Собо́р апо́стольский (иерусалимский) – раннехристианский церковный Собор с участием апостолов и пресвитеров, собранный в Иерусалиме, главным образом, для разрешения спора о том, нужно ли обрезывать язычников, вступающих в Церковь Христову и нужно ли им соблюдать закон Моисеев (по оценкам исследователей, состоялся в 49-м, либо в 50-м или 51-м г.).
Об этом Соборе известно из повествования евангелиста Луки, зафиксированного в книге Деяний апостолов (Деян.15:2-21). В качестве участников Собора упоминаются апостолы Иаков, Петр, Павел, Варнава и пресвитеры. Из Священного Писания нам также известно, что ранее апостолы собирались для избрания апостола вместо отпавшего Иуды Искариота (Деян.1:13-26), для избрания и поставления семи диаконов (Деян.6:1-6). Значительная часть исследователей считает, что в послании апостола Павла к Галатам (см.: Гал.2:1-10) затрагивается тема об апостольском Соборе в Иерусалиме.
Целью организации апостольского Собора в Иерусалиме, о котором идет речь, была выработка решения об условиях принятия в лоно Церкви язычников.
Поводом к этому стали события в Антиохийской Церкви. Первое миссионерское путешествие апостолов Варнавы и Павла, начавшееся в Антиохии, сопровождалось успехом евангельской проповеди среди язычников малоазийских провинций Римской империи. Вернувшись в Антиохию, апостолы Варнава и Павел «рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян.14:27). Однако «некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян.15:1-2). В Иерусалиме снова выступили «некоторые из фарисейской ереси уверовавшие» (Деян.15:5). Они настаивали, что христианам из язычников необходимо соблюдать закон Моисеев и требовали от сих совершать обрезание. Тогда «апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян.15:5-6).
На Соборе, после долгих рассуждений, было заслушано выступление апостола Петра. Он сравнил опыт собственной миссионерской деятельности с результатами миссии апостола Павла и поддержал его: «Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (Деян.15:8-11). Затем собравшиеся выслушали «Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (Деян.15:12). Последним высказался глава Иерусалимской Церкви – брат Господень Иаков. Его суждением было «не затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деян.15:19). Это суждение и было принято Собором как общее решение.
Решение Апостольского Собора нашло формальное выражение в послании к «находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников» (Деян.15:23): «...угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, [и не делать другим того, чего себе не хотите]» (Деян.15:28-29). Слова «угодно Святому Духу и нам», которыми начинается изложение постановлений Собора, стали образцовой формулой для последующих церковных Соборов.
Собор не ограничился установлением тех условий, на которых язычники должны были быть принимаемы в Церковь. По свидетельству апостола Павла, на соборе произошло разделение сфер миссионерского служения. Апостолам Павлу и Варнаве было предоставлено проповедовать среди язычников, при условии, помнить о нищих, то есть, по всей вероятности, о нуждающихся членах Иерусалимской Церкви (ср. Гал.2:7–10). Это можно считать официальным одобрением миссионерской деятельности апостола Павла среди язычников со стороны других апостолов (Гал.2:6). Вместе с тем представителями Собора было определено, что «почитаемые столпы», Иаков, Петр и Иоанн, проповедуют среди «обрезанных» (Гал.2:9). Этим Собором был официально закреплен переход к вселенской апостольской миссии.
В соборном решении содержится несколько минимальных требований для бывших язычников, которые восходят к закону Моисееву.
Во-первых, воздерживаться от оскверненного идолами (Деян.15:20), чем, само собою, запрещается и всякое участие в языческих жертвоприношениях (Ср.: Лев.17:7-9).
Во-вторых, запрещается вкушение крови и удавленины (Деян.15:20; Ср.: Лев.17:10-14). Практическое применение данного ограничения впоследствии стало толковаться различным образом на Востоке и Западе. В восточном церковном праве апостольский запрет рассматривается, как постоянный и безусловный.
63-е апостольское правило гласит: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто-либо из священного чина съест мясо с кровью души его, или звероядину, или мертвечину, да будет извержен, ибо это запретил закон. Если же мирянин, да будет отлучен». 67-е правило Трулльского собора повторяет этот запрет. Однако на христианском Западе данный запрет рассматривался, как временный и обусловленный исключительно теми обстоятельствами, которые существовали в Иерусалимской Церкви апостольской эпохи. Вышеупомянутые канонические запреты не считались обязательными в Западной Церкви.
В V веке данный вопрос затрагивал блаженный Августин. Он писал: «Там, где церковь была образована из язычников так, что в ней ничего израильского по плоти не проявилось, какой христианин соблюдает еще то, чтобы не прикоснуться к дроздам или маленьким птичкам, если не была пролита их кровь, или не есть зайца, если тот не был умерщвлен, пораженный рукой в шею, при этом из раны вытекла кровь? И те немногие, которые до сих пор боятся к этому прикоснуться, осмеиваются другими. Итак, в этом вопросе ум всех их помнил такое слово истины: «Не то оскверняет вас, что входит в уста ваши, но то, что исходит"» (Contra Faustum Manicheum, XXXII, 13 // PL. XLII, col. 504). Этой традиции западные христиане следуют и по сей день.
В-третьих, предписывается «воздержание от блуда», что, согласно пространному толкованию этого требования, включает в себя не только предохранение от блудных связей, но и запрет родственных браков, а также половых извращений, перечисленных в книге Левит (Лев.18:6-30). Необходимость отдельного предписания по этому поводу может быть связана с тем, что этот грех был широко распространен в языческом греко-римском мире и едва ли даже считался пороком.
Предписание о воздержании от того, чего люди не желают себе, представляет собой вариант «золотого правила нравственности», однако оно находится лишь в немногих древних рукописях Нового Завета и в этом месте и в Деян.15:29.
Этими предписаниями гарантировалась возможность общения обрезанных христиан с необрезанными христианами (Ср.: Лев.17:1-16). Для христиан из иудеев, стремившихся соблюдать правила закона Моисея, невозможность исполнения главных требований этого закона - в частности требований о жертвоприношениях - стала очевидной после разрушения Иерусалимского храма в 70 году по Р. Х.
Апостольский Собор завершился решением послать в Антиохию с апостолами Павлом и Варнавой «Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями», вручив им послание для христиан Антиохии, Сирии и Киликии (Деян.15:22-29). Это послание отражало решение, принятое апостолами и пресвитерами при содействии Святого Духа.
Цитаты об апостольском соборе
«Постановление собора об обязательности закона для христиан из иудеев имело временное значение. Оно предполагало известное равновесие иудейского и языческого элементов в Церкви. С распространением христианства среди язычников, это равновесие все более и более нарушалось в пользу христиан языческого происхождения. Во-вторых, – и это еще важнее – исполнение закона иудеохристианами было ограничено существованием храмового строя. Для иудеев разрушение храма имело значение религиозной катастрофы. Его неизбежным последствием для иудеохристиан было освобождение от закона».
епископ Кассиан (Безобразов)
Литература по теме
- Апостольский собор Библейская энциклопедия
- Апостольский Собор в Иерусалиме протоиерей Серафим Слободской
- Апостольский Собор протопресвитер Н.Н. Афанасьев
- Толкование на Деяния Святых Апостолов проф. А. П. Лопухин
- Спор между христианами из иудеев и христианами из язычников и апостольский Собор в Иерусалиме (XV, 1–35) М.В. Барсов
- Иудейская проблема еп. Кассиан (Безобразов)
Комментировать