Добродетель | Определение | Свящ. Писание | Условия стяжания | Примеры | Плоды | Прочее: степени, связь, образы |
Вера | Добровольное согласие человеческой воли на принятие Богооткровенной Истины, доверие к Богу как Любящему Отцу и Его Всеблагому Промыслу. | Мф.16:24 Мф.21:21-22 Откр.3:20 | Безусловное доверие Богу. Следование Христовым Заповедям. | Праотец Авраам
Апостол Андрей Первозванный Благоразумный разбойник Первомученик, архидиакон Стефан |
Все поступки совершаются в согласии с волей Божией и являются исполнением её. Стяжевается упование на всеблагой и премудрый Промысл Божий в любых обстоятельствах. | Верующий православный христианин является членом Церкви и ведёт активную духовную жизнь. Вера взращивается участием в Таинствах (Исповеди и Причастия), изучением Священного Писания, Житий святых и личным общением с подвижниками благочестия. |
Воздержание | Удержание желаний, не согласующихся с волей Божией.
Греческое слово «воздержание» означает: держать под контролем, владеть собой. Часто оно переводится словом «самообладание» и подразумевает «сдерживать пыл, влечение, желания». |
1Кор.6:12 1Кор.9:25 Лк.1:14-16 Мф.11:11 Гал.5.24 | Объектом воздержания могут быть: 1) порочные страсти и греховные влечения человеческой природы и 2) ее естественные нужды и необходимые потребности.
С 1-м требуется беспощадная борьба, а 2-е должно подчинить духу и удерживать в разумных пределах. |
Праведный Иоанн Кронштадтский
Преподобный Герасим Иорданский |
Тело должно покориться душе, а душа — духу. | Подвиг воздержания простирается вообще на все, что препятствует богоугодной жизни. С этой точки зрения воздержание (принимаемое в широком смысле), как добродетель, является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям. |
Жертвенность | Добродетель, заключающаяся в желании и готовности жертвовать собой, своим временем, силами, средствами ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему, самоотречение. | Мф.25:40-45 1Кор.10:24 1Кор.13:3 | Христианская жертвенность основывается не просто на чувстве долга, но на любви. Тем не менее, святые отцы учат, что даже понуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас. Потому что душа обретает навык делать добро, а со временем может откликнуться и сердце. | Праведная Марфа
Праведный Иоанн Кронштадтский |
Любовь как главное сокровище сердца. | Высшими формами жертвенности являются мученичество и смерть во имя Бога. |
Кротость (простота, незлобие) | Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах. | Мф.5:5 Мф.11:29 Иак.3:17 Флп.4:5 Пс.24:9 | Послушание.
Испрашивание помощи у Бога. Самоукорение. |
Преподобный Павел Препростый
Святитель Спиридон Тримифунтский |
Терпение, безгневие, Возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться. | Терпение оскорблений и гонений.
Кроткие силой воли своей, своим терпением укрощают гнев, успокаивают раздраженного и всегда остаются в пределах самообладания. |
Любовь | (Венец добродетелей) совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению. | Гал.5:22-23 1Ин.4:7-16, 20-21 1Ин.5:3 Лк.10:27 Ин.14:23,15:9-17, 6:24 | «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Преподобный Амвросий Оптинский. | Апостол Иоанн Богослов
Преподобный Силуан Афонский Праведный Алексий Мечев |
Жертвенное служение Богу и людям.
Зрение в ближних образа Божия. (Отсутствие страха). Плод любой добродетели – умножение любви. |
Христианская любовь – деятельная и жертвенная. |
Милосердие и Милостыня | Сострадательное отношение к ближним, способность откликаться на их нужды.
Деятельное проявление милосердия. |
Мф.5:7 Мф.6:3 | Св. Иоанн Златоуст: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь». | Праведный Филарет Милостивый
Святитель Николай Чудотворец Святитель Иоанн Милостивый |
Милосердие – лекарство от эгоизма.
Оно облагораживает душу, умиротворяет совесть, дает внутренний покой и радость, укрепляет веру. Милостыня – царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в Небесные своды, наилучшая защитница, учил свт. Иоанн Златоуст. |
Оказание милости при жизни станет заступничеством в день Страшного суда. |
Молитва | Обращение человека к Богу, Богородице, Ангелам или святым угодникам Божиим. | Мф.6:6 Мф.1:35 Мф.7:7 Мф.15:8 Мф.26:39 Лк.6:12 Деян.13:2-3 | Внимание, неспешность, памятование о Боге, пост, уединение, сосредоточенность, тишина. Молитву можно сделать потребностью только через молитвенный труд. | Преподобная Мария Египетская
Святитель Григорий Палама Праведный Иоанн Кронштадский Преподобный Серафим Вырицкий |
(Матерь добродетелей).
Непрестанная память о Боге, сердечная теплота, любовь к Богу и ближним. |
Молитва – барометр духовной жизни.
Три степени молитвы: устная, умная, умно-сердечная. Молитва является зеркалом духовного возрастания. |
Надежда | Надежда – уверенность в добром исходе нашей жизни, укорененной в вере в Бога, убеждение, что несмотря на всю тьму и весь грех, свет любвеобильного прощения Божия нисходит на нас и изменяет нас.
Главным предметом христианской надежды является вечное спасение. |
Пс.32:20-22. Рим.8:24-25 Лк.12:22-32 | Упование на Промысл Божий в любых обстоятельствах. | Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Святая царица-страстотерпица Александра |
Она ободряет дух в искушениях, воодушевляет на подвиги.
Надеждой гордый может быть смирен, нечистый – очищен, слабый – укреплен, грешный – исправлен. |
Надежда имеет своим основанием веру.
Познается надежда только в приключившейся скорби. Случившаяся неожиданность, внезапная потеря, болезнь близкого человека открывают христианину глаза – на кого в действительности он надеялся. |
Нестяжание | Удовлетворение себя (одним) только необходимым. | Пс.61:11 Мф.6:25-26, 31-33 Мф.19:23 Лк.12:33-34 Ин.15:5 | Любление евангельской нищеты. | Преподобный Нил Сорский
Блаженная Ксения Петербургская Новосвященномученик Фаддей Тверской |
Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее. | Исторгается из сердца страсть к наживе. |
Покаяние | Фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу. | Мф.3:2 Мф.4:17 Мк.6:12. Деян.2:38, 2:21 | Совершение в течение всей (человеческой) жизни, (никогда не бывает излишним) | Авва Сисой Великий
Апостол Петр Царь и пророк Давид |
Видение своей греховности; появление желания служить Богу и ближним; нрав становится непритворным и нелицемерным; искренность исповедания грехов; видение даже тонких греховных помыслов.
Переход на качественно иной образ мыслей. |
Вектор жизни изменяет направление от собственного «я» к Богу. |
Послушание | Послушание – это особое отношение пастыря и пасомого, которое строится на глубоком доверии, взаимном уважении, творчестве, смирении, молитве, стремлении искать и находить правду Божию.
В более широком смысле – согласование своей воли с волей Божией. |
Лк.16; Еф.4:11-12 Быт.22:1-18 Мф.26:39 Ин.6:38 Фил.2:6-8 Деян.4:19 | Отсечение своей воли (имеется в виду воля греховная и гордость).
Для него необходимы: смирение, вера, надежда, любовь, чистота намерений, жертвенность, рассудительность. Духовный руководитель может указать на какие-то ориентиры, но проходить путь от ориентира до ориентира человек должен сам. |
Исаак при жертвоприношении Авраама
Преподобный Симеон Псково-Печерский Преподобный Акакий Синайский |
Приходит внешний порядок жизни.
Смирение рождает послушание, а послушание рождает смирение. |
Церковь созидает Божию благодать, которая дается только смиренным и послушным.
Настоящее послушание должно быть сознательным и творческим, потому что это есть не желание угодить и формально исполнять чьи-то предписания, а быть активным, решительным и инициативным, понимать, что нужно для пользы дела. Образом послушания указывают ртуть, т.к. она спускается ниже всякой жидкости и не смешивается с нечистотою. |
Правда | Правда – стремление к справедливости. Она отражена в Божиих заповедях. Исполнять заповеди Божии, возлюбить ближнего своего – тоже, что и творить правду. | Притч.21:3 Пс.4:6 Пс.10:7 Пс.30:24 Пс.131:9 Мф.5:6 Мф.5:10 Еф.4:25 | Для развития этого чувства необходимо: — чаще прислушиваться к голосу совести; — исполнять заповеди Бога. | Святитель Николай Чудотворец
Праведный Иоанн Кронштадтский Преподобный Серафим Саровский Преподобный Максим Исповедник |
Плод правды — совершенство добродетели; из него вырастает древо жизни (свт. Иоанн Златоуст).
Вставший на путь правды, прилепится к свободе во всяком деле (прп. Исаак Сирин). Признаком совершения всякой правды является радость (прп. Феодор Студит). |
Человеческая правда, по аналогии с Божественной, в высшем своём проявлении должна соизмеряться с такими добродетелями как мудрость и милосердие. |
Рассуждение | Благодатный дар духовного зрения и различения воли Божией. | 2Пет.1:5 Пс.78:16 Притч.2:3-5 | 1. Самоконтроль. Внутреннее внимание. 2. Избегание крайностей. 3. Сообразование собственной аскезы и духовной пользы окружающих. 4. Чтение святых отцов и Житий святых. 5. Развитие навыков рассуждения.
Рассуждение невозможно для новоначальных. Поэтому неопытным необходимо недоверие к себе и послушание духовному руководителю. |
Святитель Иоанн Златоуст
Преподобный Амвросий Оптинский Святитель Феофан Затворник Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк |
Просвещенный ум. Способность принимать правильное решение в любых обстоятельствах и подавать душеполезный совет ближнему.
Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других. |
Рассуждение – Дар Божий, а не просто интеллектуальная развитость.
Без рассуждения ни одна добродетель не имеет настоящей цены в очах Божиих. Будет ли то молитва, или пост, или милостыня — без рассуждения все это может обратиться даже во вред. Образом добродетели рассуждения в церковной письменности являются руль и соль. |
Ревность | Сердечная сила души, выражающаяся в пламенном стремлении к добру и ненависти ко злу, христианская решимость к бесповоротному оставлению греха и исполнению Божией воли. | Исх.30:3-5 Пс.36:8 Пс.68:10 Рим.10:2 | Необходимо преобразить противоестественную ревность о временном и преходящем, изначально присущей человеку, – ревностью к познанию Бога и соединению с Ним. | Пророк Иеремия,
Праведный Иоанн Кронштадтский, Преподобный Иосиф Волоцкий Новосвященномученик Иоанн Рижский |
Отвага, усердие, душевная сила и телесная старательность.
С ослаблением ревности приходит теплохладность. |
Ревность в духовной жизни не должна исключать такую добродетель, как рассуждение. Ревность без рассуждения в патристике именуется ревностью не по разуму, неразумной ревностью (Рим.10:2). |
Святость (обожение) | Высшая степень приобщения подвижника к божественной благодати, причастность к Богу. | Лев.11:44 1Пет.1:15 Мф.5:48 | Святые отличаются от обычных людей той решительностью и решимостью, с которой они меняют жизнь после обращения к Богу. | Преподобный Серафим Саровский
Святитель Иоанн Шанхайский |
О святости свидетельствуют не подвиги, а богоподобные качества. | Три степени: освящение, просвещение, усовершение. |
Скромность | Добродетель проявляемая в нежелании выказывать свои достоинства и заслуги. | Рим.12:3 | 1. Смиренное отношение человека к себе, как к творению Божьему. 2. Сокрушение о грехах. 3. Телесные труды.
Скромность и смирение явственно рождается в душе от исполнения заповедей. |
Преподобный Сергий Радонежский
Преподобный Александр Свирский |
Скромный никогда в жизни не проигрывает; его таланты и достоинства не унижаются его скромностью, наоборот, еще больше вырастают, писал архиепископ Иоанн Шаховской. Скромных все любят; тщеславные всех отталкивают. | Скромность не означает слабости, но, напротив, она подчёркивает силу и доблесть духа. |
Смирение и смиренно-мудрие | Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов.
Смиренномудрие – одна из граней смирения, правильный образ мыслей человека о самом себе и окружающем его мире. |
Мф.26:63 Мф.11:29 Ин.13:14-15. |
Чем более приближаются подвижники к Богу, тем более грешными себя видят.
Есть два смирения: считать себя ниже всех и приписывать Богу свои подвиги (это совершенное смирение святых). Признак глубочайшего смирения, когда человек ради уничижения, в некоторых случаях принимает на себя такие вины, каких в нем нет. |
Преподобный Сергий Радонежский
Андрей, Христа ради юродивый Преподобный Агафон Египетский |
Цель христианской жизни – обо́жение, а кто больше познает Бога, тот более и смиряется.
Только этой добродетели не могут подражать бесы. Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками. О необходимости смирения говорит первая Заповедь блаженств. |
Если любовь является вершиной дома добродетелей, то фундаментом ему служит смирение. Благоразумные строители начинают возведение дома с основания, а не с крыши.
Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели; оно может сокрушить крепость многих грехов. Для духовного дома христианина кирпичами являются добродетели, а известью служит смирение. |
Страх Божий | Благоговение перед Богом, боязнь оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, утратить ощущение благодатного Божественного присутствия. | Пс.33:23 Пс.110:10 Притч.1:7 Притч.8:13 Иер.32:40 Лк.17:10 | Никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских; когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви, учил прп. Серафим Саровский. | Праотец Авраам
Пророк Моисей Благоразумный разбойник |
Отречение от суеты мира во имя любви к Богу ведет к стяжанию новоначального страха Божия, а в свою очередь страх Божий начинает вести человека к любви совершенной, к тем семи дарам Святого Духа, о которых сообщает Писание. | Страх Божий – основа прочих добродетелей. Страх Божий следует отличать от панического страха перед Богом. |
Терпение | Стойкое перенесение скорбей с благодарением Богу. | Сир.2:14 Пс.39:2 Мф.24:13 Лк.21:19 Иак.1:3-4 Евр.10:36 2Сол.3:5. | Терпение есть готовность к скорби и ежедневное ожидание ее.
В терпении нужно упражняться прежде необходимости, чтобы, когда она настанет, быть во всеоружии. (Нужно считать любое бесчестие посланным от Бога для упражнения в его преодолении.) |
Праведный Лот
Праведный Иов Многострадальный Богоотцы Иоаким и Анна Великомученик Евстафий Благоверная княгиня Анна Кашинская. |
Терпеливому чужда обида.
Терпеливый стяжевает всегдашнее спокойствие и сохраняет душевный мир в любых обстоятельствах. |
Терпение вырабатывается несением скорбей.
Терпение даётся Богом по мере смирения. Высшей степенью является перенесение обид с радостью, даже имея возможность отразить их. |
Трезвение | С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать. | 1Петр.5:8 Пс.79:12 1Кор.14:16 Мф.24:45-51 Мф.26:41 | Хранение ума от помыслов и сердечное безмолвие. Ежедневное испытание ума и сердца. | Святитель Игнатий Брянчанинов
Преподобный Пахомий Великий |
Исправляя сердце, исправляем внутреннее зрение своей души.
Приобретается свобода от искушений, свобода от самообмана, видение своих грехов и упование на Бога, сдержанность в радости и сохранение благоразумия в скорбях. |
Духовная бдительность помогает очищению ума и сердца и стяжанию прочих добродетелей. |
Трудолюбие | Любовь к богоугодному труду, желание старательно и добросовестно трудиться. | Притч.11:15 Притч.12:14 Притч.14:23 Притч.16:26 Притч.24:27 Притч.28:19 Екк.1:3 Екк.3:9 Екк.6:7 Екк.10:15 Сир.7:15 Прем.3:15 1Кор.4:12 2Фес.3:10 2Тим.2:6 | 1. Избегание праздности. 2. Понуждение себя к труду. | Апостол Павел
Преподобный Арсений Трудолюбивый Преподобный Серафим Саровский |
«Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод», учил прп. Антоний Великий. | Святитель Феофан Затворник писал, что нужно каждое дело воспринимать, как данное Богом, тогда уйдут суетливость, многозаботливость и нерадение о делах домашних и общественных. |
Целомудрие | Совершенное подчинение тела душе, чистота души и тела.
«По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» (свящ. Павел Флоренский) |
Числ.6:8 2Кор.6:6 1Тим.4:12, 5:2 1Кор.3:17 Тит.2:5-6. 1Фес.4:7 Пс.138:14 Притч.6:25 | Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. Уклонение от сладострастных бесед, скверных слов, хранение чувств, особенно зрения, слуха и осязания. Телесные труды. Пост, молитва. Избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души. Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою. | Равноапостольная Фекла
Мученица Евфрасия Мученица Пелагея дева Мученицы Домнина, Виринея и Проскудия Мученица Фомаида Благоверная княгиня Иулиания Вяземская |
Телесная и духовная чистота. | По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил». |
Скачать в формате Microsoft ExcelИсточник любой добродетели – Бог. Во Христе все добродетели существуют в высшей и совершенной степени; кроме того, они неделимы и составляют единое целое. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Еф.2:10) «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» (Гал.5:22-23).
Комментировать