Array ( [_gcl_au] => 1.1.1906539715.1709096100 [_ga] => GA1.2.1754814076.1709096101 [_ym_uid] => 1709096102770527494 [_ym_d] => 1709096102 [_langs] => r [_gid] => GA1.2.103521938.1714023701 [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 [rmcookie] => S:4DRKpOKAqN8LCxsN2WEH0GQj-Z1GvEO4Mm0-m08xVIN9LzARKe-WH6VJa7PLkRwf8-DR2yXlbPlI8_i1mFpBrdM0cN_dfAnYNDq0_Fkdixhpwdg5PmhJrgc4RV6UV9YbDNmJdDSY4CSOB7tRTsZO1Ry2YZru7yAZFQ9n2Jy2NyXhkzqMjS5h8RGo2B0E295c_tKKTtFG3b0KE4Tae5jo4OscAaS3tEThq1RxH4fRoh-S0RbnyZRqXTzyNs8ITaehNFxmC1SnZNenI85I5UhO1nZxqWb36h-Z4xZcPHdqV6ybRI_dkctkzwHUpH_0OrNx4euBrlOXpxwObmMouokujCqdPjtLQ-S8Lsrxe4EPEIBFJCOg2COiHf5FLXxR9mikHcwSJvj01V0ood6QDWvkTNCyGS1O8Rwr917k79UdrMKtAYBtoW9s_Zwk5xJ5QH8melHtoGvnFBawbpmOHeG8XwgmWwhXersi4LWGJY-Vn_Vv0swJC8zqxWFsz7SVIqT_KdehhgL8yVB7CTesblv51-I93uNw24KaPTkjJj57G9cNwi9BYuT8tzd4oOt4-23p-6uhou81oN2emR3dtnz9MGDIeHR-N2KFZC3KxG9NMfWtfu7xkPyku5KUXgAGdRI4dyD2m4N1nu3o1GRpOKzsHt8CmwE= [otrid] => S:wNl0WgIdjhSjRHGN-KT_kVfq4pNUpc0AGrZdAjdMNA2wPzlZlMRomPxYlN2FdET5l-X_FQ4j6Wb6L1tgCxAKCRxwf5b3IpWqNoiXPTmYVSOEXiugS5AKc-HhENRPaHJAVEN7HH_nlxIRs7yhG5Lx2y__o8Wif8envV0otTn2nHRHMpmbdvfZEdh4MDVeL813UTp4dKq1DS6LjSx28w3JVuXaRRXI76tFKb0= [az_pravo_lang] => ru|el| )

Правило 1

2

О том, что епископа посвящают в сан 2 или 3 епископа.

Епископа да рукополагают два или три епископа.

Ἐπίσκοπος χειροτονείσθω ὑπὸ ἐπισκόπων δύο ἢ τριῶν.

Толкования

Зонара. Ныне хиротониею называется совершение молитв посвящения над избранным во священство и призывание на него Святаго Духа, потому что архиерей, благословляющий рукополагаемого, простирает руку. А в древности и самое избрание называлось хиротониею. Ибо, когда городскому народу дозволялось избирать архиереев, народ сходился, и одни желали одного, другие другого. Итак, дабы голос большаго числа получил перевес, производившие избрание, говорят, протягивали руки, и по ним считали избирающих каждаго. Желаемый большим числом почитаем был избранным на архиерейство. Отсюда и взято наименование хиротонии; это наименование в том же смысле употребляли и отцы соборов, называя и избирание хиротониею. Ибо Лаодикийский собор в 5-м правиле говорит: хиротонии не должны быть в присутствии слушающих: а хиротониями собор назвал избрания; так как на посвящение архиерея более обычно сходится многим, а при избрании, по причине предъявления каких-либо обвинений против избираемых мужей, запрещено некоторым присутствовать и слушать сии (обвинения). Посвящать епископа сие правило дозволяет и двум епископам; а избирать епископа 4 правило 1-го собора определяет всем епископам той епархии, или по крайней мере трем, когда и прочие письменно изъявят согласие на сие.

Аристен. Два или три епископа рукополагают епископа. А избирать епископа непременно должны три, а не менее того, если затруднительно всем епархиальным епископам собраться для этого. Ищи еще правило 4-е Никейскаго собора, 13-е Карфагенскаго и 19-е Антиохийскаго.

Вальсамон. Это апостольское правило говорит о хиротонии, совершаемой архиереем в церкви, как и великий Павел говорит: «руки скоро не возлагай ни на когоже, ниже приобщайся чужим грехом» (1Тим.5:22), а не об избрании, чрез простертие рук бывшем тогда, когда избрания архиереев совершались городским народом, как говорили некоторые, последовав неписанным сказаниям. Ибо хотя Лаодикийский собор в 5-м правиле говорит, что хиротонии не должны быть в присутствии слушающих, и хотя из этого некоторые заключали, что и правило это говорит об избрании; но, мне кажется, не хорошо они говорят, потому что и в церкви совершаемая хиротония совершается чрез таинственные молитвы, хотя и бывает пред глазами многих. И сверх того, когда 4-е правило святаго Никейского 1-го собора определяет, что избрание епископа совершается всеми епископами епархии, или по крайней мере тремя, при изъявлении согласия и прочими чрез писания; то я недоумеваю, как некоторые говорили, что сие правило, говорящее о рукоположении епископа двумя, или тремя епископами, заключает в себе мысль об избрании архиерея.

Славянская кормчая. Два или три епископи поставляют епископа. Три убо епископи без всякого извета должни суть поставляти епископа, и да не будет извержен, аще несть мощно всем сущим во области епископом совокупится во едино. И о сем ищи правила 4, иже в Никеи 1-го собора.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать