протоиерей Владимир Хулап
Что такое грех? Каково его происхождение?
Если мы посмотрим на греческое слово, которым обозначается грех в Священном Писании, то слово ἁμαρτία (амартиа) буквально означает непопадание в цель, промах. То есть это стрела, которую лучник пустил в мишень и не попал. На этот выстрел была затрачена какая-то энергия, но изначальная цель не была поражена. Говоря о грехе, мы говорим о том, что у каждого человека в жизни есть определенная цель, причем, цель, которую ставит не только он. Каждый человек приобрел жизнь не самостоятельно, не по своей воле. Жизнь – это дар Божий, поэтому каждый человек является образом Божиим. Он носит в себе определенный потенциал, который и является целью его жизни, поэтому, совершая грех, – в качестве отдельного поступка или в качестве определенной греховной склонности, некоего качества своего человеческого бытия – человек не попадает в цель, которую предназначил для него Бог. Поэтому грех в Священном Писании неоднократно называется «беззаконием». Есть некий закон, некая система правил, нравственных предписаний, которые мы находим в Священном Писании и в жизни Церкви. Соответственно, совершая грех, человек нарушает определенные нормы своего бытия и из-за этого нарушения он наносит вред, прежде всего, себе. Он затрачивает энергию на выстрел из лука своей жизни, но стрела попадает не туда. Если мы честно и искренне посмотрим на свою жизнь, может быть, даже немного самоустранившись, то увидим, что грех связан еще с такой важной категорией как свобода. Перед нами постоянно возникает выбор: ежедневно, ежечасно. Мы выбираем из двух или нескольких возможностей. Нередко бывает так, что совесть, а совесть, согласно христианскому пониманию, – это голос Божий в человеке, говорит, что мы должны поступить так, а наш житейский разум, обстоятельства, некие поведенческие схемы, в которых мы воспитаны или которые извне нам насильно навязываются, – они говорят нам о том, что мы должны поступить по-другому. Совершая грех, преступая закон, – закон, который мы осознаем, может быть, даже если мы не знакомы с полнотой церковного учения, но осознаем, поскольку этот закон в душе каждого из нас зафиксирован, в нашей совести, – мы совершаем свободный выбор и свободный поступок. Соответственно, грех не является единичной точечной составляющей нашей жизни, но из этих точек выстраивается некая прямая, некий вектор, который уже через некоторое время начинает определять очень часто наше поведение. Самый яркий пример – это какие-то зависимости. Например, от алкоголя, от наркотиков, когда все начинается в качестве невинного развлечения, может быть, человек находится в какой-то компании, где он не может поступить не так, как поступают все остальные. Затем, через какое-то время, он начинает осознавать, что он уже не контролирует ситуацию. В этом отношении Священное Писание нам говорит о том, что «человек, который творит грех, становится рабом греха».
Можно ли бороться с грехами?
Конечно, грех – это болезнь и для того чтобы болезнь преодолеть, во-первых, эту болезнь нужно увидеть. Нужно немножко отойти на какое-то расстояние и посмотреть, оценить: а где же я нахожусь, и как выглядит моя жизнь. Здесь, на этой подготовительной стадии, очень важную роль играют ориентиры. Очень часто мы задаем себе неправильные ориентиры и сравниваем себя с кем-то, кто находится с моральной точки зрения на более низком уровне. Тем самым мы кажемся себе намного лучше, чем есть на самом деле. Конечно, очень просто и приятно сравнивать себя с каким-то тираном, например, с Гитлером. Взяв его в качестве системы отсчета координат, мы, соответственно, покажемся себе чуть ли не ангелами. Но если мы возьмем в качестве этой системы координат Евангелие и тех людей, которые реализовали его в своей жизни, тех людей, которых мы называем святыми, если мы взглянем на свою жизнь с точки зрения того учения, которое принес людям Христос, мы увидим не просто какое-то несоответствие, но, нередко, глубокую пропасть. Осознание существующей проблемы – это первый шаг, но осознать эту проблему – мало. Я бы привел такой пример. Эскалатор, идущий вниз, по которому человеку нужно подняться наверх, то есть идти против движения эскалатора. Если человек будет просто стоять на месте, то он с течением времени будет просто опускаться вниз. Для того чтобы подняться вверх, нужно прикладывать усилия. И усилия довольно большие, поскольку поврежденная греховная человеческая природа неумолимо влечет нас вниз. Нужны усилия самого человека. Для того чтобы вылечить болезнь, нужен профессиональный врач и нужны усилия самого больного, поскольку ни один самый лучший врач ничего не может сделать, если человек не захочет изменить образ жизни. Те же самые законы действуют и в духовной жизни. Христианство говорит, что Бог спасает человека, но не без человека.
Святые отцы неоднократно используют такой термин как «синергия», буквально – соработничество, сотрудничество Бога и человека в деле спасения. Из уроков физики нам известен опыт, когда две волны накладываются друг на друга в одинаковой фазе, и тем самым их амплитуда сразу усиливается. Соответственно, если человек движется в том направлении, которое указывает ему Бог, которое указывает Евангелие, то и человеческие усилия будут возрастать в несколько раз. Соответственно, если эти фазы разные, то никакая Божественная благодать, никакая помощь Божья не поможет человеку и результат будет равен нулю, если человек выбирает свободное направление движения прямо противоположное тому, о чем говорит нам Христос и Евангелие. В процессе преодоления и исцеления греха очень важную составляющую играет именно Таинство Исповеди. Церковное Таинство, которое помогает человеку увеличить свои усилия и достичь необходимого результата.
Если Господь всех прощает, то получается, что нет непростительного греха?
Когда мы говорим об исповеди и о прощении грехов, то очень важно понять, что исповедь – не просто какой-то божественный ластик. Вот у нас есть наши грехи, и Бог эти грехи просто стирает. Мы согрешили, Бог их опять стер, мы можем еще согрешить и так далее. Цель исповеди, цель борьбы с грехом – это то, что Церковь называет покаянием. Опять же греческое слово, которое используется в Священном Писании, – μετάνοια (метанойя), буквально «изменение ума». Изменение взгляда на окружающий мир, изменение и пересмотр своей системы ценностей. Если посмотреть на то, что стояло для нас на первом месте глазами Евангелия, то мы увидим, что некоторые приоритеты отойдут на задний план, спустятся на более незначительные позиции. Наоборот, то, на что нам не хватало времени, оно обязательно поднимется вперед. Этот пересмотр – это и есть цель покаяния и исцеления. Цель исповеди, цель борьбы с грехом – не просто отказ от греха, но изменение и преображение жизни. Человек должен стать другим и тогда прощеный грех обязательно приведет к тому, что качество жизни будет меняться. Меняться на принципиальном, глубинном, онтологическом уровне.
Что бы Вы могли посоветовать тем, кто хочет пойти в Церковь на исповедь, но не решается это сделать из-за стеснительности или страха?
Ситуация здесь похожа на визит к врачу. Очень часто мы этот визит откладываем, мы его боимся. Действительно, продемонстрировать свою болезнь другому человеку, продемонстрировать свою слабость, свои раны – это знак очень глубокого доверия. Я могу открыться только тому человеку, которому я доверяю. Здесь начинается разница между Таинством Исповеди и, например, психологической консультацией или какими-то психотерапевтическими практиками, поскольку исповедь – это именно Таинство. Это место встречи Бога и человека. Человек приходит к Богу для того, чтобы принести Богу анализ своей жизни, анализ всех негативных ее качеств. Опять же, не для того чтобы заниматься самобичеванием или ввести себя в состояние депрессии, уныния, но, наоборот, для того чтобы получить помощь для выхода из этой проблемы. Замечательно мы это видим на иконе Воскресения Христа, когда во мраке ада, в темноте, Христос протягивает свою божественную десницу Адаму и Еве и в этом мраке зажигается свет. О том же самом идет речь в Таинстве Исповеди. Священник во время Таинства Исповеди – это просто свидетель. Перед началом исповеди он обращается ко всем, кто на исповедь пришел со словами: «Ты пришел во врачебницу, – то есть, ты пришел в больницу, – да не отыдешь неисцеленным». Ты пришел сюда за исцелением, поэтому только от тебя зависит то, каков будет результат твоей исповеди. На самом деле священник слышит на исповеди то, что люди не говорят самым близким людям. Они не говорят это супругам, они не говорят это врачам, психологам и психотерапевтам, поэтому здесь, конечно, какого-то стеснения быть не должно. Священник – это тоже не идеал. Священник тоже ведет свою покаянную жизнь, поэтому вместе с кающимся он становится на эту дорогу покаяния и пытается ему помочь, пытается наставить его на тот путь, который принесет видимый, ощутимый результат. Тем самым, исповедь – это не какое-то негативное Таинство, а, наоборот, очень позитивное. Это Таинство нового начала. Мы постоянно хотим начать новую жизнь с понедельника, с первого числа, с нового года, но своих сил нам очень часто не хватает. Церковь говорит нам: «Пожалуйста. Во время Таинства Исповеди ты можешь начать прямо сейчас, не дожидаясь завтрашнего дня и каких-то благоприятных обстоятельств. Приди и начни». Это приглашение, которое Церковь обращает к окружающему миру, ко всем тем, кто называет себя христианами.
Духовно-просветительский телепроект «Слово»