Array ( )
3

Правило 4

5

О епитимиях для второбрачных и троебрачных.

О троебрачных и многобрачных мы вынесли в правиле то же определение, что и о второбрачных, по аналогии: второбрачным назначают год, но иные – 2; а троебрачных отлучают на 3, а часто и на 4 года. Ведь такое сожительство называют не браком, но многобрачием, а скорее – ограниченным блудом. Поэтому и Господь сказал самарянке, которая одного за другим сменила 5 мужей: и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе (Ин.4:18), так как преступившие меру двоебрачия уже недостойны называться именем мужа или жены. А мы не из правила, но следуя нашим предшественникам, приняли обычай накладывать на троебрачных 5-летнее отлучение. Впрочем, должно не вовсе преграждать им вход в Церковь, но на 2 или 3 года удостаивать их слушания, а после этого позволять стоять с верными, но удерживать от приобщения Блага; и когда таким образом они покажут некоторый плод покаяния, возвращать на место приобщения.

Περὶ τριγάμων καὶ πολυγάμων τὸν αὐτὸν ὥρισαν κανόνα, ὃν καὶ ἐπὶ τῶν διγάμων ἀναλόγως· ἐνιαυτὸν μὲν γὰρ ἐπὶ τῶν διγάμων, ἄλλοι δέ, δύο ἔτη· τοὺς δὲ τριγάμους ἐν τρισὶ καὶ τέσσαρσι πολλάκις ἔτεσιν ἀφορίζουσιν. Ὀνομάζουσι δὲ τὸ τοιοῦτον οὐκ ἔτι γάμον, ἀλλὰ πολυγαμίαν, μᾶλλον δὲ πορνείαν κεκολασμένην. Διὸ καὶ ὁ Κύριος τῇ Σαμαρείτιδι, πέντε ἄνδρας διαμειψάσῃ· Ὅν νῦν, φησίν, ἔχεις οὐκ ἔστι σου ἀνήρ, ὡς οὐκ ἔτι ἀξίων ὄντων τῶν ὑπερεκπεσόντων τοῦ μέτρου τῆς διγαμίας τῷ τοῦ ἀνδρὸς ἢ τῆς γυναικὸς καλεῖσθαι προσρήματι. Συνήθειαν δὲ κατελάβομεν ἐπὶ τῶν τριγάμων, πενταετίας ἀφορισμόν, οὐκ ἀπὸ κανόνος, ἀλλ᾿ ἀπὸ τῆς τῶν προειληφότων ἀκολουθίας. Δεῖ δὲ μὴ πάντῃ αὐτοὺς ἀπείργειν τῆς Ἐκκλησίας, ἀλλ᾿ ἀκροάσεως αὐτοὺς ἀξιοῦν ἐν δύο που ἔτεσιν ἢ τρισί, καὶ μετὰ ταῦτα ἐπιτρέπειν συστήκειν μέν, τῆς δὲ κοινωνίας τοῦ ἀγαθοῦ ἀπέχεσθαι, καὶ οὕτως, ἐπιδειξαμένους καρπόν τινα μετανοίας, ἀποκαθιστᾶν τῷ τόπῳ τῆς κοινωνίας.

Толкования

Зонара. Древние отцы, говорит сей великий отец, назвали троебрачие не браком, но многоженством, или, лучше, наказанным блудом, то есть не свободным и безразличным, но сдержанным и ограниченным одною женою. Итак, говорит святый отец, какое правило мы определили о второбрачных, то же самое по соразмерности определяется и о троебрачии (решение «по соразмерности» имеет здесь такой смысл: если за второбрачие определен в епитимию год, а у других 2 года, то за троебрачие, так как эта вина больше, и епитимия полагается соразмерная, то есть отлучение на 5 лет). Тех, говорит отец, кто преступил за предел второбрачия, не должны называть своими мужьями сожительствующия им жены, ни мужья не должны называть таких женщин своими женами. Приводит и свидетельство об этом из Евангелия, когда Христос сказал Самарянке: его же ныне имаши, несть ти муж; убо имела еси (Ин.4:18). И хотя прежде сказал святый, что троебрачных отлучают (некоторые) на 3, или на 4 года, но сам не остановился на этом образце, а продлил время епитимии до 5 лет, прибавив, что таковых не должно извергать из церкви, то есть не ставить их вместе с плачущими, но помещать на 2, или на 3 года в разряд слушающих; а после сказанного времени дозволять им стоять вместе с верными, но удалять от причащения, и, таким образом, если покажут плод покаяния, то есть сердечное сокрушение и слезы, или другое тому подобное, принимать их в общение.

Синопсис. Второбрачный отлучается на 1 год, или на 2; троебрачный на 3 и на 4 года, а по теперешнему обычаю – на 5.

Аристен. Василий Великий, последуя не канону, а обычаю, по которому троебрачные отлучались на 5-летие, принимает это и сам, впрочем, повелевает не изгонять их совершенно из церкви и не ставить вместе с плачущими, но в течение 2-х или 3-х лет удостаивать их слушания божественных писаний; затем позволяет стоять им вместе с верными и участвовать с ними только в молитвах, а от причащения Тайн воздерживаться; и потом уже, если покажут некоторый плод покаяния, восстановлять на месте причащающихся Владычного тела и крови.

Вальсамон. Сказав, что древние отцы называли троебрачие не браком, а многоженством, или, лучше, наказанным блудом, то есть не свободным и безразличным, но сдержанным и ограниченным одною женою, и подтвердив словами Писания, что троебрачие не есть брак, сей великий отец присовокупил, что и троебрачие наказывается соразмерно со второбрачием; так что отсюда открывается, что и 3-й брак, наравне со 2-м, не расторгается, но наказывается епитимиею, только не 2-летнею, как второбрачие, а 5-летнею. При этом предписывается троебрачным стоять в течение 3-х лет вместе со слушающими, а после того, до исполнения 5-летия, вместе с верными, и тогда, если покажут плоды достойные покаяния, возвращаться на место приобщающихся. Таково правило святаго отца. А «том единения», состоявшийся при Константине Порфирородном и Романе, когда Константин царствовал, а тесть его Роман украшен был титулом царского отца, в 6428-м году индикта 8-го, и ежегодно читаемый с амвона в месяце июне, говорит в конце следующее: «Определяем общим мнением и судом, чтобы с настоящего года, который есть 6428-й индикта 8-го, никто не дерзал на 4-й брак, который совершенно отвергается; и если кто решится вступить в такое сожительство, да будет лишен всякого церковного собрания и чужд самого входа в святый храм до тех пор, пока остается в этом сожительстве, ибо как угодно было и святым отцам, бывшим прежде нас. И мы, делая это решение более ясным, объявляем такового чуждым христианского общества. Так – о 4-м браке. А чтобы привести в большее благообразие и другие (повторительные) браки и дать им такой вид, чтобы они не казались недостойными христианской жизни, мы и относительно 3-го брака определяем, что он не должен быть совершаем просто и как случилось; ибо хотя он и был терпим отцами, как нечистота, или такое дело, которое тогда не совершалось еще так бесстыдно, как ныне, и не распространилось широко, но уподоблялось сору, который лежит в доме, где-нибудь в углу, и на который никто из входящих не обращает особенного внимания, но ныне, когда эта нечистота сделалась открытою и, вследствие повсюдного распространения, не считается уже чем либо постыдным и оскверняющим мы признали за благо устранить ее точно так, как мы никогда не оставляли грязи, если она лежит не в углу, а раскидана по жилищу, но очищаем дом и выбрасываем из него все, неприятное для глаз. Итак, уступая человеческой немощи и заботясь о подобающем христианской жизни благоприличии, определяем соблюдать относительно 3-го брака следующее; если кто, дожив до 40-ка лет и не стыдясь природы, не имея попечения о подобающем каждому христианину благоустроении своей жизни, но движимый только страстным вожделением, ввергнет себя в 3-й брак, таковый не имеет участия в причащении святый Тайн до истечения 5-летия, и это соблюдается со всею строгостью, так что срок епитимии ни в коем случае не должен быть сокращаем для него. Ибо кто после 40-го года возлюбил быть или считаться в христианской церкви нечистотою, тот какое представит удостоверение в том, что он печется о своей жизни и заслуживает того, чтобы для него сокращено было время отлучения от Таин? Но и после того как он будет удостоен пречистого причащения, не должно быть дозволяемо ему приступать к причащению в другое время, разве только в день спасительного воскресения Христа и Бога нашего, когда он, сколько возможно, очистится воздержанием в предшествовавшие дни поста. Но это мы говорим о тех, которые, как сказано, вступают в 3-й брак после 40-го года, не имея детей от прежних браков: ибо, если будут дети, 3-й брак для них недозволителен, так как было бы весьма несправедливо потакать безвременному похотению отца и не позаботиться о судьбе детей от прежних браков, чтобы они были обеспечены и свободны от невзгод, какими сопровождается для семьи излишнее чадородие. А кто, будучи 30-ти лет и имея детей от предшествовавших браков, соединится с 3-ю женою, таковый без всякого снисхождения должен быть удален от Таин на 4 года, потому что он вступил в этот брак, очевидно, не вследствие чего-нибудь другого, а по увлечению невоздержанием, и потому, что он раб плотских пожеланий. А по истечении срока епитимии, только 3-жды в год он удостаивается причащения Таин, в 1-й раз – в день спасительного Воскресения Христа и Бога нашего, во 2-й – в Успение Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и в 3-й – в день Рождества Христа и Бога нашего, потому что и этим дням предшествует пост, доставляющий пользу (немощным душам). А если детей нет, то поскольку желание чадорождения не непростительно, пусть такой брак удостоится снисхождения и уврачуется епитимиею, какая действовала от начала и доныне. Все это – о 3-м браке. Но и 2-й, и даже 1-й не оставляем без всякого внимания, но определяем, чтобы и они установлялись не по какой-либо дурной причине, не похищением или вследствие предшествовавшего тайного растления, но законным образом, и были бы чисты от подобных скверен и блудной нечистоты. Итак, если кто вступит в 1-е или 2-е брачное общение, пренебрегши сказанными установлениями, того церковь Христова, чистая и не имеющая никакой скверны или порока, подвергая спасительным наказаниям, не прежде допустит к приобщению святых Таин, как если он тщательно выполнит время епитимии, определенное для блудников, то есть до истечения 7 лет, разве только крайняя опасность за его жизнь пробудит (к сокращению этого срока). А священник, дерзающий вопреки настоящему определению удостоит кого-либо из таковых божественного причащения, подвергнется опасности потерять свою степень, при чем, само собою понятно, удостоенный божественного причащения, вопреки данному теперь уставу, опять останется вне общения до конца 7-го года. Но так делали только прежние цари (Разумеется царь Лев Мудрый, произведший своим 4-м браком великий соблазн и продолжительный раскол в церкви), ныне же по благоволению и благодати Отца и Сына и святаго Духа и ходатайством всесвятыя Богоматери и великого Архистратига, тихое царствование наших боговенчанных царей Романа и Константина совокупило и соединило священников и монахов, уже 90 лет тому назад отторгнутых, по указанной выше вине и поводу (от церковного единства), и соделало церковь единою кафолическою и апостольскою; почему исполнившие такое боголюбезное и достославное дело должны быть прославляемы и возвеличиваемы». Ввиду такого законоположения канона и новеллы, церковь даже до наших дней не дозволяет совершение 3-го брака.

Славянская кормчая. Двоеженец лето едино или 2, да отлучится. Троеженец же 3 или 4 лета, и 5 по нынешнему обычаю.

Толкование. Не от правила, но от обычая приим великий Василий, троеженцем 5 лет отлучаемым сущим, приемлет той сам; обаче повелевает не отнюд сих изринути из церкве, и с плачущимися причитати: но 2 лета или 3, божественных писаний послушания сподобляти их, и потом повелевает с верными и молитв токмо приобщатися с ними, общения же благаго не приимати, и тако плоды некия покаяния показавшим на месте причащающихся владычнем, телесе же и крове устроити сих.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать