Миря́не, или ла́ики (греч. λαϊκός «люди»); более точно – верные – члены Церкви, не входящие в состав духовенства. Раньше мирянами называли тех, кто в мире, т.е. некрещёных.
Греческая лексика лучше позволяет различать основания для деления церковного народа. По отношению к служению: κληρικός (клирик) и λαϊκός (миря́нин); по отношению к образу жизни: μοναχός (монах) и κοσμικός (мирской). Монашествующие не являются отдельным классом христиан, некоторые из них принадлежат к духовенству, а некоторые к мирянам.
Миря́нин – представитель церковного народа, принимающий молитвенное участие в храмовом богослужении. Миряне могут совершать дома все богослужения Суточного цикла, приведённые в Часослове, Молитвослове или ином богослужебном сборнике, опуская священнические возгласы, молитвы и дьяконские ектеньи. В случае крайней необходимости (при отсутствии священнослужителя и смертельной опасности), мирянин может совершить Таинство крещения.
В первые века христианства права верных несравнимо превосходили современные, простираясь до избрания не только настоятеля приходского храма, но даже епархиального архиерея. Члены Церкви, клирики и миряне, равны в надежде на спасение. Но, как и во всяком живом организме, в церковном Теле каждый член имеет свое назначение: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» (1Кор.12:4-5). Широкое участие мирян в церковной жизни имеет своим догматическим основанием библейское учение о всеобщем священстве: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1Пет.2:9-10). Согласно православному вероучению, миряне принадлежат к духовному священству и приносят Богу духовные жертвы: «молитвы, благодарения, умерщвление плоти, добровольные мученические страдания за Христа и тому подобное» (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 108). Об этом свидетельствует Священное Писание: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет.2:5).
Обязанностью мирян является участие в богослужении, регулярное участие в Таинствах Покаяния и Причащения, соблюдение канонов и церковных предписаний, совершение дел веры, стремление к религиозно-нравственному совершенствованию, содействие благосостоянию прихода и материальное обеспечение его клира (см.: Устав РПЦ, гл. XVI, 3). При этом, мирянам запрещается вмешиваться в духовные дела (см.: Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 89).
Миссионерская ответственность мирян предполагает:
- Знание основ православного вероучения и активное участие в жизни прихода.
- Свидетельствование об истине Православия всей своей жизнью, по слову святого апостола Петра: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).
- Внесение, при надлежащем попечении духовников, личного вклада в дело миссионерского свидетельства в соответствии с образованием, способностями и профессиональными навыками.
Могут ли миряне учить в Церкви и проповедовать?
Миряне не только призваны хорошо знать основы церковного учения, но и при наличии надлежащих способностей и должной подготовки сами могут участвовать в церковном учительстве, однако лишь по благословению священнослужителей, например в качестве преподавателей духовных учебных заведений, школ, преподавателей богословия, Закона Божия и других церковных дисциплин в светских учебных заведениях, а также в качестве церковных ученых (богословов, историков, канонистов и т.д.) или миссионеров, церковных журналистов и публицистов. Что касается возможности мирян проповедовать с церковного амвона, то женщинам это запрещено категорически (см.: 1Кор.14:34–35 и 70 канон Трулльского собора), а мужчинам может быть дозволено лишь с разрешения правящего епископа (см.: Определение собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. «о церковном проповедничестве»).
Могут ли миряне принимать участие в церковных соборах?
Согласно действующему Уставу Русской Православной Церкви, миряне могут принимать участие в Поместном соборе, однако последнее слово в принятии или отклонении соборных решений всегда остается за архиереями. Исторически участие мирян в деятельности церковных соборов ограничивалось ролью наблюдателей или свидетелей, так как власть учить и издавать законы в Церкви, в соответствии с Божественным замыслом, принадлежит только архиереям.
Однако, как пишет свт. Сильвестр (Малеванский), «присутствие народа на соборе вовсе не было лишнее; оно не было без всякого значения для общей цели собора. Многочисленное собрание верующих, со вниманием следивших за ведущимися гласно на соборе рассуждениями о предметах близких их сердцу, с полным доверием ожидавших от собора одной истины, и в то же время большею частью способных, если не собственными усилиями дойти до открытия ее, то понять и оценить ее, если она будет им явлена, не могло не налагать на совесть действовавших на соборе лиц особенной обязанности – с полным вниманием и беспристрастием обсуждать и выяснять обстоятельства, имеющие значение в решении предложенного вопроса, и затем произносить только правдивое и истинное решение».
Могут ли миряне помогать совершению богослужения в храме?
Каноны Церкви запрещают мирянам входить в алтарь и петь на клиросе (69 канон Трулльского собора, 15 канон Лаодикийского собора). Однако в силу обычая и практической необходимости этот запрет не соблюдается строго в практике Русской Церкви.
Какова роль мирян, участвующих в Божественной литургии?
Как пишет св. Никодим (Милаш), «власть священнодействования принадлежит исключительно иерархии. Но в Церкви все ее верующие члены святы и суть живые члены тела Христова и, как таковые, все верующие миряне, вместе с иерархией, составляют одно священство; своими молитвами при богослужении они вступают в таинственную сторону священнического служения; вместе со священником молитвенно призывают на литургии Духа Святого на принесенные дары; вместе с епископом молятся о сошествии благодати небесной на рукополагаемого. Одним словом, верующие миряне бывают соучастниками каждого общественного богослужения в Церкви, принимая, таким образом, активное участие и в этой отрасли церковной власти, к которой в частности, призваны члены иерархии».
Цитаты о мирянах
«Всем людям должно восходить на одну и ту же высоту; то именно и извратило всю вселенную, что мы думаем, будто только монашествующему нужна большая строгость жизни, а прочим можно жить беспечно. Нет, нет; от всех нас требуется, говорит он, одинаковое любомудрие: это весьма хотел бы я внушить; или лучше – не я, но Сам Тот, Кто будет судить нас».
свт. Иоанн Златоуст
Литература по теме
- Служение мирян в церкви прот. Николай Афанасьев
- Добротолюбие, избранное для мирян
- Как читать «Лествицу» мирянину игумен Герман (Осецкий)
- Подвижники-миряне
- Участие клира и мирян на соборах первых веков свщм. Николай (Добронравов)
- О совершении великопостных богослужений в домашних условиях А.С. Кашкин
- Отношения между клиром и мирянами св.-исп. Никодим (Милаш)
- Святоотеческие творения для мирян
- Как мирянину можно спастись? прп. Паисий (Величковский)
- Церковный собор и миряне С.В. Троицкий
- Духовная жизнь мирянина по творениям свт. Игнатия (Брянчанинова) игум. Марк (Лозинский)
- Какова роль мирян в Церкви? Миряне и есть Церковь! Р.Ф. Тафт
Комментировать