Молитвослов

Литература по теме

Молитвосло́в, или Молитвенник (от др.-греч. εὐχολόγιον – εὐχή – «молитва» + λέγω – «говорить», «собирать») – в широком смысле слова сборник молитв и молитвенных песнопений (например, крупные евхологии как «Требник, або Молитвослов» свт. Петра Могилы). В более узком, обиходном смысле слова – сборник молитв, которыми могут пользоваться миряне (хотя и не только миряне) как в рамках регулярно совершаемого молитвенного делания, так и в особых жизненных ситуациях (в настоящей статье речь идет о втором явлении). В современной публицистике слово молитвенник используется значительно реже, нежели слово молитвослов (первое нередко прилагается к ревностным богомольцам).

molitvoslov – Молитвослов

История понятия

По формальным признакам самым первым молитвословом является Псалтирь – сборник молитв (просительных, покаянных, благодарственных, хвалебных) к Богу1.

Первые христианские сборники молитв имели общественное богослужебное применение. Молитвы в разных сборниках объединялись по разнообразным критериям: последование молитвословий суточного круга (Часослов), молитвы святым в дни их памяти (Минеи), богослужебные последования церковного года (Октоих), молитвенные песнопения (Ирмологий), псалмы (Следованная Псалтирь) и пр. В некоторых случаях одни и те же молитвы могли входить в разные сборники.

Постепенно, тексты, изначально применявшиеся, главным образом, в публичном богослужении, начали шире использоваться и в индивидуальном употреблении (в келейной молитве). В первую очередь, это относится к текстам суточного круга богослужения, содержащимся в Часослове или его частичных аналогах (Следованная Псалтирь, Канонник). В частности, уже в XIV веке на Руси чин мефимона (повечерия) содержался в виде келейного последования и использовался в качестве привычного нам правила «Молитвы на сон грядущим» из современного молитвослова2. Свидетельства этому мы находим также и в Домострое, где келейное правило сводилось к исполнению богослужебных молитвословий суточного и недельного круга:

«По все дни, в вечере, мужу с женою, и с детми, и с домочадцы и кто умеет грамоте отпети вечерня, и повечерница, и полунощница с молчанием и с кротостию с стоянием, и с молитвою, и с поклоны; – пети внятно и единогласно. А после правила, отнюдь, ни пити, ни ясти, ни молвы творити всегда, а всему тому наук; а ложася спати, всякому христианину по три поклона в землю пред Богом положити; а в полунощи всегда тайно востав помолитися о своем согрешении, елико вместимо; а во утре, воставая, також творити и комуждо противу силы и по желанию, а не праздным женам кланятися до пояса»3.

Благодаря книгопечатанию в период раннего Нового времени стали распространяться молитвенные сборники, отличающиеся от привычных богослужебных книг, используемых келейно. Одной из первых таких книг была «Малая подорожная книга» (1522 г.), издававшаяся книгопечатней Франциска Скорины. Строго говоря, «Малая подорожная книга» была Следованной Псалтирью, снабженной некоторым количеством дополнительных текстов: Псалтирь, Часослов, акафисты святым и Пресвятой Богородице, каноны, тропари, кондаки, Шестоднев, и два акафиста, сочиненные самим Скориной с именными акростихами4. Для XVI века характерна и обратная тенденция – добавление в Часослов (иногда от руки, после приобретения напечатанного текста) популярных или важных для человека молитв, то есть «обогащение» напечатанного текста иными молитвословиями в индивидуальном порядке (в рамках собственного келейного правила или желания книгопечатника).

Именно «Малая подорожная книга» становится прототипом печатных «Акафистников» XVII–XVIII веков, тексты которых в свою очередь оказали решающее влияние на формирование современного молитвенного правила5.

Постепенно в молитвословы добавлялись иные молитвы, характерные для той или иной местности, или просто широко распространенные в народе. Чтение богослужебных последований в качестве утренних и вечерних молитв известно по крайней мере до середины XVI века. Переломным для истории молитвослова становится XVII век, когда сначала в южно-русских типографиях Киева, а затем и в московских типографиях начинают печататься сборники молитв с близким к современному последованию утренних и вечерних молитв. После реформ патр. Никона эти молитвы становятся общеупотребительными и начинает складываться современный нам молитвослов для келейного чтения.

Исследователь из МДА иеромонах Далмат (Юдин) в своей статье «Молитвы утренние и вечерние в составе печатных сборников частного молитвенного обихода: возникновение и путь в московскую книжность» выделял три этапа формирования первых печатных собраний утренних и вечерних молитв, которые стали опорными столбами всех будущих православных молитвословов:

  • Начальный этап с 1596 по 1622 годы;
  • Второй этап (традиции келейного правила Киево-Печерского монастыря) с 1625 по 1643 годы;
  • Третий этап (когда утренние и вечерние молитвы попадают в московские печатные издания) с 1658 по 1701 годы.

На первом этапе силами Виленского православного братства (Свято-Духово братство), которое имело свою книгопечатню, в условиях гонений на православных христиан в Великом княжестве Литовском, удалось издать первый келейный молитвослов – «Молитвы повседневные» (за основу были взят келейный устав Свято-Духова братства). Отличительной чертой этого сборника был определенного рода разрыв с предшествующей традицией собрания молитв, которые опирались на Часослов и богослужения суточного круга. Параллельно с трудами виленских братьев при типографии князя Константина Острожского в 1598 году под руководством редактора Василия Суражского издается «Псалтирь с восследованием», которая также применялась в качестве келейного молитвослова. Однако, данная «Псалтирь» не повторяла в полной мере молитвенных сборников предшествующих эпох, в ней размещался т. н. «Молебник», который содержал молитвы «на нощь» (вечерние) и «от сна вставши» (утренние). Редактор Василий Суражский взял за основу молитвенное правило виленской общины, преобразовал их в два последования по тринадцать молитв в каждом. Строго говоря, вся дальнейшая традиция утренних и вечерних молитв в молитвословах – это принятие и корректирование стандарта, заданного Василием Суражским. Название «на сон грядуще» в отношении вечерних молитв было воспринято из виленского сборника «Молитвы повседневные» в редакциях 1596, 1601, 1609 и 1615 годов. Сборник «Молитвы повседневные» был также переработан, дополнен и издан в 1611 году в новом варианте получившим название Анфологион (от греч. ̓Ανθολόγιον < ἀνθολογία – антология, букв. – собрание цветов, цветник). На протяжении XVII–XVIII веков данное название использовалось синонимично, наравне с понятием молитвослов6.

В 1625 году в Киево-Печерской лавре издается Молебник, названный Акафистом. Название данного сборника происходит из-за его стрежневой структуры – трех акафистов (Благовещению Пресвятой Богородицы, Успению Пресвятой Богородицы и «Иисусу Сладчайшему» – последний акафист в конечном итоге попадет и во все современные молитвословы, а сам набор акафистов изменится). В этом же сборнике впервые появляется выражение «на сон грядущим» в отношении вечерних молитв (а не «на сон грядущ» как в молитвословах Василия Суражского и виленской братии, хотя сборники этих двух традиций становятся основой, которую дорабатывают редакторы Киево-Печерской лавры).

Смутное время стало для московской книжной традиции периодом длительного застоя. Лишь в 1625 году благодаря усилиям монаха Арсения Глухого издается московский вариант «Псалтири с восследованием». Состав этого сборника был сделан с опорой на келейное правило Троице-Сергиевой лавры. Вечерние молитвы обозначены в нем как «молитвы спальные». Иеромон. Далмат приходит к выводу, что изначальные печатные московские сборники не наследовали особенностей виленских или киевских, однако, брали их как пример в организации текста7.

Именно никоновская справа богослужебных и келейных сборников, которая закончилась при патр. Иоакиме, и которой де-факто руководил монах Чудова монастыря Евфимий, ученик иером. Епифания (Славинецкого) объединила московскую и киевскую традицию молитвословов, с приоритетом киевских образцов (т. н. «литовских книг»). В частности, именно в Каннонике 1679 года вместо чина «внегда востати от сна» помещены молитвы утренние, а вместо «спальных» молитв московской традиции указаны «молитвы на сон грядущим». В своем письме монаху Иову старец Евфимий в конце XVII века также указывает на те произведения, которые он заимствует из киевской традиции и которые доныне используются в современных молитвословах (акафист Иисусу Сладчайшему, канон Ангелу Хранителю и пр.).

Статус и образ молитвенника в XIX веке дается в статье «Молитвослов» в энциклопедии Брокгауза и Ефрона за 1896 год, там же выделяются частное и публичное богослужение. В рамках частного богослужения основной книгой является Молитвослов (за которым по степени важности следуют Правильник – сборник, содержащий правила ко Святому Причастию и прочие молитвословия для приготовления к Таинствам или благодарения за них, Акафистник – сборник акафистов, Канонник – сборник богослужебных канонов и Святцы – сборник, построенный в хронологическом порядке с упоминанием дат памяти святых и молитв, как правило кондака и тропаря, им). Молитвослов, согласно данной статье, объединяет наиболее важные части всех этих четырех книг, а также часть богослужебных текстов Часослова8.

Окончательно практика утреннего и вечернего правила, а также сам образ современного православного молитвослова (структура текста и содержания, набор молитв, сопроводительные тексты) складывается в советское время, когда в ограниченном количестве издательство Московской Патриархии начинает выпускать типовые молитвословы для мирян.

Молитвослов в современной Русской Православной Церкви

В 90-е годы XX века после многих лет гонений со стороны безбожной советской власти, стало возможным издавать молитвословы (как и любую иную церковную литературу) в любом количестве и качестве. Отсутствие единого и единственного книгоиздательского центра, а также какой-либо внешней цензуры приводит к массовому выпуску молитвословов разного объёма, в том числе тематических.

Современный молитвослов обладает несколькими характерными особенностями. По мнению игум. Евфимия (Моисеева), молитвослов во всех его вариантах является наиболее читаемой книгой среди православных верующих9, даже более читаемой, чем Священное Писание. При этом, по свидетельству литургиста священника Михаила Желтова современные молитвословы «поражают почти полным отсутствием библейского элемента»10, а большая часть текстов имеет или позднее происхождение, или посвящена святым.

Существует множество вариантов современных молитвословов – начиная с классических, в которые входит стандартный набор последований: молитвы утренние, молитвы на сон грядущим, канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный к Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, последование ко Святому Причащению, Благодарственные молитвы по Свят. Причащении, и два акафиста: Иисусу Сладчайшему и Пресвятой Богородице. Данный, стержневой по своей сути, набор последований дополняется иными молитвами и чинами в зависимости от объема текста (т. н. Полные православные молитвословы могут включать в себя части Часослова, многие богослужебные каноны и песни) и от тематики.

С точки зрения тематики существует огромное разнообразие молитвенников, которые различаются набором текстов молитв или техническим исполнением издания:

  • молитвословы для слабовидящих,
  • для детей,
  • для женщин (в широком смысле слова),
  • для путешествующих,
  • для воинов (военнослужащих),
  • на всякую потребу (представляют собой своеобразные мирские требники),
  • молитвословы об усопших,
  • семейные молитвословы,
  • для заключенных,
  • для болящих,
  • для новоначальных,
  • молитвословы на русском и церковнославянском языках и пр.

Многие молитвословы также снабжаются поучениями современных духовных авторов или святоотеческими текстами, энциклопедическими / словарными статьями, пояснениями и комментариями к основному тексту молитв, рецептами постной пищи и даже способами приготовления травяных отваров и чаёв.

Благодаря тенденции к увеличению количества форм вновь издаваемых молитвословов (имеем в виду содержательную часть), существует проблема попадания в молитвословы молитв неясного или сомнительного происхождения (напр. «Молитвы задержания»).

Цитаты о молитвослове

«Когда мы обще со всеми действуем, обязаны действовать по общему уставу; а когда делаем что дома, одни, то тут и нам оставлена свобода. Молитвы и песни в Церкви читаются и поются для всех, – и мы обязаны тогда объединяться в духе со всеми. Но в домашней молитве ты совершенно свободен. Для этого составлены молитвенники; но образ употребления их тебе предоставлен».
свт. Феофан Затворник


Примечания

1 Сержантов П., диак. Старейший молитвослов – URL: https://pravoslavie.ru/57230.html (дата обращения: 10.04.2021).

2 Щепёткин А. В., диак. Молитва перед сном в Древней Руси: чин мефимона по Студийскому Часослову XIV в. // Христианское чтение, №. 3, 2020. С. 38-46.

3 Како мужу с женою и домочадцы в дому своем молитися Богу, Гл. 12 / Домострой – URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Домострой._По_рукописям_Императорской_Публичной_Библиотеки_(Яковлев_1867)/I/12 (дата обращения: 10.04.2021).

4 Верховская М. А. Личное молитвенное правило в литургической практике Русской православной церкви // Вестник Свято-Филаретовского института, №. 12, 2014. С. 113.

5 Желтов М. С., Правдолюбов С., свящ. Богослужение Русской Церкви, X-XX вв. // Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, 2000. [Вводный том]: Русская Православная Церковь. С. 503-504.

6 https://www.pravenc.ru/text/75532.html

7 https://bogoslov.ru/article/5233602#_ftn31

8 Молитвослов / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. т. XIXa (1896): Михаила орден – Московский Телеграф, с. 628

9 Евфимий (Моисеев), игум. Важно, чтобы каждая молитва прошла проверку церковной жизнью: [Интервью]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2545640.html (дата обращения: 10.04.2021).

10 Сопова А., Желтов Михаил, свящ. Часослов: богословие ежедневной молитвы. – URL: http://www.taday.ru/text/384810.html (дата обращения: 10.04.2021).

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka