Декало́г (от др.-греч. δέκα – десять, и λόγοι – слова – десятисловие) – десять Заповедей, данных Богом Моисею, составивших ядро ветхозаветного нравственного закона, отпечатленных на каменных скрижалях.
Почему Моисей, получив от Бога скрижали Завета, сокрушил их о землю, неужели потому, что не смог побороть переполнивший его гнев?
Как следует из Божественного Откровения, Бог не только провозгласил для Израиля десять заповедей, составлявших ядро религиозно-нравственного закона, но и Сам начертал эти заповеди, «Божьим перстом» (Исх.32:16) (см.: Антропоморфизмы в Библии).
Незадолго до этого события Израиль заключил с Богом Завет, клятвенно и торжественно пообещав соблюдать всё, что заповедано Богом (Исх.24:4-8). Этот обет был произнесен пред лицом Божьим и скреплён жертвенной кровью на виду у всего общества.
Скрижали представляли собой две каменные доски. Начертанные на их поверхности десять заповедей представляли основу, фундамент Синайского законодательства.
Факт того, что письмена были составлены на столь твёрдом и долговечном материале, каким является камень, свидетельствовал: заповеди даны еврейскому народу, как твёрдое, незыблемое правило веры, на века.
Между тем, пока вождь и законоположник Моисей пребывал на горе, общаясь с Творцом, народ, взволнованный его длительным отсутствием, изготовил себе нового бога, рукотворного идола, золотого тельца (Исх.32:1-4).
Уклонение от недавно заключенного Завета, да ещё и в форме крайнего богохульства, едва не привело к уничтожению народа (Исх.32:10). Так силен был Божественный гнев.
Скрижали, которые надлежало хранить и беречь, должны были служить священным памятником, напоминанием о благодеяниях Божьих в отношении Израиля, о заключении Завета и даровании закона.
Но ввиду того, что еврейский народ предался идолопоклонству и пренебрёг законом, первые требования которого, начертанные на скрижалях, указывали на обязанность почитания Истинного Бога и запрет на изготовление каких-либо кумиров, то Моисей и сокрушил их, руководствуясь не только порывом священного гнева, но и стремлением вразумить богоотступников, выразить им, что больше они недостойны такого высокого дара, который сами же и отвергли.
И действительно, к чему народу, дерзнувшему поменять Вечного Бога на блестящего идола, запечатленные на камне Божественные требования? Как скрижали должны были служить символом Завета, так и их сокрушение послужило символом нарушения этого Завета.
Впоследствии, когда Израиль был вразумлен, Бог повелел Моисею изготовить две новые каменные скрижали, на которых Он пообещал начертать прежние слова (Исх.34:1).
Это было исполнено. Впоследствии скрижали были положены внутрь ковчега. Ковчег почитался еврейским народом, как величайшая святыня, был местом особого Божьего присутствия. Вместе с положенными внутрь него скрижалями он прообразовывал Божью Матерь, носившую в Своей утробе Бога Слово, Господа Иисуса Христа.
Цитаты о декалоге
«Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя».
Мф.19:17-19
«Кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства».
свт. Николай Сербский
Литература по теме
- Декалог, или Десять Заповедей прот. Александр Мень
- Десять заповедей с толкованием свт. Петр (Могила), митр. Киевский
- Десять заповедей с толкованием Пространный христианский Катихизис
- Объяснение десяти заповедей свт. Николай Сербский
- Изъяснение десяти заповедей свт. Григорий Палама
- Десять Заповедей Закона Божьего: их практическое применение в жизни свящ. Михаил Шполянский
- Как запомнить декалог Юлия Ростовцева
- Изъяснение десяти заповедей, данных Моисею свт. Николай Сербский
Комментировать