν τῶν ἀναγκαίων διεφθάρη τὸ γεννηθέν, συγγνωστὴ ἡ μήτηρ.

Толкования

Зонара. О родившей на пути и пренебрегшей рожденным святый дал постановление и в 33-м правиле. А здесь разъясняет, что если женщина, имея возможность сохранить рожденное, пренебрежет им, чтобы скрыть свой грех, так как, быть может, зачала от блуда, или прелюбодеяния, или пренебрежет рожденным «бесчеловечно и зверски» (выражения, употребленные вместо: жестко и свирепо, ибо и звери так не делают, но со вниманием относятся к своим детенышам, ухаживают за ними, кормят своих детей и подвергаются за них опасностям), – если, говорит, так она пренебрежет рожденным, то должна быть судима как убийца; если же хотела сохранить дитя, но не смогла по причине пустоты места, или по недостатку в необходимом, или, может быть, по причине страха, то должна получить снисхождение.

Синопсис. Пренебрегшая ребенком по причине пустоты места, или по недостатку потребного, невиновна.

Вальсамон. В 33-м правиле святый сделал краткое определение относительно родившей на пути и пренебрегшей ребенком; а теперь пространнее установляет виды небрежности и говорит, что если та, которая родила, зачав от блуда или прелюбодеяния, и боясь обличения, решилась посредством умерщвления рожденного скрыть свой грех, или поступила с рожденным зверски, то есть бесчеловечно, не сжалилась над ним подобно зверям, пожирающим человеческую плоть и не дающим ей пощады, должна отвечать как убийца. Если же хотела сохранить дитя, но не могла по причине пустоты места и по недостатку потребного, от чего оно и погибло, то должна быть удостоена снисхождения. А поскольку в толковании не 33-е правило мы сказали, что та, которая родила на пути и отнеслась к рожденному небрежно, или злоумышленно, судится как убийца не только в том случае, если рожденное погибнет, но и в том, если оно будет сохранено в живых другим, то и опять говорим, что это представляется и не основании того, что мы там написали, и не менее явствует из настоящего правила; ибо здесь святый указывает на пренебрежение, или злой умысел жены, но об умерщвлении рожденного не присовокупляет, а говорит, что мать судится за убийство, то есть хотя бы дитя и не было умерщвлено, она все-таки осуждается за злое намерение; ибо если смерть дитяти произошла от злого умысла или беспечности, то мать бесспорно должна подвергнутся осуждению, как убийца; а когда (святый отец) говорит, что со стороны матери не было ни злого умысла, ни беспечности и поэтому она удостаивается снисхождения, присовокупляет, что рожденное погибло от пустоты места, или от недостатка потребного; ибо если бы оно было живо и со стороны матери не было небрежности, то каким бы образом кто-нибудь сказал, что она подлежит наказанию? А то, что мать расположена зверски, пойми согласно с настоящим толкованием, а не о материнских свойствах зверей, как говорили некоторые. Ибо большая часть зверей тщательно ухаживают за своими детенышами, кормят их и подвергаются за них опасностям, и сопоставлять с ними коварных и беспечных матерей не следует. Например, львица до такой степени заботится о своих детях, что, выходя из логовища, заметает хвостом следы своих ног и не позволяет охотнику выследить свое логовище и истребить ея детей.

Славянская кормчая. Жена, небрегши о рождьшемся от нея отрочати на пустыни, и оставльши е тако, убийца есть. Ащели скудоты ради не имеющи потребных, без вины есть.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать