Идолопокло́нство – порожденное падшими духами поклонение ложным богам в виде идолов, а также обожествление собственных страстей и служение им.
Вторая заповедь Декалога запрещает поклоняться творению вместо Творца. Приблизиться к Богу можно только отрешившись от всех идолов: материальных и виртуальных.
История
Ветхозаветный богоизбранный народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в единого Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами. Чтобы предупредить евреев о том, чтобы ни в коем случае не перенимали языческие верования в идолов (почитание животных, обожествление материальных объектов), Бог устанавливает эту заповедь.
Идолопоклонство и иконопочитание
Вторая заповедь является уточнением первой и речь в них не об иконах. Здесь необходимо вспомнить значение слова «кумир» - это скульптурное изображение языческого божества. Для нас это слово стало иметь более широкий смысл – предмет обожания, отсюда и недоумения.
Священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею сделать в первом передвижном ветхозаветном храме, скинии золотые изображения Херувимов (на крышке Ковчега Завета и завесе). В Соломоновом храме, во святом святых стояли две огромных фигуры херувимов из оливкового дерева, обложенные золотом (3Цар.6:23 и далее). И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. И сделал завесу из яхонтовой, пурпуровой и багряной ткани и из виссона и изобразил на ней херувимов.
Эта заповедь была дана в Ветхом Завете в противовес языческим идолам и подчёркивала, что Бог неописуем, неизобразим. Мы же живём уже во времена Нового Завета, когда Боговоплощение открыло возможность иконопочитания. Бог стал человеком (вочеловечился) и это позволяет нам его изображать в образе человека. Греческое слово икона переводится как «образ». Икону называют «живописным Евангелием» (т.к. она описывает в красках то, что Св. Писание описывает словами), «бессловесной проповедью», «богословием в красках» (богатая символика), «окном в невидимый мир».
Догмат иконопочитания сформулирован так: взирая на образ (икону), умом восходим к первообразу (Богу-Троице), к личности Христа, Богородицы и святого (в т.ч. ангела).
Мы возносим молитвы тем, кто изображен на иконе. Сами иконы мы почитаем. Икона отсекает наше чувственное восприятие духовной реальности. Чувственный аппарат человека оторван от Бога. И если человек будет молиться и при этом фантазировать (представлять Христа, святых) эти образы будут искажены его чувственной природой. А что такое икона? Это явление святому человеку. Недаром лучшие иконописцы перед написанием иконы постились и сугубо молились.
Что запрещает 2-я заповедь Декалога
- Заповедь запрещает: носить амулеты (им приписываются магические силы); держать в доме предметы языческого, нехристианского культа (фигурки, религиозные изображения), подковы над дверью, обереги или чётки на зеркале в автомобиле. К идолам относятся языческие символы нового года, гороскопов (знаки зодиака).
- Кумиром может быть и всё то, к чему человек привязывается в ущерб спасению, все то, что воцаряется в душе вместо Бога, сбивает с пути спасения. Не обязательно это что-то порочное по сути. Даже благородное дело или стремление, если оно занимает чрезмерное место в душе в ущерб богопознанию и богообщению. Искусство, наука, творчество, дружба – все может стать идолом.
- Кумиром может быть близкий человек: мать, отец, единственный ребёнок... Ребёнок становится идолом, когда он становится прошлым настоящим и будущим, главным объектом во вселенной, заслоняя собой Бога. Речь не о силе наших чувств к детям, а об иерархии авторитетов. Любовь к детям естественна для родителей, это не обсуждается. Требуется только осознать, что мы – творение, а Бог – Творец, вечный Абсолют. Если же на место Абсолюта ставится смертный человек, то у нас остаётся надежда только на свои ограниченные силы. А в случае кончины этого человека, мы попадаем в тупик – вместе с любимым человеком умирает и смысл жизни… Умершему в этот момент особенно нужна молитва, а вместо этого он получает слёзы.
- Кумиром может стать и не близкий человек – писатель, артист, спортсмен, певец.
- Кумира может сотворить страстная влюблённость.
- В наше время кумиром часто становится даже животное, которым человек пленяет свою душу. Достаточно посмотреть на выставки кошек и собак.
- Считается, что коллекционирование неприемлемо, если это страсть. Но нам пока не удалось встретить бесстрастного коллекционера...
- И сам человек может быть себе кумиром, беззаветно служа своим выгодам и удовольствиям. Под идолами понимаются и человеческие страсти (укоренившиеся грехи).
Существует тест на соблюдение второй заповеди для воцерковляющихся людей:
— Есть ли у тебя кумир? — Нет?
— А чем занимаешься в воскресенье вместо того, чтобы идти в храм? Вот это и будет тот самый кумир.
— На службе стоишь — где мысли? У кумира...
Цитаты об идолопоклонстве
«Всякая страсть идол. И всякое пристрастие к чему-либо, хоть и не грешному, тоже на идолослужебной части находится... Присматривайтесь и не щадите. Чревонеистовство самый безобразный идол. С поклонения ему пагуба начинается...».
свят. Феофан Затворник
«Идолопоклонство – главное преступление рода человеческого, наивысшее прегрешение мира, единственная причина Страшного Суда. Ибо всякое иное преступление может быть отнесено к особой разновидности и подлежит суду под своим именем, в случае же идолопоклонства совершаются все преступления одновременно».
Тертуллиан, раннехристианский писатель
«Мы сами грешим против веры в единого Бога и поступаем, как язычники, когда объедаемся и опиваемся, так что желудок становимся нашим богом. Или когда мы начинаем обожествлять деньги, имущество, превозносить свою личность, или государство, или народ, или цивилизацию».
свт. Николай Сербский
Литература по теме
- Идолопоклонство, идолослужение Библейская энциклопедия
- Идолопоклонство проф. А.И. Осипов
- Об идолопоклонстве Тертуллиан
- Появление идолопоклонства прот. Серафим Слободской
- О второй заповеди свт. Петр (Могила)
- Об идолопоклонстве римлян блж. Августин
- Научные мнения о происхождении идолопоклонства у древних евреев И.С. Пальмов
- Идолопоклонство в Израиле А.А. Олесницкий
- Православие и неоязычество. Где правда? свящ. Георгий Максимов
Комментировать