Уда́вленина - (др.-греч. πνικτός; лат. suffocatis) — библейский термин, означающий трупное мясо животного, которое было умерщвлено удавлением. Отличием удавленины от мяса животного, которого зарезали, является сохранение в нём крови.
На Первом апостольском соборе был определён минимум, который из Ветхозаветного Закона должны были соблюдать христиане из язычников (Деян.15.20): «воздерживаться от удавленины, блуда и крови, и не делать другому, чего не желаешь себе». Для иудея кровь означала жизнь, а жизнь принадлежала одному Богу. Поэтому все мясо, употребляемое иудеями, забивалось и подготавливалось так, чтобы кровь вся стекла. Практика язычников, не усушавших забитых животных от крови, была противна иудеям. Равно противным находили они и практику забивать скот посредством удавления. Таким образом христиане из язычников стали есть лишь мясо, приготовленное по иудейскому правилу, что устранило преграду между ними и христианами из иудеев. В наше время слово «удавленина» распространяется на всех животных, которые не были убиты, а погибли в результате болезней или же были задушены.
Постановления апостольского собора, упоминаемые в Новом Завете, после решения проблемы взаимоотношений между христианами из иудеев и из язычников, постепенно стали интерпретироваться различно в поместных церквах Востока и Запада, что породило две традиции понимания этого запрета.
В традиции восточной части Православной Церкви апостольский запрет рассматривался, как постоянный и безусловный. 63-е апостольское правило гласит: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто-либо из священного чина съест мясо с кровью души его, или звероядину, или мертвечину, да будет извержен, ибо это запретил закон. Если же мирянин, да будет отлучен». 67-е правило Трулльского собора повторяет этот запрет.
Однако на христианском Западе данный запрет рассматривался, как временный и обусловленный исключительно теми обстоятельствами, которые существовали в Иерусалимской Церкви апостольской эпохи. Вышеупомянутые канонические запреты не считались обязательными в Западной Церкви. В V веке данный вопрос затрагивал блаженный Августин. Он писал: «Там, где церковь была образована из язычников так, что в ней ничего израильского по плоти не проявилось, какой христианин соблюдает еще то, чтобы не прикоснуться к дроздам или маленьким птичкам, если не была пролита их кровь, или не есть зайца, если тот не был умерщвлен, пораженный рукой в шею, при этом из раны вытекла кровь? И те немногие, которые до сих пор боятся к этому прикоснуться, осмеиваются другими. Итак, в этом вопросе ум всех их помнил такое слово истины: «Не то оскверняет вас, что входит в уста ваши, но то, что исходит»» (Contra Faustum Manicheum, XXXII, 13 // PL. XLII, col. 504). Этой традиции западные христиане следуют и по сей день.
В связи с запретом на вкушение удавленины и крови существует понятие греха скверноядения и в Требнике присутствует соответствующая молитва о скверноядших.
Литература по теме
- Апостольский собор Библейская энциклопедия Брокгауза
- Мертвечина Библейская энциклопедия Брокгауза
- Значение крови и запрещение употреблять в пищу кровь и мертвечину проф. А.П. Лопухин
Комментировать