Скрыть
И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 4-5, 7-8 и наблюдаше сестра его издалеча, да уведает, что будет ему. Сниде же дщерь фараонова измытися на реку, и рабыни ея прохождаху при­­ реце. И видев­ши ковчежец в лучице, послав­ши рабыню, взя и… И рече сестра его дщери фараонове: хощеши ли, при­­зову ти жену кормилицу от­ Еврей, и воз­до­ит ти отроча? И рече ей дщерь фараонова: иди. Шедши же отроковица, при­­зва матерь отрочате

В это время, когда были столько утесняемы Евреи, родился Моисей, и матерь его, видя, как он прекрасен, скрывала его с опасностью своей жизни, пока только была возможность скрывать. Ибо боялась, что за пренебрежение Фараонова повеления, как скоро сие откроется, умерщвлен будет весь род ее, и Моисей не останется в живых. Смотри же, Египтяне так строго наблюдали за Евреями, что матерь Моисеева не могла уже долее скрывать у себя младенца. И вместе примечай, благость Божия так заботливо хранила Евреев, что вышли они из Египта в числе шестисот тысяч. Матерь Моисеева положила младенца в ковчег, возвратилась домой, преклонила колена, и в молитве с горькими слезами жаловалась на Фараона Богу Авраамову, говоря: «Ты благословил народ наш, чтобы умножался, и вот он многочислен, как благословил Ты. Но Фараон умыслил зло, чтобы по истреблении младенцев, земля оставалась без возделывающих, и по истреблении рождаемых исчезло семя, которое благословил Ты». Сестра Моисеева Мариам сидела на берегу реки, да уведает, какой конец будет с младенцем, положенным в ковчег. Ибо надеялась на Бога и на красоту младенца, думала, что первый, кто увидит ковчег, возьмет и спасет младенца от смерти. Дневной зной заставил дочь Фараонову не в обыкновенное время идти к реке, и в ней измытися. Хотя вышла она, по-видимому, и по своей воле, по причине дневного зноя; но, как вышла не в обыкновенное время, то сделалось сие не по ее воле. Так собственная ее воля непроизвольно привела ее к реке, чтобы извлечь из нее того, кто назначен был за потопленных в реке младенцев отмстить потоплением в море. Увидев же младенца, что он прекрасен, дочь Фараонова рассудила с своими рабынями, что египетские боги неплодству ее уготовали в реке сына; и она убедилась в той мысли, что сим освободится от поношения, получит великое утешение, и для отца ее будет преемник его престола. Тогда приходит Мариам не печальная и не радостная; ибо не показывала в себе ни печали, ни радости, чтобы приличною наружностью скрыть настоящее свое намерение. И рече дщери Фараонове: призову ти жену кормилицу от Еврей, у которой и молоко чистое, и сердце прекрасное, которая тем и другим весьма пригодна для вашего царского сана. Мариам поспешно идет домой, и приводит матерь отрочате, в приличной одежде, и за великие дары соглашается матерь быть кормилицею своего сына. Та, которая отдала бы весь дом за Моисея, чтобы не бросали его в реку, когда отдается ей Моисей, не хочет воспитывать его даром. Наконец, берет она своего сына, но не оставляет и ковчега. И кого выносила из дому со скорбью, того вносит в дом с радостью; кого принесла на реку в темноте, того возвращает к себе, несет по улицам и вносит в дом со светильниками. Возможно стало матери видеть рожденного ею, который скрываем был три месяца, чтобы никто его не видел. Так, в реке увидел свет, кто брошен был в реку, чтобы лишиться там света.

Толкования на священное Писание. Книга Исход

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 5-6 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей

А как на луга того берега, куда был принесен ковчег, пришла царская дочь, то Моисей, издав младенческий вопль в ковчеге, делается находкой царевны. Когда посмотрела на него царевна и увидела красоту младенца, немедленно привлек он благорасположение царевны и взят был ею вместо сына.

О жизни Моисея законодателя

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-10 Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его

Когда Бог и Отец умилостивился наконец над поднебесною, которая служила нечестивому мучителю и жесточайшему хищнику, Сына Своего не пощадил, по написанному (Рим. 8:32), но предал Его за всех нас. Ибо во образе сый и в равенстве с Ним, рожденный от Него и в Нем сущий по естеству Сын, доведши Себя до истощания, соделался подобен нам (Фил. 2:6-7) и, как говорит премудрый евангелист Иоанн, пришел к своим (Ин. 1:11), потому что Он послан был, как сам говорит в одном месте, к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15:24); но свои Его не приняли (Ин. 1:11). Посему Он и сильно обвинял их устами Исайи, говоря: Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет (Ис. 1:2-3). Так, когда происшедшие от племени Израилева оскорбили и не познали Того, Который был по естеству и истинно Владыкою, тогда призваны были чрез веру идолопоклонники, и нечистое и гнуснейшее общество безбожников познало Искупителя. И об этом-то предвозвещено было израильтянам устами пророков: И поставил Я стражей над вами, [сказав]: `слушайте звука трубы'. Но они сказали: `не будем слушать'. Итак слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет. Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли (Иер. 6:17-19). Итак, усматривай, ясно усматривай таинство Христово и в том, что относится до Моисея, как я уже сказал. Божественный Моисей происходил из колена и племени Левиина. И сам Еммануил наименован Архиереем преподобным, незлобивым, таким, Который весь свят (Евр. 7:26), хотя и представляется происшедшим от колена Иудина, чтобы веровали в Него и как славного и Царя, и чтобы священство Ему принадлежало не по плоти, как оно принадлежало учителям иудейским, но как Богу и Царю всяческих в освящении и славе. Итак, образ является в плотском, дабы превысшее плоти истинное, то есть Христос, уразумеваем был как новорожденное дитя по причине незлобия Божества, или потому, что соделался новая тварь (2Кор. 5:17). Ибо мы совлекшись обветшания в тлении, в Нем преведены к обновлению жизни. Младенец же есть как бы новая тварь. А что новорожденное дитя есть знамение незлобия — это без труда может видеть всякий, кто хочет, и из самих слов Спасителя. Именно жены некогда приступали к Нему и приводили младенцы, да руце возложит на них, как написано (Лк. 18:15; Мф. 19:13). Ученики же, считая это за тягость для Него, отстраняли их. А Он им на это: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19:14: сн.: Лк. 18:16). Равно также, когда в одно время зашел между ними спор о том, кто больше в Царстве Небесном (так говорит нам премудрый евангелист), тогда Иисус, взяв, сказано, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:1-3). А что значит, чтобы мы обратились и уподоблялись детям, это разъяснял блаженный Павел, который пишет: Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1Кор. 14:20). Итак, несомненно, что Христос, по причине незлобия Божества, как бы знаменуется в младенце. Далее, в Священных Писаниях с намерением умолчано об отце Моисея. Следовало бы сказать: такой-то поя от дщерей Левииных; а там сказано: бяше некто (Исх. 2:1), поелику чрез это косвенно указывается на то, что Христос по плоти не имел отца, и Иосиф, сыном которого Он считался, был только вместо отца. Но дитя было лепо, сказано (ст. 2). И Христос наименован и есть красен добротою паче сынов человеческих (Пс. 44:3). Взывает к Нему также и в ином месте божественный Давид: препояши меч Твой по бедре Твоей, сильне, красотою Твоею и добротою Твоею (ст. 4-5). Но никто не может сомневаться в том, что под красотою должно разуметь красоту в славе, говорю, и в естестве превышающего все Божества; потому что не плотские же красы приписывать станет кто-либо Самому Христу и вменять их Ему в славу; да не будет. Ибо все таинство домостроительства воплощения состоит в Его истощании и уничижении. Пишет же в одном месте и пророк Исайя о Нем: и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче сынов человеческих (Ис. 53:2-3). И мы отнюдь не говорим, что слово пророческое изображает красоты Божества, но что, напротив, оно убеждает нас думать, что красы плоти, сравниваемые с славою Божества, не стоят никакого внимания, никакой цены. Ибо Сын явился в виде весьма не зрачном. Будучи Бог по естеству, Он соделался подобен нам. А человеческое безмерно отстоит от Бога и без всякого сравнения ниже Божества.

Смотри же, как жена, родившая Моисея, когда фараон повелел привести в исполнение козни против всего мужеского пола, скрывает младенца; потом, вложив его в тростниковую корзинку и закрыв, опускает в ковчежец и бросает его в реку; но его тотчас же берет оказавшаяся при той же реке дочь гонителя, открывает ковчежец и, нашедши плачущего младенца, очевидно угадывает, что это еврейский младенец, и отдает его на воспитание родившей его, обещая и вознаграждение за воспитание. Какой смысл придадим мы этим словам? Или какое таинство необходимо в них видеть? Прежде пришествия Спасителя нашего мужеский пол на земле подвергался козням. А под мужеским полом мы разумеем тех, которые одарены духовным мужеством, приносящим плоды, угодные Богу. Итак, в опасности находится мужеский пол, так как сатана готов потопить его в мирских похотях, как бы в некоем болоте и иле, и готов удушить тех, которые мужественно отказываются от приятностей жизни и от того, что свойственно женскому полу, разумею в нравах и образе жизни. Поэтому-то и говорили духоносные писатели, пораженные, как я думаю, всеобщим совращением на путь неправый: все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного (Рим. 3:12; Пс. 13:3; 52:4). Ибо люди того времени совершенно неспособны были к деланию добра: виновник греха не позволял им право действовать. Когда же явился среди нас и сопричислился к подвергавшимся козням Еммануил, этот по естеству и истинно младенец мужеского пола, не ведавший неги, так как Он чужд был слабости греха, то Он в самом начале сокрылся от князя века сего; ибо сокрыт был отрок, то есть Моисей. А когда Он пришел в возраст, то родившая Его синагога, вражескими хитростями диавола побуждаемая к скверноубийству, — так как Христос по плоти явился из среды иудеев, — заключила Его во гроб. И этого наглядным образом является Моисей, как бы руками собственной матери полагаемый в названном ковчежце и потом из него вынимаемый. Ибо синагога иудейская удалила от себя Еммануила. Но дщерь фараонова, то есть Церковь из язычников, хотя и имевшая некогда отцом своим сатану, обретает Его при водах, являющих образ святого Крещения, чрез которое и в котором Христос обретается, и открывает ковчежец. Что Он не остался между мертвыми, но, поправ смерть, восстал из гроба, в это истинно веруют обретшие верою Того, Который за нас подвергся смерти, чтобы ради нас восстать к жизни. Обретает же дитя плачущее. И Христа обретаем мы повествующим о нечестии иудеев и о том, что сделали они с Ним и как бы плачущим. Ибо с тяжелою грустью говорит Он: пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс. 21:17-19). Равно также и в другом месте: И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом (Пс. 68:22). А что из среды иудеев явился Христос, это знала и этому верила Церковь из язычников. Рече, сказано, дочь фараонова: это из Еврейских детей (Исх. 2:5-6). Впрочем на то, что синагога иудейская по времени примет Христа от Церкви из язычников, Им самим тайноводствуемая, легко может указывать принятие дитяти от дщери фараоновой матерью его. Ибо как бы отринувшая Иисуса и отвергшая Его своим неверием синагога иудейская в последние времена примет Его, тайноводствуемая гласом Церкви. Предуказывается даже и то, что такое принятие будет для нее не безвыгодно, но подаст великую надежду. Ибо смотри, как дщерь фараонова обещала вознаграждение матери Моисеевой, пожелавшей воспитывать рожденное от нее дитя. Итак, рождение Моисея и случившееся с ним для здравомыслящих весьма ясно указывает на таинство Христа, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом ныне и присно, и в бесконечные веки. Аминь.

Георгий Константинович Властов (†1899)

И вышла дочь Фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника, и послала рабыню свою взять ее.
Ст. 5 Иосиф называет дочь Фараонову Фермутис; раввиническое предание называет ее Вифия; у Евсевия Кессарийского она названа Меррис, у Синцелла Фариа (англ. комм. Библия). У Вилькинсона (Customs and manners of ancient Egyptians) приведены доказательства, что в древнем Египте омовения в реке не только были обычны, но еще имели религиозный характер. Весьма вероятно, замечает Кук, что мать Моисея намеренно выставила ребенка в таком месте, где обыкновенно приходила купаться Египетская принцесса. Сцена действия, можно сказать с достоверностью, происходит на одном из рукавов Нила, ниже Она, и по всей вероятности в Танисе, древнем Аварисе, в Танитском рукаве Нила, где крокодилы не показывались и в древности. Ныне они не спускаются ниже первых порогов, в древности же они доходили до Мемфиса, но ближе к морю не спускались, по-видимому, в Танисе принцесса Египетская имела свой особый двор и дворец. 

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей

Об еврейском происхождении ребенка дочь фараона могла заключить не по обрезанию, так как обрезывались и египтяне, а по его нахождению в воде. Решившись спасти по чувству сострадания еврейское дитя, она, очевидно, не боится наказания за неисполнение царского указа. В этом случае она опирается на то уважение, которым пользовались египетские женщины вообще, тем более представительницы царской фамилии. Царица почиталась в Египте более царя: царицам и даже принцессам воздавались по смерти божеские почести.

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

II Паримия, на вечерне во вторник Страстной Седмицы (Исх. 2:5–10). В сей паримии повествуется о сохранении жизни младенца Моисея и его воспитании. Сниде дщерь фараонова измытися на реку, и рабыни ее прохождаху при реце. И видевши ковчежец в лучице, пославши рабыню, взя и

Ковчежец, найденный дочерью фараона в лучице, скрывал в себе младенца Моисея. Отец Моисея Амврам был внук патриарха Левии, сына Иаковлева, и сын Каафа. Мать Моисея Иохаведа была дочерью брата отца Амврамова (Исх. 6:20), следственно была двоюродною сестрою своего мужа. Браки двоюродных, бывшие в обычае до закона Моисеева, не были запрещены и этим законом. Моисей родился в 135 году пребывания Евреев в Египте (полагая продолжение их пребывания в 215 лет) и спустя 350 лет после обетования о наследии земли Ханаанской, данного Аврааму на 75-м году его жизни. Брат Моисея Аарон был тремя годами старше его, а сестра Мариам – 11-ю или 12-ю годами. Моисей родился в то время, когда фараон издал бесчеловечное повеление всем Египтянам бросать в реку раждающихся у Евреев младенцев мужеского пола, и родился в столице, где царское повеление исполнялось, без сомнения, гораздо строже. Новорожденный Моисей был прекрасен собою не только пред людьми, которых радовала его естественная красота, но и пред Богом (Деян. 7:20), еще от чрева матери предопределившим его в орудие Своего промышления об избранном народе. Родители младенца не по одной естественной любви к нему, свойственной всякому отцу и матери, но вместе по вере в его великое предназначение, просвечивавшее на выразительном лице его, решились спасти его от угрожавшей ему смерти, не боясь ярости фараона, в случае, если обличены будут в противлении его воле (Евр. 11:23). Они три месяца скрывали его в своем доме. Долее скрывать было невозможно, потому, может быть, что обыски домов производились каждую четверть года и таким образом, если бы лазутчики открыли тайну, гибель грозила не только младенцу, но и всему семейству Амврама. Любовь матери придумала новое средство спасти сына. Она взяла ковчежец ситовый, т.е. корзинку из нильского тростника (папируса), осмолила ее, чтобы сделать ее непромокаемою, и положив в нее свое дитя, поставила ее в лучице, т.е. в болотной топи, в которой рос тростник у берегов Нила. Последняя предосторожность употреблена была для того, чтобы не отнесло ковчежец течением воды. Родители Моисея не теряли надежды, что сын их будет спасен, что ковчег, в котором его поместили, будет для него таким же средством спасения в водах реки, каким был для Ноя ковчег во время потопа. Сестра его Мариам должна была, по распоряжению родителей, наблюдать за последствиями. Надежда их на промысл Божий оправдалась. Ковчежец с младенцем был поставлен близ того места, куда дочь фараона имела обычай ходить для купанья. Вот и на сей раз сниде дщерь фараонова измытися на реку. Нил почитаем был у древних Египтян священною рекою и даже божеством, в честь которого они строили храмы и которому приносили жертвы. Можно потому думать, что и дочь фараона ходила купаться в этой реке для религиозного освящения себя ее струями. Вместе с тем могло быть у ней и другое побуждение, – она купалась также для поддержания телесной чистоты или для освежения и укрепления физических сил, тем паче, что целительность нильской воды признаваема была древними обитателями Египта, и, по свидетельству путешественников, признается позднейшими. – Во время купанья царевны рабыни ее прохождаху при реце, наблюдая, не помешал бы кто своим нескромным любопытством свободе, с какою их госпожа держала себя в воде. – Видевши (дщерь фараона) ковчежец в лучице, пославши рабыню, взя и. Почему она обратила внимание на ковчежец, потому ли, что из него раздавался плач, или потому, что он по самому положению своему вблизи места купанья невольно бросался в глаза дщери фараоновой, – неизвестно; но во всяком случае драгоценная жизнь, вверенная ковчегу, обязана была сохранением этому вниманию царевны. Иосиф Флавий называет ее Фермуфою.

Толкование на паремии из книги Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible