Удавленина

Литература по теме

Уда́вленина — (др.-греч. πνικτός; лат. suffocatis) — библейский термин, означающий трупное мясо животного, которое было умерщвлено удавлением. Отличием удавленины от мяса животного, которого зарезали, является сохранение в нём крови.

На Первом апостольском соборе был определён минимум, который из Ветхозаветного Закона должны были соблюдать христиане из язычников (Деян.15.20): «воздерживаться от удавленины, блуда и крови, и не делать другому, чего не желаешь себе». Для иудея кровь означала жизнь, а жизнь принадлежала одному Богу. Поэтому все мясо, употребляемое иудеями, забивалось и подготавливалось так, чтобы кровь вся стекла. Практика язычников, не усушавших забитых животных от крови, была противна иудеям. Равно противным находили они и практику забивать скот посредством удавления. Таким образом христиане из язычников стали есть лишь мясо, приготовленное по иудейскому правилу, что устранило преграду между ними и христианами из иудеев. В наше время слово “удавленина” распространяется на всех животных, которые не были убиты, а погибли в результате болезней или же были задушены.

Постановления апостольского собора, упоминаемые в Новом Завете, после решения проблемы взаимоотношений между христианами из иудеев и из язычников, постепенно стали интерпретироваться различно в поместных церквах Востока и Запада, что породило две традиции понимания этого запрета.
В традиции восточной части Православной Церкви апостольский запрет рассматривался, как постоянный и безусловный. 63‑е апостольское правило гласит: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто-либо из священного чина съест мясо с кровью души его, или звероядину, или мертвечину, да будет извержен, ибо это запретил закон. Если же мирянин, да будет отлучен». 67‑е правило Трулльского собора повторяет этот запрет.
Однако на христианском Западе данный запрет рассматривался, как временный и обусловленный исключительно теми обстоятельствами, которые существовали в Иерусалимской Церкви апостольской эпохи. Вышеупомянутые канонические запреты не считались обязательными в Западной Церкви. В V веке данный вопрос затрагивал блаженный Августин. Он писал:  «Там, где церковь была образована из язычников так, что в ней ничего израильского по плоти не проявилось, какой христианин соблюдает еще то, чтобы не прикоснуться к дроздам или маленьким птичкам, если не была пролита их кровь, или не есть зайца, если тот не был умерщвлен, пораженный рукой в шею, при этом из раны вытекла кровь? И те немногие, которые до сих пор боятся к этому прикоснуться, осмеиваются другими. Итак, в этом вопросе ум всех их помнил такое слово истины: “Не то оскверняет вас, что входит в уста ваши, но то, что исходит”» (Contra Faustum Manicheum, XXXII, 13 // PL. XLII, col. 504). Этой традиции западные христиане следуют и по сей день.
В связи с запретом на вкушение удавленины и крови существует понятие греха скверноядения и в Требнике присутствует соответствующая молитва о скверноядших.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka