Антирретик, или Опровергатель
Содержание
Книга первая, [в которой представлены 69 опровержений] против помыслов [демона] чревоугодия Из книги Бытия Из Исхода <Из Чисел> Из Второзакония Из Самуила Из Книги Царей Из [Псалмов] Давида Из Притчей Соломона Из Иова Из Михея Из Аввакума Из Исаии Из Даниила Из Евангелия от Луки Из Деяний Из Первого послания к Коринфянам Из Второго послания к Коринфянам Из Послания к Ефесянам Из Послания к Филиппийцам Из Первого послания к Фессалоникийцам Из Второго послания к Фессалоникийцам Из Послания к Евреям Из Первого Послания к Тимофею Из Послания Иакова Из Послания Иоанна
Книга первая, [в которой представлены 69 опровержений] против помыслов [демона] чревоугодия
Из книги Бытия
1. Против помыслов, имеющих место, что без труда поста, возделывая разумную землю, можно добиться успеха:
Иссахар добра возжелал, отдыхая посреди уделов. И увидел он, что место покоя хорошо и земля плодородна, то подверг плечо свое труду и стал земледельцем (Быт.49:14–15)1.
Из Исхода
2. Против помысла, который говорит мне: «Не терзай душу свою частым постом, он не принесет тебе пользы и не очистит ум твой»:
Он сделал медный умывальник и подставку к нему медную из зеркал постящихся женщин, которые постились у дверей скинии свидетельства, в день, в который он поставил ее (Исх.38:26)2..
<Из Чисел>
3. Против помыслов, возбуждающих в нас желание есть мясо в праздничный день и советующих нам также есть по причине болезни тела:
И скажи народу: «Очиститесь на завтра, и будете есть мясо. ...Не ешьте один день, ни два, ни пять дней, ни десять дней, ни двадцать дней. Месяц дней будете есть, пока не выйдет оно [мясо] из ноздрей ваших. И будет тебе тошнота за то, что ты не послушался Господа, Который среди тебя» (Чис.11:18–20).
Из Второзакония
4. Против помысла, который стремится насытиться едой и питьем и не обращает внимания на вред, проистекающий от наполнения чрева:
Наевшись и насытившись, внимай себе, чтобы не забыть тебе Господа Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Втор.6:11–12)3.
5. Против помысла, который говорит мне: «трудна заповедь поста»:
Ибо заповедь сия, которую Я даю тебе в этот день, не обременительна и не далека от тебя (Втор.30:11).
6. Против помысла, который желает насытиться едой и питьем и полагает, что от них не происходит ничего плохого для души:
И ел Иаков и насыщался, и брыкался возлюбленный; растолстел, стал толст и широк, и оставил Бога, создавшего его, и удалился от Бога, Спасителя своего (Втор.32:15)4.
Из Самуила
7. Против помысла чревоугодия, который побуждает меня вкусить пишу до девятого часа5:
То и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я съем хлеб или что-либо другое до захождения солнца (2Цар.3:35).
Из Книги Царей
8. Против помысла, который наводит меня на беспокойство и заставляет беспокоиться о недостатке хлеба, масла и других необходимых нам вещей:
Так говорит Господь: «Не иссякнет кувшин с мукою, и кувшин с елеем не уменьшится до того дня, когда Господь даст дождь на землю» (3Цар.17:14).
9. Против души, которая хочет идти по пути святых, насыщаясь хлебом и водой:
И сказал царь Израильский: «Возьмите Михея и пошлите его к Эмиру, начальнику города, и скажите Иоасу, царскому сыну, чтобы он посадил его в темницу и чтобы он ел хлеб скорби и воду скорби, пока я не возвращусь с миром» (3Цар.22:26–27 LXX).
10. Против помысла, который говорит нам: «Смотри, запасов, которые мы собрали, не хватит ни для нас, ни для братьев, которые придут к нам»:
Ибо так говорит Господь: «Они будут есть и оставят [немного]». И они ели и оставили [немного], по слову Господа (4Цар.4:43–44).
Из [Псалмов] Давида
11. Против помысла, который ожесточает меня за жизнь в стеснении бедности:
Господь пасет меня, и я ни в чем не буду иметь недостатка (Пс.22:1).
12. Против помысла, который, даже когда нет нужды, [заставляет] собирать больше хлеба, чем нужно, под предлогом гостеприимства:
Я был молод, и вот, состарился, и не видел праведника оставленным или семени его ищущим хлеба (Пс.36:25).
13. Против помысла, который заботится о пище и одежде, но пренебрегает заботой об истине:
Ибо о беззаконии моем я объявлю, и буду внимать (µεριµνήσω) греху моему (Пс.37:19).
14. Против помыслов, которые советуют нам и говорят: «Не живи так строго; постом и постоянным трудом ты изнуришь свое слабое тело»:
И будет трудиться он вечно, и будет жить до конца, чтобы не видеть тления (καταφθοράν), когда увидит мудрецов умирающими (Пс.48:10).
15. Против помысла, который говорит мне: «Не изнуряй себя так нещадно и не отягощай душу свою бдением»:
Сердце сокрушенное и смиренное Бог не презрит (Пс.50:19).
16. Против помысла, который беспокоится о пище и питье и старательно ищет, где бы их достать:
Возложи на Господа заботы свои, и Он поддержит тебя (Пс.54:23)6.
17. Против помысла, который говорит мне: «Бдение не приносит тебе никакой пользы; напротив, оно собирает много помыслов против тебя»:
Я бодрствовал и стал как воробей, живущий один (µονάζον) на кровле (Пс.101:8 LXX)7.
18. Против помысла, который упрекает нас за то, что мы воздерживаемся от масла, и который не помнит, что и Давид поступал так и сказал:
Колени мои ослабели от поста, и плоть моя изменилась от недостатка елея (Пс.108:24)8.
19. Против помыслов, которые мешают нам вести наш образ жизни, вселяя в нас страх и говоря: «Жалкая смерть бывает от строгого поста»:
Не умру, но буду жить, и буду рассказывать о делах Господних (Пс.117:17).
20. Против помыслов, убеждающих меня немного отступить от частых бдений и дать небольшой отдых слабому и жалкому телу:
Не войду под кров (σκήνωµα) дома моего, не взойду на ложе постели моей; не дам сна очам моим, ни сонливости векам моим, ни покоя вискам моим, доколе не найду места для Господа, скинии для Бога Иакова (Пс.131:3–5).
Из Притчей Соломона
21. Против помыслов, предсказывающих нам скорое наступление голода или какого иного бедствия:
Господь не уморит голодом души праведной, но ниспровергнет жизнь нечестивых (Притч.10:3 LXX).
22. Против помысла, внушающего мне желание вина под предлогом, что печени и селезенке вредит вода:
Тот, кто услаждается за винными пирами (ἐν οἴνων διατριβαῖς), тот оставит бесчестие в твердынях своих (Притч.12:11а LXX)9.
23. Против помысла, связанного заботой о стремлении к пище и отвергающего заботу о достижениях в добродетели:
У всякого бережливого – изобилие, а угождающий и нерадивый будет в нужде (Притч.14:23 LXX)10.
24. Против помысла, который печалится при простой пище и сухом хлебе:
Лучше кусок черствого хлеба с удовольствием в мире, нежели дом, полный множества благ и несправедливых жертв с раздорами (Притч.17:1 LXX)11.
25. Против помыслов, убеждающих нас в праздничный день проявить милость к своему телу, предложив ему несколько изысканных блюд:
Не полезна глупцу услада, и тем более, если слуга начинает властвовать с высокомерием (Притч.19:10 LXX)12.
26. Против помысла, который при отсутствии серьезной болезни уговаривает нас пить вино и внушает нам боль в желудке и кишечнике:
Вино – вещь невоздержанная, и пьянство ведет к дерзости, и всякий, кто увязнет в нем, не есть мудрец (Притч.20:1)13.
27. Против помысла, увлекающего наш ум, чтобы мы связали себя постом и подвижнический образ жизни наш обетом, что чуждо монашескому образу жизни:
Сеть для человека – поспешно посвящать [Богу] что-либо из своего, ибо после обета бывает раскаяние (Притч.20:25).
28. Против помысла, который препятствует нам, предлагая не уделять из своего хлеба нуждающимся говоря мне: «Этот человек может [найти милость] где угодно, но мы не можем даже приблизиться к чужой двери»:
Милосердный будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего (Притч.22:9).
29. Против помыслов, которые в праздничный день льстиво подступают к нам и говорят, что мы могли бы хоть раз за долгий промежуток времени вкусить мяса и вина:
Не будь винопийцей и не присоединяйся к сообществам пресыщающихся мясом; Потому что всякий пьяница и блудник обнищает и оденется в разодранные одежды, и всякий сонливый – в рубища (Притч.23:20–21)14.
30. Против помысла, который напоминает нам об изысканных яствах прошлого и припоминает приятные чаши с вином, которые мы держали в руках и из которых пили, когда возлежали за трапезой:
Не упивайтесь вином, но беседуйте с праведными людьми и беседуйте на прогулке, ибо если устремишь глаза свои на чаши и сосуды (с вином), то впоследствии будешь ходить обнаженнее белильного дерева, И наконец (таковой) прострется, как уязвленный змием, и как от аспида разольется в нем яд (Притч.23:31–32).
31. Против помыслов, побуждающих нас наполнять чрево наше хлебом и водой сверх меры:
Не приводи нечестивого на пажить праведных и не прельщайся насыщением чрева (Притч.24:15).
32. Против помысла, возникающего в нас от стыда перед отцами, когда они убеждают нас ослабить пост в праздничный день и съесть немного овощей:
Ибо есть стыд, который приносит грех, и стыд, который есть слава и благодать (Сир.4:21).
33. Против демонского навета, который льстиво убеждает меня и говорит мне обещаниями: «Ты более не будешь терпеть вреда от еды и питья, потому что твое тело ослабло и иссохло от продолжительного поста»:
Устами все обещает плачущий враг, а в сердце замышляет коварство (Притч.26:24).
34. Против помысла, который доказывает мне, будто заповеди Божьи трудны, и говорит мне, что они приносят много трудностей и страданий телу и душе:
Надежнее язвы от друга, нежели добровольные поцелуи врага (Притч.27:6).
35. Против помысла, который, несмотря на отсутствие болезни, требует немного вина и говорит мне: «Послушай, ведь именно ради людей было создано вино»:
Всё, что Он сотворил, хорошо (есть) в свое время (Еккл.3:11).
36. Против помысла, который напоминает мне о былых пирах и возлияниях и призывает вернуться к этому обычаю:
Лучше ходить в дом плача, нежели ходить в дом пира (Еккл.7:2).
37. Против тщеславного помысла, который убеждает нас выйти за пределы того, что нам подобает – скажем, повесить на чресла тяжелые мешки и уйти в пустыню, чтоб пребывать там под открытым небом, питаясь кореньями; который, далее советует избегать одного только вида людей, которые пытаются нас утешить и от которых мы получаем утешение:
Не будь слишком праведен и не показывай себя слишком мудрым, чтобы не лишиться тебе рассудка (Еккл.7:16).
Из Иова
38. Против помыслов, которые напоминают нам о прошлых благоденствиях и указывают нам на возникшие теперь трудности:
Если доброе мы получаем от руки Господа, то худого не перенесем ли? (Иов.2:10).
Из Михея
39. Против помысла, который возникает у нас в душе, когда мы отправляемся к своим родственникам по плоти и [там] предлагают накрытый блюдами стол:
Встань и уходи, ибо нет тебе здесь покоя по причине нечистоты (Мих.2:10).
Из Аввакума
40. Против помысла чревоугодия, который в праздничные дни изображает мне множество людей, возлежащих за изысканной трапезой, ликующих и радующихся:
А я буду ликовать в Господе и радоваться о Боге, Спасителе моем (Авв.3:18).
Из Исаии
41. Против помыслов, которые напоминают нам об удовольствиях трапезы, наполненной всякими яствами, и восхваляют эти вещи как лучшие, чем монашеская жизнь:
Горе тем, которые зло называют добром, и добро ‒ злом, которые тьму почитают светом, и свет ‒ тьмою, которые горькое почитают сладким, и сладкое ‒ горьким! (Ис.5:20).
42. Против помыслов души, которая устала и изнемогла от голода из-за малого количества хлеба и скудности воды:
И даст вам Господь хлеб скорби и скудную воду, и более не приблизятся к тебе обманывающие тебя, ибо глаза твои увидят обманывающих тебя. И уши твои услышат позади тебя слова с обманом говорящих: вот путь, пойдем по нему или направо, или налево (Ис.30:20–21).
43. Обращаясь ко Господу в случае болезни тела, ослабленного частым постом, и к собственной душе, исполненной дурными помыслами невоздержания, [говори]:
Вспомни обо мне, о, Господи, и посети меня, и отмсти за меня гонителям моим; не погуби меня по долготерпению Твоему; Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание (Иер.15:15).
44. Обращаясь ко Господу о демоне, который холодит желудок и все сухожилия тела, и ввергает в тело великую слабость, как бы от голода и продолжительной болезни, [говори]:
Воззри, Господи, ибо я стеснен, внутренность (ἡ κοιλία) моя волнуется во мне, и сердце мое перевернулось во мне (Плч.1:20).
Из Даниила
45. Против помысла души, которая не довольствуется хлебом для пищи и водою для питья, но вместе с тем желает овощей, и не помнит скорби от семян, которые ели Даниил и товарищи его:
И сказал Даниил Амелсару, которого старейшина евнухов приставил к Даниилу, и Анании, и Азарии, и Мисаилу: «Испытай рабов твоих до десяти дней: пусть дают нам пищу из семян полевых и воду для питья. И пусть явятся пред тобою лица наши и лица юношей, питающихся от царского стола, и как увидишь, так и поступи с отроками твоими». И послушал их и испытывал их до десяти дней. По окончании же десяти дней, лица их оказались красивее и телом крепче тех отроков, которые ели с царского стола. Тогда Амелсар удалил кушанье их и вино для питья и давал им семена (Дан.1:11–16).
Из Евангелия от Матфея
46. Против души, которая во время искушения хочет найти крепкие доспехи:
Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф.4:1–2).
47. Против помыслов, беспокоящихся о пище и одежде под предлогом гостеприимства, болезней и продолжительных телесных страданий:
Не заботьтесь о душе вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Мф.6:25).
48. Против души, находящейся в узах чревоугодия, которая думает, что путь [человеческой] жизни сопровождается телесными удовольствиями и лакомствами:
Ибо тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:14).
Из Евангелия от Луки
49. Против помысла, который препятствует нам отдать нуждающимся, что-либо из нашей пищи или одежды под предлогом: «Тогда этих вещей не хватит ни нам, ни им» или «Есть кто-то слабее или более нуждающийся, чем этот человек, и мы должны отдать тому, а не этому, потому что этот ленив и желает есть и быть одетым, не работая»:
У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же (Лк.3:11).
Из Деяний
50. Против души, которая любит и желает собирать пищу и одежду для себя одной:
Все же уверовавшие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого (Деян.2:44–45).
51. Против души, которая изнемогает в скорбях, происходящих от недостатка хлеба и воды [говори]:
Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян.14:22).
Апостол: Из Послания к Римлянам
52. Против помыслов, убеждающих нас проявлять небольшую заботу о нашей плоти в еде и питье:
Попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим.13:14).
53. Против помыслов, побуждающих нас утешиться небольшим удовольствием от вкушения овощей:
Немощный ест овощи (Рим.14:2).
Из Первого послания к Коринфянам
54. Против помысла, который в сезон сбора урожая возбуждает в нас желание есть от этих плодов:
Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного (1Кор.9:25).
Из Второго послания к Коринфянам
55. Против помыслов, возникающих в нас вследствие тяжелых лишений и постепенно ослабляющих крепость души:
Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвенность Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (2Кор.4:8–10).
56. Против помысла, изображающего перед нашими глазами болезнь желудка, печени и селезенки и вздутие в брюшной полости (пупа):
Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор.4:16).
57. Против помыслов, возникающих в нас по мере того, как все наше тело постепенно приходит в негодность:
Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2Кор.5:1).
58. Против помысла, который вызывает в нас сострадание и убеждает отдать что-либо нищим, а потом удручает и опечаливает нас из-за вещи, которую мы отдали:
Не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог[, и недостаток дел его восполнит] (2Кор.9:7; Притч.22:8–9).
59. Против помысла, рисующего перед нами сильную немощь, которая может возникнуть от поста и связанных с ним болезней, и убеждающего нас вкусить немного вареной пищи:
Ибо, когда я немощен, тогда силен (2Кор.12:10).
Из Послания к Ефесянам
60. Против помысла, жаждущего насытиться вином в праздничный день:
Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф.5:18–19).
Из Послания к Филиппийцам
61. Против помыслов, из-за которых наша душа, с одной стороны, не хочет добывать себе пропитание собственноручным трудом, но и отказывается получить что-то от родных, потому что они бедны и живут на большом расстоянии, а советует восполнить свою нужду за счет других:
Господь близко. Ни о чем не заботьтесь, но во всем, в молитве и прошении, с благодарением открывайте просьбы ваши пред Богом (Флп.4:5–6).
62. Против помыслов, предрекающих мне голод и недостаток хлеба и внушающих мне стыд при мысли, что мне придется получать помощь от других:
Я умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии. Во всём и везде я научен и насыщаться и голодать, и изобиловать и нуждаться. Всё могу в Укрепляющем меня [Христе] (Флп.4:12–13)15.
Из Первого послания к Фессалоникийцам
63. Против помысла, который мешает нам работать своими руками и побуждает нас ожидать получения необходимого от других:
Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались (1Фес.4:10–12).
Из Второго послания к Фессалоникийцам
64. Против помыслов, мешающих нам работать своими руками, но побуждающих нас есть хлеб и насыщаться:
Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фес.3:10).
Из Послания к Евреям
65. Против помысла, утверждающего, что монашеская жизнь трудна и крайне обременительна, что через страдания она жестоко изнуряет наше тело и не приносит пользы душе:
Всякое наказание (παιδεία) в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр.12:11).
66. Против помысла, который ведет к усердию в еде и пренебрегает состраданием к нуждающимся:
Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр.13:16).
Из Первого Послания к Тимофею
67. Против помысла, который при отсутствии болей в желудке и тяжелых болезней советует нам пить вино, предлагая нам наставление блаженного апостола, который он в своем послании предложил Тимофею на этот счет:
Храни себя чистым. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1Тим 5:22–23).
Из Послания Иакова
68. Против помыслов, обращающих нас к миру и его [житейским] заповедям:
Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак.4:4).
Из Послания Иоанна
69. Против помысла, полагающего, что заповедь о посте тягостна:
А заповеди Его не тягостны. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша (1Ин.5:3–4).
Благословен Господь наш Иисус Христос, Который даровал нам победу над помыслами демона чревоугодия!
* * *
К этому месту можно предложить следующее толкование пресвитера Руфина, которое следует духу толкований Священного Писания Оригена и самого Евагрия: «В предшествующих рассуждениях мы различили, что вожделение человека может изображаться Рувимом, гнев ‒ Симеоном, а неверно направленная мудрость ‒ Левием. Но мы также показали, что человек раскаивается в грехах в образе Иуды, а в значительной степени обращается ‒ в образе Завулона. В Иссахаре же, что означает «вознаграждение», мы видим, что человек уже ожидает себе награды за хорошую работу. Потому что он не только отбросил зло, но и добра возжелал, и даже отдыхает посреди уделов. Посреди находится тот, кто, согласно увещеванию Премудрости, не уклоняется ни направо, ни налево (Притч.4:27; ср. Втор.5:32), что означает держаться прямой линии и идти путем добродетели <…>. Поэтому в нравственном смысле уделы нам следует понимать как Божии заповеди, через которые приобретается небесное наследство. Следовательно, человек, уже обратившийся, также уповает на вознаграждение за свои труды, и он всегда отдыхает посреди уделов, то есть посреди заповедей Божиих, видя, что покой хорош, и что земля тучна. После того, как он прекратил и завершил борьбу, которая велась внутри его мыслей, ‒ ибо плоть желает противного духу, а дух ‒ противного плоти (Гал.5:17), ‒ дух его почил в Боге. И тогда увидел он, что покой хорош, так что Иисус мог бы теперь сказать ему: пойдите и отдохните немного (Мк.6:31). Когда же увидел он, что земля тучна? Когда очистил плоть от пороков и вожделений, тогда он увидел, что эта земля тучна и плодородна и что она, без сомнения, приносит плоды справедливости в благих трудах. Ведь, видя это, он преклонил плечо свое для несения бремени и стал земледельцем. Земледельцем своей земли следует считать того, кто постоянно бороздит и вскапывает поля своей души и целину своего сердца плугом Слова Божия и лемехом Писаний, и кто орошает рассадник веры, любви, надежды и справедливости из источников Израиля и использует всю науку земледелия на пашне своей души». Руфин Аквилейский. О благословениях патриархов. II, 14 (Цит. по БКОЦ ВЗ. Т.2. С. 417–419).
Следует учесть, что Евагрий цитирует текст Священного Писания по греческому переводу Семидесяти (LXX), который отличается от русского Синодального перевода не только в выражениях, но, иногда, и порядком стихов в LXX это 26 стих 38-ой главы, тогда как в Син. 8-й стих 38 гл.: И сделал умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания (Исх.38:8). В тексте LXX и церковнославянском, следующем ему, читаем: οὗτος ἐποίησεν τὸν λουτῆρα χαλκοῦν καὶ τὴν βάσιν αὐτοῦ χαλκῆν ἐκ τῶν κατόπτρων τῶν νηστευσασῶν͵ αἳ ἐνήστευσαν παρὰ τὰς θύρας τῆς σκηνῆς τοῦ µαρτυρίου ἐν ᾗ ἡµέρᾳ ἔπηξεν αὐτήν· (Ex.38:26 LXX), и соответственно: сей сотвори умывалницу медяну и стояло ея медяно из зерцал постниц, яже постишася у дверий скинии свидения, в оньже день постави ю: (Исх.38:26 ЦСЯ). В современном рус. переводе (РБО, 2011) это место читается следующим образом: Он сделал также чан и подставку под него; на это пошла медь тех зеркал, что были у женщин, служивших при входе в Шатер Встречи (Исх.38:8 СРП). По поводу «зеркал» см.: Толковая Библия Лопухина (комментарий к 8-му стиху 38-ой главы). По поводу «постящихся женщин» см. замечание свт. Филарета (Дроздова): «70, говоря о постницах иже постишася, не дают нам никакого правильного понятия». Филарет Московский (Дроздов), святитель. О Пятикнижии Моисеевом // Чтение в обществе любителей духовного просвещения. С. 617 [https://ekzeget.ru/bible/ishod/glava-38/stih-8/].
καὶ φαγὼν καὶ ἐµπλησθεὶς πρόσεχε σεαυτῷ͵ µὴ ἐπιλάθῃ κυρίου τοῦ θεοῦ σου τοῦ ἐξαγαγόντος σε ἐκ γῆς Αἰγύπτου ἐξ οἴκου δουλείας (Deut.6:11–12 LXX); и ядый и насытився, вонми себе, да не разширится сердце твое, да не забудеши Господа Бога твоего, изведшаго тебе из земли египетския, от дому работы (Втор.6:11–12 ЦСЯ).
Ср.: «Даже человек духовный, подвергшись насыщению, теряет свою духовность, теряет как бы самую способность знать Бога и служить Ему. «Яде Иаков, – говорит Священное Писание, называя Иаковом истинного служителя Божия, – и насытися, и отвержеся возлюбленный. Уты, утолсте, разшире: и остави Бога, сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего» (Втор.32:15). В такое состояние приходит подвижник, когда исключит из своих подвигов подвиг поста. Дебелость и мгла, сообщаемые телу обилием и неразборчивостью в пище, мало-помалу сообщаются телом сердцу и сердцем уму. Тогда эти душевные очи, сердце и ум, притупляются; вечность скрывается от них; земная жизнь представляется для болезненного зрения бесконечною. Соответственно понятиям и чувствованиям направляется земное странствование, и злосчастный слепотствующий странник, вместе с отверженным змеем, на чреве ходит, и землю снедает вся дни земного живота своего (Быт.3:14). Нарушение поста угрожает ученику Христову отпадением от Христа». Свт. Игнатий (Брянчанинов). Поучение во Вторую неделю Великого поста //Аскетическая проповедь [Цит. по: https://ekzeget.ru/bible/vtorozakonie/glava-32/stih-15/].
Т.е. до 15:00 пополудни, поскольку по обычаю в это время вкушали пищу древние подвижники. Впрочем, бывали и исключения. Наиболее ревностные монахи, как, например, авва Павмо вкушал пищу лишь раз в день и то в конце дня. Авва Паисий мог сказать о себе, что солнце никогда не видело, как он ел. Прп. Иоанн Кассиан приводит слова аввы Моисея, который считал, что трапеза в 9-й час наиболее оптимальное решение, поскольку делает дух бодрым во время вечерних и ночных служб. «Как кажется, – пишет крупнейший знаток и исследовать древневосточного монашества, дом Люсьен Реньё († 2003), – долгое время еда в девятый час в дневном распорядке отшельника была наиболее распространенным обычаем. Правда, тот или иной монах, в качестве исключения, мог по каким-то причинам отложить трапезу на вечер. Реньё Л. Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века. М., 2008. С. 116–117.
Слова св. Кирилла [из Катен]: Выражение – возлагать заботу на Господа – не означает состояния совершенной безболезненности и бесчувствия, но то, когда при заботливости по мере силы каждого возлагаем все на помощь Божию, могущую и подкрепить немощь нашу и то, о чем заботимся, увенчать добрым окончанием. Итак, хорошо псалмопевец ведет нас к благоговению, потому что Господь, приводящий все неизреченною своею силою в бытие, может подать пищу всем, когда возложим на Него надежду. Что же значит возлагать надежду? Устранив ум от всего мирского, заботиться об угождений только Ему. Цит. по: Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. С. 430, прим. 2. Выписки из Катен и других святоотеческих толкований на Псалтирь, которые занимают почти половину этого труда, были сделаны не самим Загабеном, а прп. Никодимом Святогорцем, при его переводе Толковой Псалтири на новогреч. яз. См.: Феоклит Дионисиантский, монах. Преподобный Никодим Святогорец. Житие и труды. М., 2005. С. 345.
Ср. комментарий прп. Исихия Иерусалимского: «Чудный плод бдения (которое заставляет нас жить подобно воробью, уединяющемуся на крыше) показал нам, что другим кажется презренным, то доставляет отличную и блаженную жизнь. Ибо уединяющийся, как птичка, не заботится ни о пище, ни об одеждах, не боится ни злоумышления, ибо живет на крыше и находится выше злоумышляющих. Можно конечно думать, что и у псалмопевца говорится о той кровле, о которой и Господь сказал, повествуя о скончании мира: а кто на кровле, пусть не сходит взять одежду свою (ср. Мк.13:15), т. е. кто достиг высоты бесстрастия и созерцания, не должен обращаться мыслию к чему-либо земному». Цит. с нек. изменениями по: Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. С. 787, прим. 1.
Ср. духовно-нравственное толкование этого стиха у прп. Максима Исповедника: «Кто воздерживается от всякого зла и постится от чувственных идолов, входящих в душу чрез всякое чувство, тот ослабляет колена греховного закона, я разумею навыки, поддерживающие страсти, которые не могут более легко проскакивать (вторгаться) чрез действия злых и совершать нелепые и пагубные злодеяния. Плоть здесь означает силу вожделения (похоть), а негодный елей – утучняющие ее нежные действия удовольствия. – Итак, кто отсекает повод к удовольствию, тот изменяет плоть, т. е. силу вожделения обращает к Богу». Цит. по: Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. С. 871, прим. 1.
Иже есть сладостен в виннем пребывании, во своих твердынех (ἐν τοῖς ἑαυτοῦ ὀχυρώµασιν) оставит безчестие (Притч.12:11 ЦСЯ). Т.е.: «Любящий находить удовольствие в пьянстве оставит безчестие в своем доме, – доведет его до безчестнаго раззорения. Иной раззоряется и впадает в нищету по стечению неблагоприятных, независящих от его воли обстоятельств, – например от пожара, от воров, другой – по собственной вине, – вследствие праздности и пьянства. В первом случае нет для обнищавшаго безчестия, в последнем нищета носит позорный характер». Епископ Виссарион (Нечаев). Цит. по: https://ekzeget.ru/bible/pritci-solomona/glava-12/stih-11/.
Во всяцем пекущемся есть изюбилие: любосластный же и безпечальный в скудости будет (Притч.14:23 ЦСЯ).
Ср.: Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором (Притч.17:1 Син).
Здесь под слугой надо понимать желудок или тело, которое для Евагрия и других представителей восточного монашества, является слугой ума. Ср.: «Ум есть владыка, а плоть – раба. Поэтому не услуживай без меры рабе чревоугодием, чтобы, забыв свою меру, не сделалась она самоуправною и не осмелилась поднять оружие на владельца. Посему Соломон, зная неразумие тела, сказал: не пользует безумному сладость, и аще раб начнет с досаждением обладати (Притч.19:10) своим властелином». Прп. Нил Синайский. Письма, I. 157 // Преподобный Нил Синайский. Подвижнические письма. М., 2000. С. 129.
ἀκόλαστον οἶνος καὶ ὑβριστικὸν µέθη͵ πᾶς δὲ ὁ συµµειγνύµενος αὐτῇ οὐκ ἔσται σοφός.
Ср. комментарий прп. Нила: «Премудрый Соломон говорит приточно: «всяк пияница и блудник обнищает, и облечется в раздранная и в рубища всяк сонливый» (Притч.23:21); сонливым называя медлительного, слабосильного и ленивого для всякого полезного дела. А презревший Божии постановления оставляет хитон святого ведения, как пишет Евангелист Иоанн, «весь нешвен, свыше исткан» (Ин.19:23), и светлую ризу нетления, облекается же в раздранное, многошвенное и безобразное рубище буйных и бесполезных вопросов, студа и злонравия». Прп. Нил Синайский. Письма, III. 123 // Указ. соч. С. 373.
Ср.: «Если имеешь нужду в пище или одежде, не стыдись принять, если будут подавать тебе их другие. Ибо это есть вид гордости». Евагрий. Изображение монашеской жизни, 4 // Добротолюбие. Т. 1. М., 2010. С. 556. Так же и в «Практике» Евагрий пишет: «Сребролюбие внушает [мысль] о долгой старости, немощи рук, неспособных уже трудиться, будущем голоде и болезнях, скорбных тяготах бедности и о том, сколь постыдно принимать от других [все] необходимое». Евагрий. Слово о духовном делании, 9 // Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. М., 1994. 97.