Кощу́нство —
1) оскорбительное отношение к объектам / предметам религиозного почитания;
2) в более широком значении: оскорбительное отношение к тому, что высоко чтится в том или ином обществе (общественной группе).
Различаются ли по смыслу понятия «кощунство» и «богохульство»?
Понятия «богохульство» и «кощунство» могут использоваться как достаточно близкие по значению. Например, если человек нарочито, осознанно проявляет оскорбительное отношение к освященным Богом (посвященным Богу) предметам, зная, что они являются таковыми, он, вместе с тем, проявляет непочтительное отношение и к Тому, Кто их освятил (Кому они посвящены): к Богу. Подобного рода деяние может быть расценено как богохульство. С другой стороны, кощунством может быть назван и такой поступок, скажем, легкомысленный, в основе которого не лежало стремление человека выразить непочтение Создателю. Опять же, в некоторых контекстах богохульством именуется именно хула на Самого Бога (скажем, выраженная в проповеди еретического учения, в злостном ропоте против Господа), а не непочтительное отношение к тем или иным святыням.
Как рядовому верующему следует реагировать на богохульство или кощунство?
В документе «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви» говорится следующее:
«Христиане не могут быть безразличными и оставлять без ответа публичные проявления непочтения к Богу, святыням, основам христианского вероучения и церковным обрядам. Самым приемлемым и действенным способом противодействия богохульству людей, не принадлежащих к Церкви, является личный пример праведной и богобоязненной жизни самих христиан, дабы заграждать уста противников (1Тим.6:1; 1Пет.3:1-2; Рим.2:24)».
Реакция на несознательное богохульство должна содержать понятное разъяснение того, какие слова и действия, и почему, являются богохульством. Этот ответ может быть как публичным, так и личным. Его цель — приведение человека к осознанию недопустимости высказываний, могущих повредить его душе и оскорбить чувства верующих».
***
О свободе слова:
«Творческие способности суть проявление образа Божия в человеке. Церковь благословляет творчество, открывающее новые горизонты для духовного возрастания человека и для познания сотворенного мира. Призванное способствовать раскрытию потенциала личности, творчество не должно оправдывать нигилистического отношения к культуре, религии и нравственности. Право на самовыражение отдельной личности или групп людей не должно осуществляться в формах, оскорбительных для убеждений и образа жизни других членов общества. При этом должен соблюдаться один из основных принципов общежития — взаимное уважение различных мировоззренческих групп.
Надругательство над святынями не может быть оправдано ссылками на права художника, писателя, журналиста. Современное законодательство обычно защищает не только жизнь и имущество людей, но и символические ценности, такие как память умерших, места захоронения, памятники истории и культуры, государственные символы. Такая защита должна распространяться на веру и святыни, которые дороги для религиозных людей».
«Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»
Литература по теме
- Кощунство Сокровищница духовной мудрости
- Кощунство свт. Тихон Задонский
- Кощунство: а) словами и б) действиями прот. Евгений Попов
- Невежество или кощунство? архиеп. Никон (Рождественский)
- Кощунство игумен Петр (Пиголь)
- Может ли быть видом похоти кощунство? Фома Аквинский
- Является ли кощунство особым грехом? Фома Аквинский
- Кощунство игумен Марк (Лозинский)
- Богохуление. кощунство, бесчинство прот. Александр Введенский
- Поразительные примеры гнева Божия за непочтение к святым угодникам, кощунство и неверие прот. Николай Успенский
- Кощунство и божба архим. Лазарь (Абашидзе)
- Наказанное кощунство прот. Григорий Мансветов
- Является ли кощунством выступление на сцене светских лиц, изображающих духовных лиц? архиеп. Аверкий (Таушев)
Комментировать