Похоть

Литература по теме

По́хоть (греч. ἐπιθυμία) –

1) всякое противоестественное, противозаконное греховное желание, влечение, страсть (1Кор.10:6);
2) грубо-чувственное половое влечение; сладострастие.

Похоть как любое греховное влечение

Лексема «похоть» нередко используется в православной духовной литературе, в значении «влечение ко греху», «желание греха» (ср.: 1Кор.10:6). Похоть – неестественное влечение человека, обнаруживающее его греховность.

Все человеческие греховные влечения могут быть названы похотью: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию» (Иак.1:14); «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». (Гал.5:24). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин.2:15-17).

Похоть плоти – беспорядочные порочные чувственные желания, связанные с греховными проявлениями плоти, как то: чревоугодие, пьянство, сластолюбие и прочее.

Похоть очей – влечение ко греху, связанное с созерцанием предметов искушения.

Гордость житейская – «мирская любовь к шумной славе», греховное желание ставить себя выше других, быть видимым, особенно уважаемым, восхваляемым.

Апостол Павел призывает: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:16-17).

Похоть как грубо-чувственное половое влечение или неупорядоченное желание эротических удовольствий

В Священном Писании любая греховная страсть называется похотью. Иногда термин ἐπιθυμία используется в более узком значении сексуального вожделения (см.: Мф.5:28).

В современных церковных документах, положительно оценивающих супружескую близость как способ выражения любви, термином “похоть” (“похотливость”) обозначается только эгоистичное или неумеренное желание эротических удовольствий, превращающее других людей в объекты удовлетворения страсти. В “Суждениях Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни” об этом сказано так: “Сексуальная любовь в браке должна быть целомудренной и чистой, лишенной похотливости, разврата, насилия и самоудовлетворения”. Таким образом, здесь осуждается стремление к удовольствию как к цели, а не как к средству, помогающему углубить любовь между супругами.

Можно ли победить плотскую похоть?

Если речь идет о половом влечении, как таковом, то оно нуждается в обуздании, а не в уничтожении. Однако если это влечение гипертрофировано и извращено, то оно нуждается в исцелении. На этом пути человеку необходимо полное обращение всей своей жизни к Богу, покаяние, молитва, пост, воздержание, хранение мыслей и чувств, обретение добродетели целомудрия.

***

Христианскому подвижнику предстоит борьба со страстями и похотьми. Приведем по данному вопросу мнение протоиерея Н. Иванова: Человек видит, что плоды от древа познания добра и зла хороши для пищи, то есть, что это хорошо для его материального существования, а все остальное в мире представляет собой лишь «пищу» для «я». Душа забывает о своей связи с Источником и со всей природой, она хочет лишь удовлетворения своих вожделений. Нормальное самоутверждение плоти и та радость ощущения, которая возникает при становлении, превращается в похоть – похоть плоти.

Такова первая ступень грехопадения. Человек видит, что возникшее представление о новых возможностях, не только чисто материальных, хорошо для пищи, но и приятно для глаз, и желанно – хорошо для глаз и вожделенно, ибо дает душе удовлетворение. Целый комплекс душевных сил находит свое удовлетворение на пути вкушения добра и зла, то есть на том пути, где добро и зло – лишь одинаково приемлемые средства для удовлетворения желаний. В себе самом человек может помышлять: «Все то, что мне представляется, что ко мне относится, должно относится ко мне так, чтобы давать наслаждение».

Вторая ступень грехопадения – это кажущаяся возможность жизни по-новому. Гармония красоты целого, когда все в мире прекрасно лишь в силу того, что отражает в себе славу Божию и восхваляет Творца, – эта гармония и красота становятся хороши, лишь поскольку они хороши для меня. Мое «я» становится в центре гармонии и центре красоты и желает всего только для себя. Такова вторая ступень грехопадения – похоть очей.

И наконец, третья ступень грехопадения. Человек хочет иметь знание в смысле владения тем, что видит… Но если человек станет на самостоятельный путь, упиваясь полной свободой выбора, забыв о заповеди, данной ему Творцом, то легко может потянуться к «злому» знанию, то есть знанию лишь того, что выгодно ему, но губительно для его собратий. И он будет упорствовать, стремясь овладеть этим знанием.

Путь познания (фактически смешения) в себе добра и зла есть путь индивидуалистического самоутверждения. Он дает опыт борьбы, самовозвышения, наслаждения в чувстве самолюбования, чувство превосходства над теми, кто может быть превращен в объект наслаждения и господства. Предлагаемый путь есть путь гордости собой, своим знанием и своим мнимым совершенством. Этот путь есть путь созерцания своего превосходства. Такова третья ступень грехопадения – гордость житейская.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka