Прелюбодеяние
Если... кто-нибудь будет иметь жену, верную в Господе, и найдет ее в прелюбодеянии, то грешит ли муж, если живет с нею?.. Доколе не знает греха ее, муж не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе своей жены и она не покается, но будет оставаться в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, если будет жить с нею, и сделается участником в ее прелюбодействе. Что же делать... если жена будет оставаться в своем пороке? Пусть муж отпустит ее, а сам остается один. Если же, отпустивши свою жену, возьмет другую, то и сам прелюбодействует. Что же... если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то не должна ли быть принята мужем ее?.. Если не примет ее муж, он грешит и допускает себе грех великий; должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Такой образ действия одинаково относится как к мужу, так и к жене (св. Ерм, 94, 183–184).
* * *
...Прелюбодейство не в том только, если кто оскверняет плоть свою; прелюбодействует и тот, который делает свойственное язычникам. И если кто пребывает в таких делах и не раскается, то удаляйся от обращения с ним, иначе и ты будешь причастен греху его (св. Ерм, 94, 184).
* * *
...Любодеяние воспламеняется сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление (свт. Василий Великий, 5, 162). Источник.
* * *
...Жена, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержных, уже любодействова в сердце своем (ср.: Мф. 5, 28) (свт. Василий Великий, 6, 106). Источник.
* * *
...Если муж, отказавшийся от жены, перешел к другой, то и он прелюбодей, потому что жену доводит до прелюбодейства, и живущая с ним вместе есть прелюбодейца, потому что отвлекла к себе чужого мужа (свт. Василий Великий, 11, 13). Источник.
* * *
...Оставившая мужа, если перешла к другому, есть прелюбодейца; а оставленный женою муж достоин извинения, и живущая с ним вместе не осуждается (свт. Василий Великий, 11, 13). Источник.
* * *
Если муж отлучился и не является, то жена его, прежде удостоверения о смерти его вступившая в сожитие с другим, прелюбодействует (свт. Василий Великий, 11, 45). Источник.
* * *
Живущая с прелюбодеем во все это время есть прелюбодейца (свт. Василий Великий, 11, 46). Источник.
* * *
Горе прелюбодею! Оскверняет он брачную одежду и со стыдом изгоняется из Царского Брачного Чертога (прп. Ефрем Сирин, 30, 72). Источник.
* * *
...Прелюбодеяние искореняет в себе <тот>, кто око обращает долу, а душу ко Господу; а кто возобладал над чревом, тот возобладал и над взором (прп. Ефрем Сирин, 31, 228).
* * *
И тать, и прелюбодей чувствуют стыд, когда видит их один человек; в каком же стыде должны предстать там, когда будут взирать на них и небо и земля! (прп. Ефрем Сирин, 33, 101). Источник.
* * *
Совершенно удалите от себя прелюбодейства и лжесвидетельства; потому что в ров погибели ввергают они тех, которые делаются в них виновными (прп. Ефрем Сирин, 33, 114). Источник.
* * *
Не затаивай в себе прелюбодейной любви к миру; а затаивает ее тот, кто дал в себе место хотя тонкому корню порока; от этого корня раскинется туда и сюда множество ветвистых стеблей (свт. Григорий Богослов, 16, 88–89). Источник.
* * *
По учению нашего закона не должно с похотливым желанием и очей устремлять на чужую жену, потому что бесстыдный взор – начало бесстыдной любви, и только избегающий такого взора избежит и греха. Как же ты, открывающая перед мужчинами пояс любви, сохранишь себя вдалеке от греха прелюбодеяния? (свт. Григорий Богослов, 16, 234). Источник.
* * *
...Взирающий на женщину ко еже вожделети ея (Мф. 5, 28), будет ли он тем или другим <мирянином или монахом>, одинаково будет наказан за это прелюбодеяние (свт. Иоанн Златоуст, 44, 107).
* * *
...Любодеяние состоит не только в соитии или совокуплении телесном, но и в бесстыдном взгляде (свт. Иоанн Златоуст, 45, 352). Источник.
* * *
Вина прелюбодеяния зависит не только от тех, которым наносится позор, но и от тех, которые наносят его (свт. Иоанн Златоуст, 46, 209–210). Источник.
* * *
Если предающиеся блуду прежде брака осуждаются и наказываются... то тем более – после брака... потому что это дело не только блуд, но признается и прелюбодеянием; это тяжелее всякого греха (свт. Иоанн Златоуст, 46, 214). Источник.
* * *
Когда муж обращается сердцем к другой, то, разделяясь в душе и управляемый уже самим диаволом, наполняет свой дом всякою скорбию. А если и жена увлечется подобною же страстью, то все, так сказать, до самого дна перевертывается: скрывая друг от друга, один подозревает жену, другая – мужа; там, где надлежало быть согласию и единению, люди, которые должны быть плоть едина (см.: Мф. 19, 5)... доходят до такого разъединения между собою, как будто бы уже совсем разведены были (свт. Иоанн Златоуст, 47, 596). Источник.
* * *
Тягчайшее наказание, непростительный грех, если, имея дома у себя жену, (муж) оскверняет себя с блудницами и творит прелюбодеяние... Отсюда – распри, ругательства, разорение домов и ежедневные ссоры,., (свт. Иоанн Златоуст, 47, 789). Источник.
* * *
Искушения этого греха <любострастия> сильны, и ничто так не волнует этого <юношеского> возраста, как эта страсть. Поэтому оградим их отвсюду советами, увещаниями, страхом и угрозами (свт. Иоанн Златоуст, 47, 800).
* * *
Для чего ты занимаешься чужой красотой? Для чего засматриваешься не на твое лицо? Для чего стремишься в пропасть? Для чего ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза; прикрывай свое зрение; положи закон очам своим; послушай Христа, Который, угрожая, поставляет бесстыдный взгляд наравне с прелюбодеянием (см.: Мф. 5, 28) (свт. Иоанн Златоуст, 48, 182).
* * *
Что пользы в удовольствии, если оно рождает червей, если подвергает предающегося ему непрестанному страху, вечному мучению? Не гораздо ли лучше, немного воздержав силу своих помыслов, сподобиться вечной радости, нежели за малое удовлетворение порочных пожеланий мучиться бесконечно? (свт. Иоанн Златоуст, 48, 182).
* * *
...Пусть не входит в Церковь никто из предающихся этому прелюбодеянию, но пусть будет он отвержен и вами и станет общим врагом (свт. Иоанн Златоуст, 49, 566).
* * *
Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам возжигает в себе пламя страсти и, делая душу пленницею страсти, скоро затем приступает и к совершению пожелания (свт. Иоанн Златоуст, 50, 191). Источник.
* * *
...Кто привык засматриваться на телесную красоту, уловлять прелестные взоры, услаждать таким зрелищем свою душу и не сводить глаз с миловидных лиц, тот уже любодействует (свт. Иоанн Златоуст, 50, 191). Источник.
* * *
Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее: этого не воспрещает никакой закон. Если же ты будешь назирать чужую красоту, то оскорбишь и жену свою, отвращая от нее глаза свои, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону (свт. Иоанн Златоуст, 50, 193). Источник.
* * *
Не говори: что в том, если я пристально посмотрю на красивую женщину? Если ты в сердце учинишь прелюбодеяние, то скоро осмелишься сделать это и плотию (свт. Иоанн Златоуст, 50, 859).
* * *
Если многие и от своей жены воздерживаются, когда наступает время поста или время молитвы, то какой огонь собирает себе тот, кто не довольствуется даже своею (женою), но имеет еще связь и с другою? (свт. Иоанн Златоуст, 51, 426).
* * *
Если через сожитие (муж и жена) составляют одно тело, то и живущий с блудницею необходимо становится одним с нею телом (свт. Иоанн Златоуст, 51, 427).
* * *
...<Корень> прелюбодеяния – похотливый взгляд глаз (свт. Иоанн Златоуст, 53, 805).
* * *
...(Прелюбодеяние) не есть следствие стремления к совокуплению, а следствие тщеславия, чувственного раздражения и чрезмерного сладострастия (свт. Иоанн Златоуст, 54, 19). Источник.
* * *
Как в прелюбодеянии одинаково виновен, совершит ли его кто-нибудь с женою царя, или с женою бедного, или с женою раба, потому что грех судится не по различию лиц, но по злому расположению решившегося на это... И даже я назвал бы скорее прелюбодеем того, кто совершает прелюбодеяние с какою-нибудь незначительною женщиною, нежели – с самою царицею, потому что здесь богатство, красота и многое другое могли служить обольщением, – а там нет ничего такого, и, следовательно, там прелюбодеяние бывает гораздо более (свт. Иоанн Златоуст, 54, 778). Источник.
* * *
Беги прелюбодеяния, помня, что, впадая в него, то сразу и нарушителем закона являешься, и тело свое убиваешь, и себя срамишь, и душу свою подвергаешь мучениям, и род свой бесчестишь, и Бога прогневляешь (свт. Иоанн Златоуст, 54, 953) Источник.
* * *
...Прелюбодейство... нарушает условия брака, унижает благородство детей, расторгает родственные связи и расстроивает всю жизнь человеческую (прп. Исидор Пелусиот, 61, 132).
* * *
...<Блудный> муж против супруги своей... во свое тело согрешает (1Кор. 6, 18), а блудодействующая жена во свое же тело согрешает, т. е. против мужа, соделавшегося ее телом. Почему другие грехи суть кроме собственного своего тела, по закону составленною воедино. Ибо если муж нарушит клятву, или убьет, или украдет, или что другое тяжкое сделает, грех не простирается на жену, равно как если и жена убьет, или нарушит клятву, грех не переходит на мужа; один блуд касается супружеского сожительства и союза, и каждый из супругов наносит другому обиду, если впадает в блуд. Он делает подозрительною законность детей, и весь дом колеблет в самом основании. Почему и Христос сказал, что мужу необходимо терпеть все недостатки жены, потому что не к нему они относятся, и только за один блуд повелел изгонять от себя жену (см.: Мф. 19, 9); так как обида сия простирается на супруга (прп. Исидор Пелусиот, 62, 40–41).