Памятозло́бие -
1) удерживание в сознании гнева или ненависти, направленного (направленной) в отношении действительного или мнимого обидчика;
2) черта характера, то же, что злопамятство.
Чем памятозлобие отличается от памятования о зле?
Памятование о зле есть сохранение в памяти фактов о тех или иных прегрешениях, злодеяниях, совершенных теми или иными людьми. Памятование о чьих-либо грехах, преступлениях, злодействах человек может использовать как на пользу, так и во вред собственной душе.
Скажем, псалмопевец, предостерегая людей от советов нечестивцев и посещения собраний развратителей, имел в виду, что тот, кто последует его наставлению, будет знать (то есть держать в памяти знание) о нечестии и развратных действиях тех, общения с которыми он призван избегать. При этом муж, использующий таким образом знание и исполняющий слово псалмопевца, именуется блаженным (Пс.1:1).
Другое дело, если речь идёт не о памятовании (о чьем-либо грехе) как таковом, но о памятозлобии. Памятозлобие есть не просто фиксация в памяти факта о чьем-либо грехе или чьей либо вине (например, нанесенном ущербе, обиде, оскорблении); памятозлобие – это греховное чувство, сопровождаемое гневом, ненавистью, нелюбовью, желанием обидчику зла, иногда – даже и кровавого мщения.
По учению Церкви, неправедный гнев является грехом. Сознательно же удерживаемый и вынашиваемый в душе длительное время он оказывает на человека разрушительное, пагубное воздействие. Хорошо понимая опасность этого вида греха, апостол Павел советовал не удерживать его дольше, чем продолжается текущий день (Еф.4:26) (разумеется, он имел в виду неправедный гнев).
Помимо сказанного важно отметить: памятозлобие бывает связано с нежеланием или неумением прощать. Соответствует ли это вере христианской? Очевидно, что нет. Господь Иисус Христос, проповедуя Благовестие, призывал всех людей к искренней взаимной любви; при этом Он учил молиться даже за врагов. Подчеркивая перед учениками важность прощения, Он засвидетельствовал, что если кто-либо не будет прощать людям их согрешения, то и сам будет лишен прощения от Милосердного Небесного Отца (Мф.6:15).
Казалось бы, удивительно, но многие из нас, даже и хорошо зная прошение молитвы Господней об оставлении долгов (невыполненных обязательств; грехов), и даже регулярно произнося это прошение – «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:12) – продолжают удерживать зло на обидчиков: не прощать, памятозлобствовать.
Литература по теме
- О памятозлобии преп. Иоанн Лествичник
- Памятозлобие свт. Тихон Задонский
- Памятозлобие свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Памятозлобие свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Памятозлобие свт. Игнатий епископ Кавказский и Черноморский
- Памятозлобие праведный Иоанн Кронштадтский
- Памятозлобие свт. Василий Великий
- Памятозлобие преп. Амвросий Оптинский (Гренков)
- О памятозлобии Д.В. Дементьев
- Памятозлобие схиархим. Иоанн (Маслов)
- Памятозлобие прот. Сергий Филимонов
Комментировать