Array ( [ptrck] => ecd85323e37bd0c2c1d3ff13e833bbf6eb7888afe920a4a27798fa8689b100f3 [_gcl_au] => 1.1.855693076.1708106452 [_ym_uid] => 1660190408146274931 [_ym_d] => 1708106453 [rmcookie] => S:6buXJ2kwzwj3VzP0yT_9fOXRNUP-W-7Hg7UyR4amaP_gFxvd6vSVmPFmLOwszqu3QuN2WRKpGoov5J2HoudXeCynYV6YLgKcDsZ89MKqod36UORxg4P7-TbqSokrimFpS-mKyKs0Ohl9bbPORLiuVYFH9uULB3jsLJ0VMHAN1fmZjuO4RzMBuoWa0n7iOww8jpyX0C42XqIYesp2sPglW6tfr3GAI1pnNRGz5hI4dTGlVsj0dGrhAdy6eJsozslU8EnP3ERM_KPH4HDy__N9Q1EIxqzAWvtkPwYO4iWoiXrlEgwc3dDUz2D4gi0PxP775-kNcvkZ7nkm9wOi3T5Vqc-YFrcA2_HF9yyirALHkAM2nhDZlq82s2wymWAqUsP9v5lxfQQjKEKI-5MSYjYb-j2yin9sLSKYqQdMMP34Wkw-FBjgFTUnCcCxUMaJmzBrXl9hkQZpZ_DZOkQa8HwgtgMCyBoS5B-KqNq3yws9M_KMu0O6LWp0aylDQis59UN-xn5X3jyzM3dWeXL6jNDd89_fBeM2E3Ow3rCpoaRRijhIDjH56yx21jyaHNxvf_MCIutA1Bwhle-mzshKmrAffBGF3TLJSZFR3KRKTKKA7EB0hRGrfPFEygk7Te-3EUErfuQCZaBnntJ6XJJ43JIUuhNrFUqCrXw0CXADViqwmeArrvCfc_w= [otrid] => S:CDpWYnI6_RiWRDXxKaiOmIXJQYthnELYwLWRfzJjlSi-9I4yi95qV4Em50etrrhOu5nyk-f5bavFQy1lOqhJowxLa8xsD9YVDd2ZGrRntKG6Jr7XU1fMJpgBBnYJQQxUdGSRpN_4rdMRGLBuc-acka9gMh_ySqpI6E7Hs-N_8LxDNk3zRnDXdTDUqd69hLF-0UueRayY2McEmDeMHqVhqgbD_TnYPVmUHnU= [_ym_isad] => 1 [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [PkLfvBCHOY] => BygolnKE [BTbyhAsHenKLQV] => VRmO6lbPTvFH*kY [jNxGwKOVgLAI] => ksxy1N8zwJd*Qo [oLuBbilJyHPWI] => GndtVCbTzAWlIK [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 )
57

Правило 58

59

О том, что епископ должен учить благочестию клир и народ. В противном случае отлучается; а если и по отлучении не исполняет сего, то подлежит и извержению.

Епископ или пресвитер, не заботящийся о клире или народе и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Если же он и впредь пребудет в нерадении и лености, да будет извержен.

Ἐπίσκοπος, ἢ πρεσβύτερος, ἀμελῶν τοῦ κλήρου ἢ τοῦ λαοῦ, καὶ μὴ παιδεύων αὐτοὺς τὴν εὐσέβειαν, ἀφοριζέσθω· ἐπιμένων δὲ τῇ ἀμελείᾳ καὶ ῥᾳθυμίᾳ, καθαιρείσθω.

Толкования

Зонара. На всяком епископе лежит непременный долг подчиненный ему народ учить догматам благочестия и приводить к правой вере и честной жизни; ибо Бог через пророка говорит предстоятелям народов: если не возвестиши, ни соглаголеши, беззаконник той в беззаконии своем умрет, крове же его от руки твоея взыщу (Иез.3:18). Итак, епископ, не радящий об учении отлучается. Если же и после того не престает от нерадения, то и извергается. Подобно сему и пресвитеры; ибо правило требует, чтобы и они были учительны. И великий Павел заповедует епископу быть учительным и трезвенным (то есть: трезвящимся и бодрствующим), а не ленивым и небрежным. И самое имя епископа побуждает его к бдительности; ибо он назван надзирателем, а надзирателю должно бодрствовать, а не предаваться беспечности. Для сего епископам и кафедра в алтарь поставляется на возвышении. Это показывает, каков он должен быть, и то, что он должен с высоты обнимать взором народ ему подчиненный и тщательнее надзирать за ним. И пресвитерам установлено стоять там и сидеть вместе с епископом, дабы и они с возвышенного места могли надзирать за народом и благоустроять его, как сотрудники, данные епископу. И 19-е правило Трулльского собора говорит: «предстоятели должны по вся дни, наипаче же в дни Воскресные поучать весь клир и народ».

Аристен. Епископ, не научающий благочестию, отлучается, а пребывающий невразумленным и после того извергается. Епископ должен учить благочестию клир и народ. Если не радит о сем научении, отлучается; а если и по отлучении не исполняет сего, то подлежит и извержению.

Вальсамон. Епископское достоинство есть учительное; и всякий епископ должен учить народ догматам благочестия и правилам жизни православной. Ибо он поставляется надзирателем для надзирания за народом своим; отчего и назван епископом. И пресвитеры должны быть таковыми же потому, что и они сидят близ епископов на высоких кафедрах. Итак, епископ и священник, не делающий так, но небрегущий о сем, отлучается; а пребывающий в нерадении и извергается. Пресвитеры учат с дозволения епископа, а не самовольно.

Славянская кормчая. Епископом и пресвитером учити люди всегда, якоже и 19-е правило глаголет 6-го собора Вселенского. Епископ или пресвитер не брегий о причетниках и о людях своих, и не наказая их на благоверие, да отлучится. Пребывая же в таковой лености, да извержется.

Толкование. Без всякого извета должны суть епископы учити люди сущие под ними, благоверным повелением, и на правоверие, и на чистое житие наставлять. Рече бо Бог пророком (Иез.3:18) к людей сих владыкам, аще не научиши, ни возглаголеши, умрет беззаконный в беззаконии своем, и кровь его от руку твоею взыщу. Того ради и епископ, небрегший людей своих учити, да отлучится. Аще же ни тако от небрежения не отступит, да извержется. Такоже и пресвитеры, учительным бо быти и тем повелевает правило. И великий Павел (1Тим.3:2-3) учительну и трезву епископу быти заповедает, сиречь трезвящуся и бдящу, а не ослабленну и лениву. Ибо и имя епископское на трезвение того воздвизает. Епископ бо холм высок нарицается, на нем же стража бывает. И аще кто на нем верху стоя стережет, и смотрит семо и овамо, епископ сей нарицается, еже сказается страж, или смотритель: да стражеви убо, и смотрителю бдеть подобает, а не лениться. Того ради епископом внутрь алтаря престол высоце водружен есть. И сия бо вещь являет, яко подобает им на сущия люди зрети с высоты, и смотрити я, и стрещи испытание. И пресвитеры же стояти тамо с епископом и сидети повелени быша, да и тии высокого ради седания, возводятся на смотрение людей, и на строение их, яко помощницы вдани суще от Бога епископу. Се же и девятое надесять правило повелевает иже в Трулле Полатном святого собора.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать