Самоубийство

Литература по теме

Самоуби́йство – тяжелейший грех, являющийся бунтом против своего Творца – Бога, выражением полного неверия, гордости и непокорности Его всеблагой воле. Является нарушением 6-й заповеди – «Не убий».

По тяжести этого греха самоубийцы лишаются церковного отпевания, погребения и поминовения. Исключение составляют случаи самоубийства, совершенного в состоянии невменяемости. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление пищей, гибель на производстве и т.д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя (так называемое «патологическое опьянение»).

samoubijstvo – Самоубийство
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Конец предателя Иуды Искариота (Мф.27:3-5).

В Православной Церкви принято относить к самоубийцам погибших «при разбое», то есть совершивших бандитский акт (убийство, вооруженный грабеж) и умерших от полученных ран и увечий. Жертвы бандитского нападения сюда, безусловно, не относятся.

Для отпевания человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует обратиться с прошением в Епархиальное управление (см. список епархий) и испросить письменное разрешение правящего архиерея.

Самоубийство – это разновидность убийства

Самоубийство – это такой же грех, как и убийство. А убийство является нарушением шестой заповеди: «Не убий» (Исх.20:13). Разница лишь заключается в том, что убийца убивает другого человека, а самоубийца убивает самого себя.
Об убийстве сказано так: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт.9:6).

Самоубийство является бунтом против Творца

  • Бог создал человека для жизни. Человек лишает себя жизни, что является бунтом против Творца, давшего ему жизнь. Человек, кончающий жизнь самоубийством, отвергает над собою власть Бога и берет на себя роль судьи и господина своей жизни.
  • Бог ведёт каждого из нас ко спасению (Иер.29:11 «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду»). Кончая свою жизнь самоубийством, человек перечеркивает все планы Бога.
  • Бог хочет, чтобы мы имели вечную жизнь. Самоубийство перечеркивает Божий план спасения и жертву Иисуса Христа на кресте за наши грехи (Рим.6:23 «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем»).

Апостол Павел называет самоубийство злом против самого себя

Деяния 16:25-34 «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога». Итак, самоубийство является грехом против Бога и самого себя.

Виды самоубийств

А. Самоубийство, когда человек убивает себя моментально (застрелился, повесился, утопился, отравился, задохнулся и так далее…)

Б. Медленное самоубийство – курение, наркомания, алкоголизм, токсикомания и тому подобное.

В. Также различают самоубийство телесное и духовное (отвержение Творца). К последнему можно отнести атеизм, агностицизм, сатанизм и т.п.

***

  1. Самоубийство может рассматриваться с разных сторон, в зависимости от условий и обстоятельств его совершения, например: а) был ли самоубийца, покушаясь на свою жизнь, психически здоров или пребывал в состоянии сильного психического расстройства и не отдавал себе отчёта в том, что именно он совершает; б) действовал ли исходя из чувства пренебрежения жизнью или по другим мотивам (положим, на войне, из-за боязни (попав в плен к врагу) выдать, под пытками, ближних); в) принес ли перед смертью покаяние (скажем, выпив яду, но умерев не сразу, а спустя некоторое время).
    Существуют свидетельства, что в первые века существования христианства, во времена гонений на Церковь, некоторые христианки, не желавшие отрекаться от Христа, чтобы не дать осквернить себя (а тело истинного христианина – храм Святого Духа) мучителям-язычникам, бросались с высоты и разбивались насмерть.
  2. Человек, не ценящий жизнь и ещё только вынашивающий суицидальные мысли, уже грешит тяжким грехом. Куда более тяжек сам грех самоубийства. Это грех: а) против Бога (поскольку жизнь – Божественный дар, а человек – творение Божие, нравственно ответственное перед Творцом); б) против себя (заметим, что самоубийство прерывает лишь земную жизнь, но не жизнь вообще, и за этот грех самоубийце придётся держать ответ после смерти); в) (часто, если не всегда) против ближних (человек, намеревающийся лишить себя жизни «не думает» не только о своей загробной участи, но и об ужасных последствиях такого поступка для родственников, не осознает огромной психологической травмы для всех его близких и знакомых).
  3. Среди наиболее тяжких грехов Церковь всегда отличала осознанный уход из жизни ввиду её презрения, банального нежелания жить, как грех «к смерти» (1Ин.5:16). Оторопь берет: такой самоубийца отходит на суд, охваченный нежеланием жить.
  4. Самоубийца попадают в ад не потому, что будто бы Бог злой и мстительный, а соответственно его состоянию, соответственно расположению его души.
  5. Душа любого человека бессмертна, поэтому убийство тела переводит текущие проблемы в вечность, состояние внутреннего ада невозможно решить уничтожением тела, духовные проблемы исцеляются духовной жизнью, а обычно сопутствующие им психические или психологические – исцеляются врачом.
  6. Когда начнешь думать о самоубийстве, вспомни о том, что боль и страдания на земле «в тысячу раз» легче бесконечных боли и страданий на том свете.
  7. Самоубийство, как правило, не является решением спонтанным: ему предшествуют нерешенные духовные вопросы, проблемы, депрессии, стрессы.
  8. В основе психологии большинства случаев самоубийств лежит неверие в Промысл Божий, хула на благость Божию, отчаяние – смертные грехи.
  9. По-настоящему верующий человек не лишит себя жизни, потому что он понимает свое жизненное предназначение и доверяет Богу свое бытие.
  10. С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божиего.
  11. Церковь не отпевает людей, сознательно совершивших самоубийство.

Случаи самоубийств, описанные в Библии

В Библии упоминается 7 случаев самоубийства, 6 из них – ветхозаветные.

Имя Как умер и по какой причине
Авимелех Суд.9:52-54 Сын Иероваала (Гедеона), провозглашённый царём после смерти его отца (Суд.8:33-9:6). Во время осады города Тевец «одна женщина бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп. Авимелех тотчас призвал отрока, оруженосца своего, и сказал ему: обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: женщина убила его. И пронзил его отрок его, и он умер» (Суд.9:50-57).
Самсон Суд.16:25-30 «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои. И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою. И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем». (Суд.16:25-30)
Царь Саул 1Цар.31:1-4 «И догнали Филистимляне Саула и сыновей его, и убили Филистимляне Ионафана, и Аминадава, и Малхисуа, сыновей Саула. И битва против Саула сделалась жестокая, и стрелки из луков поражали его, и он очень изранен был стрелками. И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него». (1Цар.31:1-4)
Оруженосец Царя Саула 1Цар.31:5 «Оруженосец его, увидев, что Саул умер, и сам пал на свой меч и умер с ним». (1Цар.31:5)
Ахитофел 2Цар.17:23 Ахитофел покинул Царя Давида во время восстания Авесалома (Пс.40:10; 54:13-15) и присоединился к его врагу (2Цар.15:12; 15:31-37). Когда Ахитофел осознал, что не имеет больше влияния на Авесалома, он ушел в свой дом и повесился: «И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер, и был погребен в гробе отца своего» (2Цар.17:1-23). Он является прототипом Иуды Искариота (Пс.40:10).
Замврий 3Цар.16:15-20 «В двадцать седьмой год Асы, царя Иудейского, воцарился Замврий и царствовал семь дней в Фирце, когда народ осаждал Гавафон Филистимский. Когда народ осаждавший услышал, что Замврий сделал заговор и умертвил царя, то все Израильтяне воцарили Амврия, военачальника, над Израилем в тот же день, в стане…. Когда увидел Замврий, что город взят, вошел во внутреннюю комнату царского дома и зажег за собою царский дом огнем и погиб». (3Цар.16:15-20)
Иуда Искариот Мф.27:3-5 Иуда Искариот, сын Симона (Ин.6:71; 13:2, 26). Предал Иисуса за 30 сребреников, а потом повесился: Мф.27:3-10; Деян.1:16-25.

Цитаты о самоубийстве

«Самоубийство святыми отцами приравнивается к убийству. Поэтому на покусившихся на самоубийство, но оставшихся в живых налагается епитимья, как на убийцу.
Самоубийство невозможно по простой причине – душа любого человека бессмертна. Убийство тела переводит текущие проблемы в вечность, состояние внутреннего ада невозможно решить уничтожением тела, духовные проблемы исцеляются духовной жизнью, а обычно сопутствующие им психические и психологические – исцеляются врачом.
…В спокойном состоянии подумай, в какое омрачение души нужно придти, чтобы из-за малой скорби перейти в вечную, ужаснейшую муку. Как бы ни было здесь тяжело, хотя бы мы жили на земле тысячи лет в тяжких страданиях – всё же им будет конец. А в аду нет конца мукам».
игумен Никон (Воробьев)

«Ах, если бы знал, какая радость, какая сладость ожидает праведного на небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением. Если бы эта келия была полна червей, и они бы всю жизнь нашу ели нашу плоть, то и тогда надо бы на это со всяким желанием согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости!»
преп. Серафим Саровский

«Самоубийца: человек, погибший при попытке бегства от себя самого».
Веслав Брудзиньский

«Большинство из тех, которые наложили на себя петлю, или закололись мечем, или утопились в реках, или погубили себя как-нибудь иначе, увлечены были к такой насильственной смерти унынием; если же в числе этих людей окажутся некоторые и из одержимых демоном, то и их погибель должно приписать не демону, но влиянию и силе уныния».
свт. Иоанн Златоуст

Комментировать

2 комментария

  • Вопрошатель, 06.12.2024
    В тексте упоминаются христианки времён первых веков, которые убивали себя, чтобы не быть подвёрнутыми изнасилованию и не осквернить тело как храм Божий. Что это значит? Самоубийство во имя избежания изнасилования оправдано? Ответить »
    • Кирилл, 08.12.2024
      Ответ богословского редактора портала Леонова А.М.

      Речь не идет о безусловном дозволении Церковью самоубийства при угрозе быть изнасилованной. Речь, в данной статье, идет о личном решении благочестивых христианок, которые были готовы принять смерть во имя Христа, но не желали отдавать на поругание язычникам свои тела – храмы Божии.

      Так, когда-то Самсон, не желая находиться в поругании у язычников, врагов Израиля, сам решился на свою смерть: «И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Суд.16:30).

      Свт. Филарет Дроздов истолковал его поступок следующим образом: «Он познал свое духовное рабство, обратился к Господу, и Господь обратился к нему; с сим вместе и возвратилась к нему его телесная сила, и он исполнил свое назначение, отмстил Филистимлянам за свое уничижение и притеснение своего отечества».

      Примечателен пример Аглаия, добровольно присоединившегося к 39-ти воинам-христианам, насильно поставленным в Севастийское озеро с ледяной водой, и, следовательно, добровольно принявшего смерть вместе с ними; с ними и прославленного в лике святых.

      История Церкви указывает и на другие примеры. Однако, повторим, из этого не следует, что Церковь благословляет суицид. Ответить »
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka