Прелюбодеяние

Литература по теме

Прелюбодея́ние

1) греховное совокупление, связанное с супружеской изменой (неженатого с замужней; женатого с незамужней; женатого с замужней, но не являющихся супругами друг по отношению к другу),
2) идолопоклонство, как измена Единому и истинному Богу.

preljubodejanie – Прелюбодеяние
Джеймс Тиссо. Давид смотрит как купается Вирсавия (2Цар.11:2-27-12:1-25).

Каково было отношение к прелюбодеянию в Ветхом Завете?

Ветхий Завет запрещает прелюбодейство (Исх.20:14; Втор.5:18). Согласно требованию ветхозаветного закона, за связь мужчины с замужнею женщиной была предусмотрена смертная казнь (Лев.20:10) для прелюбодея и прелюбодейки. О пагубности прелюбодейства сообщается во множестве мест Священного Писания, в частности, в Книге Притчей Соломоновых (Притч.2:16-19, 5:3-8, 5:20-23, Притч.6:23-35, 7:6-27).

Каково отношение к прелюбодеянию в Новом Завете?

Новый Завет, подтвердив актуальность десяти заповедей (дав им более глубокое истолкование), тоже осуждает супружескую измену (1Кор.6:9-18; Еф.5:3-5). Сам Иисус Христос говорил: «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Кроме того, «всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк.16:18; см. также: Мк.10:11-12).

Прелюбодеяние и блуд – это одно и то же?

Понятие «прелюбодеяние» следует отличать от понятия «блуд». Грех прелюбодеяния подразумевает нарушение супружеской верности, тогда как блудом именуется (может именоваться и) незаконная интимная связь, не подразумевающая нарушения таковой. В строгом евангельском смысле (Мф.5:32; Мк.10:11-12) прелюбодеянием является даже и брак с разведенным или разведенной (не по причине прелюбодеяния), и даже мысленное совершение греха, блудный помысл (Мф.5:28). Иногда блудное деяние называют любодеянием. В слове прелюбодеяние приставка «пре-» указывает на то, что этот грех соития усугубляется супружеской изменой.

«Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», сказал Иисус Христос (Мф.5:28). Означает ли это, что тяжесть мысленного прелюбодеяния равнозначна реальному прелюбодеянию?

Тяжесть мысленного и реального прелюбодеяния все же различна. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Некоторые утверждают, что впадение в блудный грех телом и впадение в него умом и сердцем есть преступление одинаковых тяжести и значения. Такое мнение свое они основывают на словах Спасителя... (см. Мф.5:28). Несправедливое мнение! Это сказано в дополнение к ветхозаветной заповеди, это сказано тем, которые признавали грехом один телесный блуд, не понимая, что «злые помыслы», к которым причисляются помыслы блудные, «из сердца исходят... оскверняют человека» (Мф.15:19–20), «отдаляют от Бога» (Прем.1:3), отъемлют чистоту – средство богозрения. Услаждение блудными помыслами и ощущениями есть блуд сердца и осквернение человека, делающие его неспособным к общению с Богом, а блуд тела есть изменение всего человеческого существа от смешения с другим телом (см. 1Кор.6:16), есть совершенное отчуждение от Бога, есть смерть, есть погибель. Чтобы выйти из первого состояния, должно истрезвиться; чтобы выйти из второго, должно воскреснуть, должно снова родиться покаянием».

Чем интимные отношения вне брака отличаются от таковых в браке?

Они имеют лишь внешнее сходство. Автомобиль может быть собственный или ворованный; но ведь внешне он одинаков. Свои и украденные деньги внешне ничем не отличаются. Можно возразить – у кого воруют вступающие в греховную связь? У себя, в первую очередь, нарушая цельность, гармонию семейного союза, разрушаю семью, как Малую церковь, организм спасения супругов и их детей.
В браке плотские отношения являются лишь дополнением уже имеющихся душевных и духовных связей. Поэтому они – «на своём месте»; вне брака они попирают гармонию отношений между супругами.
В браке люди исполняют волю Божию. Живущий в блуде служит разврату, а значит, сознательно, избирает для себя другую сферу, демоническую. По словам апостола Павла «совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней?» (1Кор.6:16). Он совершает действие, телесно похожее на брачное соединение, но духовно совершенно противоположное ему, демоническое.

Почему Церковь считает, что прелюбодеяние является основанием для развода?

Прелюбодеяние – древнее основание для развода, измена, предательство разрушают тот союз единства, который существовал, пока супруги хранили друг другу верность. На сегодняшний день, даже в светском социальном пространстве, прелюбодеяние является одной из главных причин распада семей. Пострадавшая сторона может попытаться простить покаявшегося изменника, чтобы сохранить брак, но как показывает практика, в значительном количестве случаев после измены отношения между супругами меняются. Сам Господь допускает в Своих словах условие, при котором брак разрушается – это прелюбодеяние (Мф.5:31–32). Поэтому Церковь считает прелюбодеяние одного из супругов допустимым основанием к расторжению церковного брака (см. также документ «О канонических аспектах церковного брака»).

Возможно ли создание нового брака после развода по причине прелюбодеяния?

В Священном Писании Нового Завета эта тема затрагивается несколько раз. Господь Иисус Христос говорит: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:32). Поясняя слова Господа, апостол Павел пишет следующее: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены» (1Кор.7:10-11). «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» (Рим.7:2-3). Как можно видеть, каких-либо исключений для оставленной стороны не предусматривается.

В практике Древней Церкви создание нового брака после развода, независимо от его причины, не считалось возможным. 102(115) канон Карфагенского собора гласит: «Угодно было, чтобы согласно с евангельским и апостольским учением ни муж, оставленный женой, ни жена, покинутая мужем, не вступали в брак с другим лицом, но либо оставались так, либо примирялись между собой. Если они пренебрегут этим, пусть их принудят к покаянию». Здесь оставленной стороне прямо запрещается создавать новую семью со ссылкой на евангельское учение.

Однако в позднейшей церковной практике юридическое расторжение брака по причине прелюбодеяния и аналогичных ему поводов, через обращение к церковной власти, стало рассматриваться как полное уничтожение основы супружеского союза, которое дает основание для вступления в новый брак для оставленной стороны, в случае ее нежелания продолжать сожительство с изменившей стороной.

В чем причина того, что многие люди впадают в грех прелюбодеяния?

Главной причиной впадения человека в грех прелюбодеяния является его греховность вообще, склонность к греховным удовольствиям. Кроме того, в числе причин прелюбодеяния, как греха против ближнего, могут лежать: гордыня, нелюбовь, эгоизм. Бывает, что прелюбодейство связано с нежеланием человека вступать в брак (при нежелании отказа от возможности сексуального удовлетворения), мол, зачем заводить супружеские отношения, обременять себя супружескими обязанностями, нелегче ли вступить в ни к чему не обязывающую связь с чужим мужем / чужой женой.

Чем опасен грех прелюбодеяния?

Грех прелюбодеяния чреват многими пагубными последствиями: разрушает семью, отношения, душу, тело, ведет к вечной погибели. Опять же, нередко последствия супружеских измен негативно отражаются не только на жизни супругов, но и на жизни их детей. Порой этот грех обходится дорого даже с экономической точки зрения: бывшие супруги делят имущество, финансы, теряют работу.

Какому наказанию за прелюбодеяние подвергается согрешивший, согласно церковным канонам?

Мирянин за прелюбодеяние отлучается от причащения на 15 лет по правилу св. Василия Великого: «58 Правило: Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается Святых Таин. Распределение же на сии пятьнадесять лет для него следующее: четыре лета да будет он плачущим, пять слушающим Писания, четыре припадающим, два да стоит с верными без приобщения. 59 правило: Блудник седмь лет да не причастится Святых Таин: два лета да плачет, два да слушает, два да припадает, и едино лето токмо да стоит с верными, в осмое допущен будет до святаго причастия» (см. Св. Василий Великий. Третье каноническое послание святого отца нашего Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийския, к Амфилохию епископу Иконийскому).

Согласно правилу св. Григория Нисского: «... Осквернившиеся блудодеянием на три года да будут совсем удалены от церковной молитвы, три года да участвуют в одном лишь слушании Писаний, в иные три года да молятся с припадающими в покаянии, – и потом да причащаются Святых Таин» (см. Каноническое Послание Григория Нисского к Литоию Мелитинскому. Правило 4).

На практике при применении канонов Церковь учитывает конкретную духовно-историческую обстановку, состояние общества и каждого конкретного человека.

Что такое духовное прелюбодеяние?

Духовное прелюбодеяние – это измена Богу. В этом израильские пророки постоянно обличали иудеев. Сам Господь называл их родом лукавым и прелюбодейным (Мф.12:39). К духовным прелюбодеям следует также отнести всех раскольников, еретиков и сектантов. И когда мы, христиане, нарушаем заповеди Божии, то тоже становимся изменниками.

Что делать, если человек совершил грех прелюбодеяния, понимает свое падение и намерен преодолеть этот грех?

  1. Принести покаяние, исповедаться.
  2. Быть более внимательными к своим чувствам и желаниям, по возможности отстранять от себя порочные размышления.
  3. Желательно наложить на себя пост, испросив на это благословение священника.
  4. Молить Бога о помощи – самостоятельно, без Бога, ни один грех не преодолевается по-настоящему.
  5. Просить прощения у пострадавшей стороны. При этом нужно понимать, что пострадавшая сторона может и не простить обидчика.
  6. Ежедневно читать Священное Писание, жития святых.
  7. Избегать грехи пьянства и объедения, что позволит быть бдительнее.
  8. Прибегнуть к помощи мудрого наставника, духовника.
  9. По возможности и уместности исключить из своей жизни то, что привело к совершению греха прелюбодеяния: например, интернет; самого человека, с которым впал в грех; людей, которые подталкивают к совершению греха.
  10. По окончании исполнения епитимьи, которая, вероятно, будет наложена на согрешившего, участвовать в церковных Таинствах.

Цитаты о прелюбодеянии

«Беги прелюбодеяния, помня, что, впадая в него, то сразу и нарушителем закона являешься, и тело свое убиваешь, и себя позоришь, и душу свою подвергаешь мучениям, и род свой бесчестишь, и Бога прогневляешь».
свт. Иоанн Златоуст

«В первые века христианства, когда люди, уверовавшие во Христа, приводили в соответствие своей вере свой образ жизни, о неверности в браке и речи быть не могло. Но если кто-то все же изменял своей второй половине, то пребывал в покаянии и отлучался от причащения на совсем не малый срок – 15 лет. Для сравнения: за убийство человек отлучался на 20 лет. С точки зрения Церкви тяжесть этих грехов вполне сопоставима. Изменив, ты никого не убил физически, но ты убил семью, уничтожил сверхличностный организм».
прот. Александр Ильяшенко

– Позволь мне, господин, спросить тебя немного.
– Спрашивай.
– Если, господин, – сказал я, – муж имеет жену верную в Господе и заметит ее в прелюбодеянии, то будет ли он грешен, живя с нею?
И ответил он мне:
– Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии.
– Что же делать, – спросил я, – если жена будет оставаться в своем пороке?
– Пусть муж отпустит ее и останется один. Если же, отпустивши свою жену, возьмет другую, то и сам примет грех прелюбодеяния.
– Что же, господин, если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то должна ли она быть принята мужем?
– Если не примет ее муж, он совершит грех великий, – он ответил мне. – Должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние положено одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Так же делать надлежит и жене.
Из диалога Ангела и человека по имени Ерма (раннехристианский памятник «Пастырь», II век)

«Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути чрез красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь. Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя и чтобы ты не поползнулся духом в погибель».
Сир.9:8-11

«Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех. От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. Итак, считай прочих женщин как бы каменными, зная, что, если ты после брака посмотришь похотливыми глазами на другую женщину, хотя бы общественную, хотя бы замужнюю, ты делаешься виновным в грехе прелюбодеяния».
свт. Иоанн Златоуст

«Главной психологической причиной измены в браке является неудовлетворённость человека семейной жизнью. В этом случае измена – это попытка компенсировать эту неудовлетворённость на стороне. Измена становится внешним выражением неудовлетворенности важных глубинных потребностей. К сожалению, не у всех хватает мужества обсуждать проблемы или неудовлетворенные потребности друг с другом. Чтобы предъявить супругу или супруге свое недовольство или высказать какое-то пожелание, требуется мужество и решимость начать диалог. Если у семьи вырабатывается привычка обсуждать проблемы, то очень многих трудностей можно избежать, потому что недовольство легализуется, и проблемы могут решиться уже на стадии обсуждения. То, что в семье произошла измена (чаще всего), означает потерю навыка обсуждения на каком-то этапе отношений, когда один из супругов или оба супруга оказались в одиночестве».
Н.С. Яночкин, психолог

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka