Array ( [otrid] => S:l7ZBkvJ-hn-3DEbTrN5-tA8kZHMegHFxvGL2w8XGAV8L-CVJLNL8VwXpz1VroaOXLQQ6D-75hlw-gm2kaISq0k7COxlGxLrZVC0w354SmeJwAexZTtDY3DJIRj3yDSqMCalRk78Sq8KW1Wg3E8zqT9HoRKnged7u8XQOeX1-1TR3mAXIh47uFRzXVR80IwCNJufFrl7662GoHdZWvIizUE0PSnytdpHjJ0c= [rmcookie] => S:zNbGERwnHJ-AJvaVAvT-MhCYxgqn-KnYtnZkyV6yYxMuYNCZllvGMlrqpJUWvwKAHntGfMJyQdEkrAKEYkzzcDZnP0M_DUiSsX78lHa71sRbvmq2xyV71boo28wsIqhMqNKAluCQPUep9tF9SfMGcMpRYHbDBqTlADlAEN6a5hEJBQFhShpr5fA2KsgALjEg2ZjQDs6sf0gfC_OTdZzv3kDPpWi0TCkyk1CVYUr5f6wDgSQ2IV7i8GjGFNZcYLCwGA8F_o2JiQcQI6DWMwolKWfXuFdtA-Fd9ArUIvMVe1CkqNSBxYvnk0XWt3gWf8rcHsbrjktEKVO7dfnW3e0RysCO9Fc490Z9-Ko0DaQCY81z8op2-wFwSDzMguqJYPLj9v7bsRmdc2p6txds5dv4NtgwP8pLqp8AMDnMoySojTYP36a5WvQGYf71dJs7Gh7E6g1vB84XYcFCNIshC-3_kYZmsnnRO8LKeZeh5psQE2PVG6qQBI9aJiDbAHQfeMddQ4M7zHt0_epBzC_Wc2i98CJZO44kDV0PFFuyznRp2skBlJmO6xfJrq4UZBxfd5HZ2Ex94Y0sB0eKbLLuPj0qm3hh9yk1OFkiNBJV-IaWds2OnocvLfJeUfRvjxEXrhP9G3T9PcVLp_iTvY3dp1cQO_o_A1FgQLoOrECeZMIFdijV [_ym_visorc] => w [_ga] => GA1.2.1097558209.1695127439 [_gcl_au] => 1.1.564748323.1711361876 [_gid] => GA1.2.1089072978.1714292011 [_ym_isad] => 2 [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [GSmBVJze] => VOSqEa8 [UDazJFjHGt] => HWXZvhE_jD2Qr [iSTFeskBnIODqwKV] => A9XnNEhuszaMgV6G [_langs] => c~r [_ym_d] => 1710757967 [_ym_uid] => 1692952062800089746 [mc-comment-order] => asc [__gsas] => ID=516eaee7b48cf8cc:T=1704288476:RT=1704288476:S=ALNI_MaBPvlvdJDf5BJBTqOQgBU8yTFyKQ [bible-langs] => eyJpdiI6IkxxSHVMWlZwdXlcL3B5dGkraENCSVFBPT0iLCJ2YWx1ZSI6ImZYNGZ1UTkyVmd2UXBtUHVCUFwvbWN3PT0iLCJtYWMiOiJkMzk3YjM5MjdhMDM3ZDM3ODZiMjZhNDVjYWQ3MTJjODI3YjRhNTM4MjNiMGFmN2UyYTZhNTU0ZTI1NjViYWVhIn0= )
18

Правило 19

20

О чине древней литургии и позволении причащаться в алтаре только священнослужителям.

О том, что должно после бесед епископов сначала особо совершать молитву об оглашенных, а после того как выйдут оглашенные – молитву о кающихся, и когда кающиеся подойдут под возложение руки и удалятся, тогда совершать 3 молитвы верных: 1-ю в молчании, 2-ю же и 3-ю – вслух, а потом уже преподавать мир и, после того как пресвитеры преподадут мир епископу, преподавать мир и мирянам, и таким образом совершать святое Приношение. И о том, что только одним священнослужителям позволено входить в алтарь и приобщаться там.

Περὶ τοῦ δεῖν ἰδίᾳ πρῶτον, μετὰ τὰς ὁμιλίας τῶν ἐπισκόπων, καὶ τῶν κατηχουμένων εὐχὴν ἐπιτελεῖσθαι· καὶ μετὰ τὸ ἐξελθεῖν τοὺς κατηχουμένους, τῶν ἐν μετανοίᾳ τὴν εὐχὴν γίνεσθαι· καὶ τούτων προσελθόντων ὑπὸ χεῖρα καὶ ὑποχωρησάντων, οὕτω τῶν πιστῶν τὰς εὐχὰς γίνεσθαι τρεῖς, μίαν μὲν τὴν πρώτην διὰ σιωπῆς, τὴν δὲ δευτέραν καὶ τρίτην διὰ προσφωνήσεως πληροῦσθαι· εἶθ᾽ οὕτω τὴν εἰρήνην δίδοσθαι· καὶ μετὰ τὸ τοὺς πρεσβυτέρους δοῦναι τῷ ἐπισκόπῳ τὴν εἰρήνην, τότε τοὺς λαϊκοὺς τὴν εἰρήνην διδόναι, καὶ οὕτω τὴν ἁγίαν προσφορὰν ἐπιτελεῖσθαι· καὶ μόνοις ἐξὸν εἶναι τοῖς ἱερατικοῖς εἰσιέναι εἰς τὸ θυσιαστήριον, καὶ κοινωνεῖν.

Толкования

Зонара. Прежде епископы беседовали с оглашенными, оглашая и уча их. Потом читалась молитва об оглашенных, и когда те выходили, совершалась другая молитва о тех, которые были в покаянии, то есть в припадении и прочее, о чем говорит правило; но ныне не бывает того, что относится к кающимся, и я не знаю каким образом это прекратилось. Потом священники подавали епископам мир, то есть целование; ибо целование есть знак любви, а за любовью следует мирствование. И священникам опять подавали мир миряне, чего ныне не бывает, ибо упразднилось, как и многое другое совершавшееся в древности. И за сим было совершение приношения, то есть приносима была и освящаема бескровная жертва; a по совершении сей жертвы производилось раздаяние ее. А приобщаться ее внутри алтаря, по словам правила, дозволяется одним посвященным.

Аристен. После молитвы об оглашенных должно приносить молитву о находящихся в покаянии, а после сего молитву верных; и после мира, то есть целования, должно совершаться приношение; а входят в алтарь и причащаются священники.
Настоящее правило учит порядку молитв, как они должны совершаться; и говорит, что прежде совершается молитва об оглашенных, потом приносится молитва о тех, которые находятся в покаянии, и после сего молитва верных; потом бывает мир и целование, и таким образом совершается святое приношение и причащаются внутри алтаря одни священники.

Вальсамон. Оглашенными называются готовящиеся ко крещению, а находящимися в покаянии – те, которые за какое-нибудь согрешение подвергнуты епитимии; верными – удостаиваемые и святого причащения. Таким образом оказывается, что в тогдашнее время в божественном священнодействии имело место какое-то другое последование; и поэтому отцы определили здесь постановленное. А так как ныне это переменено на другое последование, то нет нужды представлять толкование этого. А мир бывает между епископами посредством целования; ибо целование есть знак любви, а за любовью следует мирствование. Заметь, что и настоящим правилом одним посвященным предоставляется приобщаться внутри алтаря. А о том, чтобы миряне не входили в алтарь, прочти 69-е и 70-е правило 6-го собора и настоящего собора 44-е правило.

Славянская кормчая. Яко подобает своей прежде беседы епископом о оглашеных молитву творити, о иже в покаянии сущих. И тем изшедшем подрукою и отступльшем, тако верным молитвам 3-м быти. Единой убо первее с молчанием. 2-ю же и 3-ю с возглашением исполнити, и потом мир подати епископу попом: тогда и простым людем мир подати, и тако святое приношение совершити. И единем подобно есть святительским входити во алтарь и приобщатися.

Толкование. Особ прежде поучив оглашеные, и молитву о них сотворив егда изыдут оглашении из церкви, о сущих в покаянии молитву сотворити. И тем приступльшим под руку его, и тако отшедшем, бывают о верных три молитвы. 1-я втайне. 2-я и 3-я со гласом совершается. И тако мир дается. Егда же презвитери мир дадут епископу, тогда и мирстии человецы дают мир, и тако святую службу совершают. Единем же священником достойно входити в жертвенник, и причащатися.

Ино Толкование. Прежде епископи оглашенные поучаху, беседующе и глаголюще к ним, и потом глаголаху молитву о оглашеных. И тем излезшим из церкви, о сущих в покаянии, рекше в припадании, 2-ю молитву творит. Прочая же правила глаголют, но ни о сущих в покаянии молитвы не бывают: не веде како оставлени быша; и потом мир епископом презвитери даяху. Еже есть целование, любве бо образ целование есть: любви же последует смирение. И потом мирстии людие презвитером мир даяху, рекше целовахуся с ними, еже ныне не бывает, упразднибося яко и иная многа творимая прежде; и посем приношения совершение бываше и освящашеся. Скончане же бывше таковей службе, причащахуся от нея достойнии. Внутрь же жертвеника единем священником достойно причащатися велит правило.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать