Юный Моисей топчет корону фараона

Юный Моисей топчет корону фараона
  • Дата создания: 1645
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 101×144 cм

Сюжет

Согласно повествованию известного историка Иосифа Флавия, жившему в I веке н. э., трехлетний Моисей сидел за столом во дворце фараона со своей приемной матерью. Однажды фараон, играя, надел свою корону на голову Моисею, которую тот тут же сбросил на землю и сам вспрыгнул на нее. Придворными это было воспринято как предзнаменование того, что Моисей свергнет фараона. Обеспокоенный фараон попросил своих советников объяснить этот поступок, который достоин наказания смертью. Ангел, под видом одного из придворных мужей, посоветовал принести драгоценные камни и горящие угли и посмотреть, что из них выберет младенец. Выбор ребенка позволит судить о его намерениях. С помощью ангела Моисей взял горящий уголь и положил его в рот, ранив язык.

Описание

Картина «Моисей попирает корону» написана в стиле классицизма: в центре композиционный треугольник с главными персонажами, по бокам – второстепенные лица. Несмотря на то, что действие происходит в Египте, художник помещает своих персонажей в обстановку древнего римского дворца, отделанного мрамором, украшенного изысканной мебелью.

В центре полотна художник изобразил фараона в ярко-алой тоге, возлежащего на роскошном ложе, обитым зеленым бархатом. Перед ним в изящном кресле сидит супруга в дорогих одеждах из тонкого полупрозрачного виссона и ярко-желтого с переливами атласа. Рядом с фараоном его дочь, склонившаяся над младенцем, который резвясь, как бы нечаянно наступил на корону самодержца. В гневе фараон готов расправиться с приемным сыном, подняв руку, чтобы схватить его. Видя намерение отца, дочь фараона с ужасом и страхом смотрит на него, опасаясь за судьбу младенца. Окружающие испуганы и растеряны: один из слуг фараона уже занес нож над главой ребенка, но одна из служанок хватает его за плечо, препятствуя жестокой расправе.

Правая ножка младенца наступила на корону. Так символически художник передает, что этот ребенок избран Богом и находится под его покровительством, как и все потомки Израиля. Впоследствии, возмужавший Моисей сплотит израильские колена в единый народ и выведет их из египетского рабства. Моисей является прообразом Иисуса Христа, а образ фараона святые отцы ассоциируют с дьяволом.

История

Наибольшее влияние на творчество Пуссена, а также на становление Никола как величайшего деятеля искусства оказала поездка в Рим. Там он получил необходимые знания и вдохновился работами гениев эпохи Возрождения. После пребывания в Париже в 1642 году Пуссен вернулся в Рим, к своим покровителям: кардиналу Франческо Барберини и академику Кассиано даль-Поццо, и жил там до самой своей смерти. В это время он создает серию картин на мифологические, исторические и библейские сюжеты, среди которых мы видим представленное полотно.

Рекомендуемая литература

Комментировать