Евагрий Понтийский
Аскетические труды
- Мысли 0
- О восьми лукавых духах (ТСО) [De octo spiritibus malitiae] (в составе творений прп. Нила Синайского) 0
Послания
Экзегетические сочинения
Евагрий Понтийский
Аскетические труды
Послания
Экзегетические сочинения
Монах, аскетический писатель, богослов.
К сожалению, твёрдых исторических памятников, сообщающих о жизни и деятельности Евагрия Понтийского, известно не много. Исходя из тех данных, что имеются в распоряжении современных исследователей, его жизнь представляется следующим образом.
Местом рождения аввы Евагрия был небольшой понтийский город Ивора (располагавшийся недалеко от Аннисы, где находилось родовое имение братьев-святителей Василия Великого и Григория Нисского).
Дата рождения Евагрия традиционно определяется 345-м или 346-м годом.
По всей видимости, отец Евагрия был хорепископом, рукоположенным самим Василием Великим. Не исключается, что он был знаком с Григорием Богословом и Григорием Нисским.
В довольно молодом возрасте Евагрий был посвящен в звание чтеца и принят в состав клира святителя Василия Великого. В дальнейшем он стал ему близок как ученик и верный последователь. Эти отношения длились вплоть до смерти святого Василия, последовавшей 1 января 379 года.
Обескураженный кончиной своего учителя и архиерея, но горевший желанием продолжать изучать Божественные догматы, Евагрий покинул Каппадокию. Вскоре духовные поиски привели его в столицу Византии, Константинополь, где он примкнул к сторонникам святителя Григория Богослова (вероятно, он знал его лично и прежде, как близкого друга святого Василия)
В то время Константинополь был переполнен сторонниками арианства. В этой связи единомышленникам Григория Богослова, ревностного защитника Православия, приходилось испытывать множество трудностей и опасностей. Для осуществления богослужения и душеспасительных бесед они могли довольствоваться лишь небольшой домовой церковью Анастасии.
Святитель Григорий взял Евагрия под своё пастырское окормление и стал его новым учителем. Со временем он рукоположил Евагрия во диакона.
Состоявшийся в 381 году, в Константинополе, Второй Вселенский Собор утвердил Никейскую веру, дополнил Никейский Символ новыми членами. В спорах между арианами и Православными была поставлена важная догматическая точка: арианство было окончательно осуждено.
После того, как в силу сложившихся обстоятельств святитель Григорий оставил Константинопольскую кафедру, а затем и покинул столицу, Евагрий остался служить при новом Константинопольском епископе — Нектарии.
Вскоре Евагрий зарекомендовал себя как ревностный проповедник, борец за чистоту нравов и веры. Епископ Нектарий питал к нему уважение. Казалось бы, перед Евагрием открывалась дорога к широкой славе на поприще служения в столице.
Между тем, в это самое время случилось событие, которое круто изменило всю его дальнейшую судьбу. Между Евагрием и одной знатной женщиной вспыхнула страсть. Эта страсть была настолько серьёзной, что преодолеть её не мог ни Евагрий, ни полюбившая его дама.
Терзаемый угрызениями совести, испытывая неимоверный стыд перед ближними, Евагрий много молился, прося Бога о ниспослании помощи. И вот однажды, в ночном видении пред ним предстал светлый ангел и повелел поклясться на Евангелии, что он оставит Константинополь. После такого небесного вразумления Евагрий, движимый страхом Божьим, без промедления удалился из города, разорвав узы пленительного влечения навсегда.
Приблизительно в 382 году Евагрий оказался на территории Палестины. Здесь Промысл Божий свёл его с благочестивой подвижницей: преподобной Миланией Старшей (Римляныней).
В своё время Милания, овдовев и потеряв двух из трёх своих сыновей, решила посвятить себя иноческой жизни. Несмотря на сильные протесты со стороны родни она оставила Рим и перебралась в Египет. Здесь, посещая известных подвижников, она обучилась азам аскетического делания, а затем, когда после смерти святителя Афанасия Александрийского местные иноки стали подвергаться притеснениям со стороны ариан, она, вместе с другими изгнанниками, переселилась в Палестину. Около 375-378 года Милания, помощью Божьей, основала на Елеонской горе женскую обитель. Вскоре основанную неподалеку мужскую обитель возглавил Руфин Аквилейский.
Руфин, как и Милания, проявил к Евагрию сочувствие. Несмотря на готовность этих подвижников оказать ему духовную поддержку, тот колебался, не торопился вставать на монашеский путь.
Вскоре Евагрием овладела новая страсть: ораторское тщеславие. Но здесь в его жизнь вновь вмешалось Божественное Провидение. Первое время Евагрий утаивал причину, по которой был вынужден оставить Константинополь. Когда же он подвергся лихорадке, длившейся около полугода, а врачи оказались бессильными перед болезнью, когда болезнь истощила его телесные силы, святая Милания побудила его признаться и покаяться в содеянном грехе, пообещав молиться за его здоровье. При этом она взяла с него слово, что в случае исцеления он отрешится от суеты мира и примет монашество.
Евагрий пошёл на поправку и уже через несколько дней принял из рук Милании и Руфина монашеское облачение. Заручившись их добрым советом и благословением, он направил стопы в Египет, где к тому времени проживало множество монахов-отшельников и существовала развитая традиция монашеского делания.
Прибыв в Египет в 383 году, Евагрий нашёл себе прибежище в Нитрийской пустыне (располагавшейся в пятидесяти километрах от Александрии).
Эта пустынь сделалась местом его становления как монаха-подвижника. Здесь он прожил в трудах и молитве около двух лет. Допускают, что в продолжении этого времени он пребывал под духовным началом одного из родственников преподобной Мелании, Албания.
Стремясь к более уединенному пустынножительству, Евагрий перебрался в другую пустынь, находившуюся к югу от Нитрии: в Келлии. Здесь он вошёл в общение с прочими подвижниками (по некоторым данным, количество братии в Келлиях могло достигать шестисот человек), здесь провёл остаток земной жизни (около 14 лет).
Согласно древним свидетельствам, в этот период он пребывал под наставничеством двух великих христианских подвижников, двух преподобных Макариев: Александрийского и Египетского.
Первый из них был настоятелем Келлий и вместе священником; второй — основателем и духовным руководителем иноческой общины в пустыне Скит (но при этом он окормлял и братий из Келлий).
Правилами, распространенными среди монахов-келлиотов, дозволялось, время от времени, покидать свою пустынь ради духовных бесед и мудрых наставлений. С этой целью Евагрий регулярно посещал Макария Великого (Египетского). Кроме того он навещал других почитавшихся отцов, например, Иоанна Ликопольского, Дидима Слепца.
Существуют свидетельства, что Евагрий бывал в Александрии, где выступал в роли защитника Православия, борца с ересями.
В обители Евагрий Понтийский сблизился с четырьмя учениками аввы Памво, Длинными братьями: Аммонием, Диоскором, Евфимием и Евсевием. Объединившись, они образовали своего рода кружок монахов-оригенистов. Вскоре Евагрий занял в этом кружке лидирующую роль, у него появились свои последователи и ученики.
По субботним и воскресным дням келья аввы Евагрия наполнялась внимательными слушателями его увещеваний. Помимо отеческих наставлений он отвечал братиям на частные вопросы. Когда требовалось, он общался с ними индивидуально. Помимо иноков его келью посещали паломники из мирян.
Наряду с аскетической и учительской деятельностью авва Евагрий занимался переписыванием рукописей.
Со временем он стал известным подвижником. Отмечают, что Бог одарил его такими благодатными дарами как чудотворение, различение духов, прозорливость.
Свою жизнь Евагрий проводил в посте и молитве. Рассказывают, что его дневной пищевой рацион составлял около 300 граммов хлеба. Масла он потреблял настолько мало, что полулитрового объема ему хватало на три месяца. От овощей и фруктов Евагрий воздерживался, пил крайне мало воды. Спал немного; обычно время его сна занимало только треть ночи; в продолжении же оставшихся двух третей он молился, предавался прогулкам и созерцанию. Усмиряя плоть, он мог подолгу стоять в ледяной воде.
Со временем весть о подвигах и учёности аввы Евагрия дошла до ушей епископов Александрийской Церкви: Тимофея и Феофила. В 90-х годах епископ Феофил хотел было привлечь его к архиерейскому служению, посвятив в епископа Тмуисского, но Евагрий, совершенно не тяготевший к архиерейству, уклонился от посвящения и бежал в Палестину.
Возможно, там он нашёл приют у своих давних друзей: преподобной Мелании и Руфина. Возвратившись спустя какое-то время в Келлии, Евагрий направил Феофилу послание, в котором объяснил причину своего несогласия и поведения.
Последние годы земной жизни авва Евагрий страдал от желудочной и мочекаменной болезни. В этой связи ему пришлось умерить строгость поста.
Пред смертью авва Евагрий причастился Святых Христовых Тайн. Умер он на Праздник Богоявления, за несколько месяцев до начала гонений, развернутых против монахов-оригенистов епископом Феофилом.
Смерть Евагрия Понтийского приближенно датируется 399 годом.
Став признанным аввой, Евагрий занимался литературным творчеством. Значительное сходство между учением Евагрия и оригенизмом, осужденным в ходе первой стадии оригенистских споров, показывает, что оно было менее православным, чем долгое время считалось. Эсхатология и сотериология Евагрия лишь во внешней форме терминологии совпадают с православным церковным учением. Судя по всему, он разделял оригеновское учение об апокатастасисе и предсуществовании душ.
Однако ни в ходе споров, ни при осуждении оригенизма в 400-404 гг. не было никаких упоминаний ни о личности, ни о сочинениях Евагрия; неясно также, какую роль в формировании этого оригенизма сыграли «Умозрительные главы», написанные Евагрием ок. 394-399 гг. и распространившиеся среди египетских монахов-оригенистов незадолго до начала споров. Имя Евагрия Понтийского стало прочно ассоциироваться с именем и учением Оригена только в VI в., во время второй стадии оригенистских споров.
Существует несколько свидетельств того, что он был посмертно осужден на Пятом Вселенском соборе. Однако имя Евагрия в соборных документах не упоминается; оно стало прочно ассоциироваться с именем Оригена и Дидима Слепца гораздо позже. В 18-м правиле Латеранского собора 649 г. имя Евагрия впервые вместе с именами Оригена и Дидима было включено в список еретиков, чьи заблуждения были осуждены предшествующими пятью Вселенскими Соборами и анафемы против которых были подтверждены этим собором. VI Вселенским Собором 680-681 гг. также было подтверждено осуждение Оригена, Дидима и Евагрия, произнесенное V Вселенским Собором. Это же осуждение было подтверждено Трулльским Собором 692 г., VII Вселенский Собор 787 г. также подтвердил решения предыдущих Соборов. Осуждение Евагрия подтверждают церковные писатели и историки VII-IX веков. Все свидетельства согласно указывают на то, что осуждение Евагрия вынес именно V Вселенский Собор.
Осуждение личности и ошибочных взглядов Евагрия Вселенскими Соборами радикальным образом повлияло на посмертную судьбу его сочинений, большая часть которых либо подверглась уничтожению, либо сохранилась под именами других авторов. Однако, несмотря на то что авторитет Евагрия как богослова сильно упал, влияние его аскетического и мистического богословия на христианском Востоке и Западе оставалось значительным.