Дети, катающие пасхальные яйца

Дети, катающие пасхальные яйца

Сюжет

На картине представлена известная «народная» игра, в которую было принято играть по наступлении Пасхи, «покатушки».

Согласно преданию, обычай обмениваться крашеными яйцами ведет свое начало с I века от Р. Х. Что, собственно, касается времени происхождения самой игры, об этом с точностью неизвестно. Интересно заметить, что иногда в народной среде в неё вкладывается исторический и богословский смысл, мол, катание яйца символизирует камень, скатившийся с Гроба Господня перед воскрешением Иисуса Христа. Заметим однако, что согласно Евангелию, удаление камня от Гроба Спасителя произошло при следующих обстоятельствах: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба» (Мф. 28:2).

По некоторым оценкам, катание яиц было у русских одной из любимых забав. Оно начиналось в день Пасхи и продолжалось иногда всю светлую неделю. Яйца катались с бугорка или специального лотка. Когда катившееся яйцо ударялось о чье-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Выигрывал тот, чье яйцо прокатилось дальше. Смотреть, как катают яйца, собиралась чуть ли не вся деревня.

Также существовала и другая «народная» традиция – пасхальные яйца катать по земле для того, чтобы земля была плодородной.

Описание

Перед зрителем изображена традиционная русская народная забава: катание крашеных яиц с горки. Цель ее состоит в том, чтобы выиграть у других участников как можно больше яиц. Тот, чьё яйцо, скатившись с горки, задело крашенки других участников, забирает их себе. У кого в результате окажется больше яиц – тот и победитель.

Судя по картине активные участники игры – это старшая девочка, сосредоточенно запускающая яйцо и мальчик, тревожно наблюдающий за процессом. Отдавать победу в руки девочки он явно не хочет. Двое маленьких детей в силу своего возраста еще не понимают правил игры, но с интересом наблюдают за старшими.

Дети явно из бедной семьи: об этом свидетельствует скромная обстановка и всего одна игрушка – глиняная корова, вероятно привезенная в качестве подарка с ярмарки. На полу вместо ковра расстелена отцовская шинель. Рядом железная тумба с самоваром, чуть поодаль – корзина с шитьем, которая принадлежит матери. Эти незначительные детали указывают на занятия родителей, на их тяжелую жизнь. Но дети далеки от печалей взрослых – они радуются каждому дню, сердца их открыты Богу. Увлеченные игрой они не замечают скудости обстановки: соорудив из сподручных предметов горку – на это хватит и простого картона с деревянным ящичком в качестве подставки – они погружены в игру. Кто первый победит? Чье яйцо докатится дальше? Их не заботит завтрашний день, не мучает тревога: в их добром и открытом сердце мы видим упование на Бога. «Будьте как дети!», – призывает художник. Пасхальный праздник в каком-то роде есть возвращение к этой детской чистой вере.

История

Николай Андреевич Кошелев родился 3 мая 1840 г. в семье крепостного крестьянина в русско-мордовском селе Серман (другие названия – Алексеевка, Вознесенское) Пензенской области. Детство провёл в Арзамасе.

Отсутствие материальных средств не позволило в детстве Николаю Кошелеву поступить в живописную школу академика А.В. Ступина, что была открыта в городе Арзамасе. Вместо этого одиннадцатилетний, страстно желавший рисовать мальчик был отдан в услужение вначале к одному художнику, затем к другому. Позже в судьбе мальчика приняла участие местная помещица. Три года юноша жил в её семье и три года неустанно работал, практически самостоятельно осваивая тонкости живописной техники. Во время поездки с благодетельницей в Казанское художественное училище подающий надежды юный Н. Кошелев получил несколько уроков живописания профессионального преподавателя. Затем последовала самостоятельная работа по росписи церковного иконостаса и стены монастыря и, наконец, поездка в Петербург и поступление в Академию художеств.

В 1864 году Николай Андреевич Кошелев начал самостоятельную художественную работу. Финансовое положение Кошелева было шатким, а потому он был вынужден браться за любую предложенную художественную работу.

На протяжении своей жизни он успел выступить как иллюстратор, иконописец, фрескист и так далее… Наиболее известным трудом Николая Кошелева является участие в росписи Храма Христа Спасителя вместе с Крамским Иваном Николаевичем. Также Кошелев является автором нескольких эскизов, по которым были выполнены мозаики петербургского храма Спаса на Крови.

Художник Н. А. Кошелев был участником объединений: «Московское общество любителей художеств», «Общество художников исторической живописи», «Санкт-Петербургская артель художников», «Санкт-Петербургское общество художников», «Товарищество передвижных художественных выставок».

Картина «Дети, катающие пасхальные яйца» была написана в период ученичества в 1855 году. Такова официальная дата, которая, впрочем, принимается не всеми искусствоведами. Есть мнение, что полотно художник написал гораздо позже, в 1867 году.

Рекомендуемая литература

Комментировать