Array ( [_ym_visorc] => b [_ga] => GA1.2.1059619147.1709306120 [_gcl_au] => 1.1.1336165265.1709306120 [_gid] => GA1.2.671129961.1714158055 [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 [_gat_UA-12794142-1] => 1 [otrid] => S:ji_bYSqqLc4VtOTYoUzTAnOB2O99uGIBpWFkMd5nOhqDfekwIAnDJzTW9qkASx_46PKwnYT3-UMMJayoroZKDzCGrwu2V_1xBJr3YMDPPQRZKT5D_zjrwXAzDSu7LpjMwzA9knPYOvLwVuRjdsORXDZuRTANTmCw-THSQ4ZJtkGLBvMCazPhy-BNye2kkF-DkYQaC2v9CjO5QLTC9CwQEtszjKDk-06y3nI= [rmcookie] => S:hw5quSmALQ1IovC6VxyTHbeW0LBaYQRzmBIKVfADM7S8uYtStbO_py7QM66szqxlGVP0gnX7Ss9hJXKD2b4elpjbAW3PLbQRyH5win3CnTy6ACY6hOH57NmBqsVUd4mCs7th2IxZuCK-z9EKfITVzoiOZ4AoS-Wy5GcmNTEG_9eYxPin4ApleTpnyirYkRIg52Bn9Da2N2j81nJaeqBKxTdPNlf8fudcKwhG4-TtRs1WrIvh7jNDTiJ6us7Qy47zH0UiS01YAOxc6MOgFsC9qgsbkUO3J3xS9vVxi2NcSZ1BmXRjFwAAVcM3IHkuC45L84oygJwkUzFut9RwsDLC1owb6Zo6fM5KmpdgP1rGlvOE6DPvB4nz404R3g0qit0CvRT4nFZxoMqderyGGdVdPsoDfsw4NI-S4Ke5XXfLhkfjkoIo7NiA477fTVBFt0A_PUFr-ncEbrvIe4H_b4NW8Ww__lByH0JoRc9Q08ZkEYiinYcjtCFACBn-M14p8MSWxhFFe1b1aP1dMCMrbUNVE7bb9SQhXiCiuiSf2X4MGKzKaYHlRG7l7pEdLQIxudgWrujD6D-QF_S7D_JWGsi7bKuY6q3Jfmija5va91QVol1AYkAvc1ExKzEukQQpAwvnxJMcRwhJwvy0zCFcAj02IrM5nGLDOVcVZYV-QAo= [_langs] => r [_ym_isad] => 2 [_ym_d] => 1713988430 [_ym_uid] => 1624175529882657917 )
79

Правило 80

81

О епитимии для многобрачных.

О многобрачии отцы умолчали как о деле скотском и совершенно чуждом человеческому роду. Нам же представляется, что этот грех тяжелее блуда, поэтому разумно таковых подвергать епитимии, а именно: после того, как они год будут плакать и 3 припадать, потом пусть будут приняты в общение.

Τὴν πολυγαμίαν οἱ Πατέρες ἀπεσιώπησαν, ὡς κτηνώδη καὶ παντελῶς ἀλλοτρίαν τοῦ γένους τῶν ἀνθρώπων. Ἡμῖν δὲ παρίσταται πλέον τι πορνείας εἶναι τὸ ἁμάρτημα. Διὸ εὔλογον τοὺς τοιούτους ὑποβάλλεσθαι τοῖς κανόσι, δηλονότι ἐνιαυτὸν προσκλαύσαντας καὶ ἐν τρισὶν ὑποπεσόντας, οὕτω δεκτοὺς εἶναι.

Толкования

Зонара. Многобрачие, то есть поятие одним и тем же лицем многих жен, хотя и не в одно время, святый отец называет делом скотским, а не человеческим, точно также – и безразличное совокупление со многими, что представляется, то есть кажется по нашему мнению и суду более тяжким грехом, нежели блуд; почему справедливо подвергать таковых (наказанию по) правилам. Затем указывает число лет епитимии, которых, по-видимому, 4. Но каким образом святый, назвав многобрачие тягчайшим блуда, определил за него как будто одно и то же время (епитимии), так как и блуд наказывается по отцам 4-летием? Я думаю, что здесь составляется число лет больше 4-х; ибо соблудившему определено быть год в числе плачущих, во второй слушать, а в третий каятся, то есть быть в припадании и выходить с оглашенными; в 4-й стоять вместе с верными и после того удостаиваться божественных даров, по 22-му правилу. А кто согрешил многобрачием, тому определено быть год в числе плачущих, в течение 3-х лет припадать, что значит стоять с оглашенными и выходить вместе с ними, и таким образом быть принятым, то есть только в общее стояние, так чтобы после того, как и тут проведет столько времени, сколько присудит держащий его под епитимиею, был наконец допущен к причащению Таин. Ищи еще 3-е правило Неокесарийского собора.

Синопсис. Многобрачные – скотообразны; но после 4-летия должны быть приняты.

Аристен. Таковые, если оставят гнусное дело и расторгнут незаконный брак, должны быть под епитимиею в течение 4-х лет, хотя грех и тяжелее блуда: 1 год должны плакать, в течение 3-х – припадать, и таким образом быть приняты.

Вальсамон. Постановив в 4-м правиле о троебрачных и многобрачных то, что прекрасно изложил его десницею Дух святый, святый говорит теперь, что отцы ничего не сказали о многобрачии, но покрыли оное мраком молчания, как дело скотское и чуждое человеческой жизни; а самому ему кажется, что оно хуже блуда. Почему и определил – того, кто по неразумию впадет в нечистоту многобрачия, подвергать каноническим епитимиям, именно он должен год стоять с плачущими, в продолжение 3-х лет быть в припадании и выходить с оглашенными, и таким образом быть принят. Но кто-нибудь спросит: если указанное 4-е правило говорит, что отцы называли троебрачие наказанным блудом, и уравнивает то и другое во всем, то каким образом настоящее правило говорит, что отцы умолчали о многобрачии и что этот грех превышает блуд? Решение. Троебрачие признается законным, а 4-й брак и далее не принят ни правилами, ни законами; поэтому всякий брачный союз, превышающий пределы троебрачия, называется многобрачием. Итак, там святый, полагая определение о троебрачии, наименовал наказанным блудом не многобрачие, а троебрачие, потому что оно и законом признается и церковью не расторгается, как говорит об этом 50-е правило; а здесь, постановляя о многобрачии, сказал, что оно хуже блуда, и справедливо; ибо кто любодействует, делает вред только себе, как добровольно подвергающий себя в неисходную пропасть невоздержания; а вступающий в 4-й или 5-й брак выходит из подчинения божественным правилам и законам, которые запретили это нечестивое дело, и делает обиду своим родным детям, как бы подсевая к истинным своим семенам плевелы поддельных семян. Итак, чтобы верные воздерживались от таких незаконных браков, святый определил наказывать их после исповеди и оставления зла строже, чем совершивших блуд. Еще спросит кто-нибудь: если блуд наказывается 7-летнею епитимиею, как это открывается из 59-го правила, то каким образом настоящее правило, называя многобрачие худшим блуда, подвергает оное епитимии на 4 года? Решение. Некоторые, разрешая недоумение, говорили, что блудники наказываются 4-летием, и ссылались при этом на 22-е правило святаго отца. А ты прочти 9-е правило и толкование на него и скажи, что блудник подвергается епитимии на 7-летие, а многобрачный – на большее число лет. Ибо так как мест епитимий 4, и святый определил, чтобы многобрачный в течение года плакал, и 3 года припадал, то, в соответствие с сим, он необходимо должен потрудиться и на остальных местах, то есть на месте слушающего и на месте стоящего вместе (с верными), и если и для этих мест не должно быть назначено большее количество времени, а по крайней мере 4-летие, то всех лет епитимии будет 8. А что некоторые здесь многобрачием назвали безразличный блуд, то пусть услышат, что брак не в том только состоит, чтобы совокупится, по простонародному выражению, но он есть союз мужа и жены, общий жребий на всю жизнь и общение права божественного и человеческого; и что брак заключается не совокуплением только, но и расположением сочетавающихся. Ибо 4-я глава 4-го титула 41-й книги (Василик) говорит: «браком доставляется приданое, но не приданое составляет брак, а взаимное расположение сожительствующих». О троебрачии прочти еще помещенный выше акт единения, состоявшийся в дни царя господина Константина Порфирородного (смотри толкование Вальсамона на 4-е правило Василия Великого).

Славянская кормчая. Многоженцы осквернения отступающие и беззаконный разрушающе брак, 4 лета запрещение приимут аще и боли есть грех сей (на поле против этого напечатано: «в новей Кесарии 3 о том же, и 84 Василиево же»). 1 убо лето плачущеся, 3 же припадающе, и тако сподоблени будут причащения божественных даров (Славянская кормчая выдает здесь Аристиново толкование на 80-е правило Василия Великого за самое правило (сравни выше новый перевод Аристинова толкования)).

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать