Что такое Божья благодать, и как она «изображается» на православных иконах?

Пожалуй, лексикону каждого русскоговорящего христианина (сознательного возраста) известно вероучительное понятие «Божественная (или Божья) благодать». И это не удивительно, поскольку названное выражение является одним из наиболее употребляемых в Церкви: оно неизбежно произносится во время огласительных бесед катехизатором или священником, в многочисленных проповедях, на занятиях по изучению тех или иных богословских наук. Спроси у христианина, зачем он участвует в храмовом богослужении, в Таинствах? — наверняка услышишь в ответ: для того, чтобы стяжать благодать.

Но многие ли правильно воспринимают смысл и значение данного термина? Так, всем нам знакома картина: парится, скажем, человек в жаркой парильне, нежится на солнечном пляже или преисполнен иного наслаждения; ему — «хорошо», и он произносит: «эх, благодать!». Почему? Потому что в его понимании благодать ассоциируется с приятностью, удовольствием, радостью. Отсюда вывод: благодать — это и есть состояние радости, счастья. Посетит такой человек храм, отстоит службу, причастится Святых Христовых Таин и вдруг обнаружит вместо удовольствия чувство усталости, вместо радости — скорбь о незавершенных домашних делах... Спрашивается, для чего приходил, тратил время? Ведь вроде бы ничего не изменилось... Подумает-подумает, да и решит: «наверно, это не для меня...». А если ещё в храме укорят и обругают (не так, мол, стоишь, не той рукой держишь свечу, неправильно молишься, не так осеняешь себя знамением Честнаго Креста), какая уж тут радость, какая благодать? Глядишь, и одним (потенциальным) прихожанином — меньше...

В богословии Божественная благодать нередко обозначается выражением: «благодать Святого Духа». В принципе, она может обозначаться и более кратко — именем Самого Святого Духа. Такое обозначение можно, в частности, встретить в «Беседе преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни»: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько они ни хороши сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божия» [1, с. 6]. Отсюда происходит другая ошибка (главным образом свойственная римо-католическим авторам): отождествление Божественной благодати и Ипостаси Святого Духа.

Между тем, ни первое, ни второе понимание благодати не вписывается в рамки Богооткровенного вероучения. Напомним, что в широком понимании слова благодать (греч. ἡ χάρις) — это единое нетварное Божественное действие, проистекающее от Бога Отца через Сына, проявляющееся в Духе Святом, направленное на сохранение и развитие мира, и, в частности, — человека. Отметим, что при подобном осмыслении благодать может обозначаться и другими синонимами, такими, как, например, Божья «милость»: «И дал Господь милость (τὴν χάριν) народу [Своему] в глазах Египтян» (Исх. 11:3).
В области же Православной Сотериологии и Экклесиологии значение термина имеет более сжатый формат: энергия или действие Божие, направленное на освобождение человека от скверны греха и порока, приведение его в состояние праведности и введение в Горний Иерусалим — Царство святых: «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (ἡ χάρις), дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать (ἡ χάρις) воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 5:20-21).

Проявление Божественного действия — благодати — по отношению к миру может также обозначаться выражением «Слава Господня»: «но жив Я, [и всегда живет имя Мое,] и славы Господней полна вся земля» (Числ. 14:21); «явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]» (Ис. 40:5). Сияние же Божественной Славы в формате символико-аллегорического библейского иносказания нередко сопоставляется с блистанием Солнца или огня: «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24:17); «взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал. 4:2). Случается, что данное сияние описывается как златовидное: «И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя» (Иов. 22:25); «город был чистое золото» (Откр. 21:8). (Не будем забывать, что и главнейшие ветхозаветные израильские святыни были выполнены либо из золота (семисвечник, сосуды), либо обложенными и украшенными таковым (Ковчег Завета): «И сделай светильник из золота чистого» (Исх. 25:31); «Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец [витый]» (Исх. 25:10-11)).

Добавим, что, помимо красоты света и цвета, золото указывает и на такие Божественные совершенства, как неизменяемость и чистота: «город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21:8). Промыслительная деятельность Пантократора в Священном Писании нередко ассоциируется с царской: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис. 6:1). В этом отношении золото, традиционно присущее облачению царей, может указывать на достоинство и всемогущество Бога — абсолютного надмирного Царя: «Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя. Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте» (Пс. 44:9-10).

Отсюда и воспринятый православной иконописной традицией прием — отображение благодати при помощи золота (фон святых икон, нимбы, ассист, нанесенный на облачения святых...). Причем, по отношению к праведникам золото может указывать и на некоторые дополнительные компоненты Божественного Домостроительства Спасения, в частности — на испытание веры угодников, в том числе — через исповедничество, мученичество: «Тогда настанет испытание избранным Моим, как золото испытывается огнем» (3 Езд. 16:74).

Иногда сияние Славы иллюстрируется при помощи красок. Характерным примером в данной связи служит икона Преображения Господня, представляющая Спасителя в белом облачении (а не в традиционном сине-красном, указывающем на двойство естеств: Божественное и человеческое), окруженного сиянием благодати, изображаемым либо при помощи светлых, либо даже при помощи темных тонов (что указывает на «неприступность», «невидимость» и «непознаваемость» Бога: «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16)).
Белизна облачений Мессии подчеркивает необыкновенную блистательность Фаворского света: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса» (Мф. 17:1-8).

2.jpg

3.jpg

На некоторых типах икон ниспослание благодати отображается посредством исходящего из Небесной сферы сужающегося книзу единого луча, в дальнейшем «разделяющегося» на три. Этим обозначается единство Божественного действия Отца, Сына и Святого Духа.

4.jpg

На иконе «Троица» преподобного Андрея Рублева ниспослание благодати, наряду с прочей символикой, проиллюстрировано благословляющей десницей центрального Ангела, символизирующего Бога Отца, благословляющим жестом фигуры, символизирующей Сына (расположенного одесную Отца (слева, если смотреть со стороны богомольца); рука Ангела, символизирующая Третью Ипостась Пресвятой Троицы, указывает, куда направлено благословение — в мир). Кроме того, ниспослание милости обозначено распахнутыми Ангельскими крыльями, символизирующими Божий Покров. При этом единая ритмичная синусоида, образуемая верхним контуром крыл, указывает на единство нетварной энергии единотроичного Бога.

1.jpg

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия Санкт-Петербургского Православного Института Религиоведения и Церковных Искусств.

1. Деяние Святейшего Синода (1903 г.) о прославлении преподобного Серафима Саровского. Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни. Отечник. М.: Изд. МПО «МЕТТЭМ», 1991.

Комментарии

Алексей Михайлович в «Догмате искупления в Православном богословии» вы пишите о последствиях падения Адама: «Но трагизм грехопадения этим не исчерпывается, ибо последствия первородного греха распространяются не только на несчастных прародителей, но также и на всех людей. Более того, заболевает смертельною болезнью вся природа.»
Почему заболевает «вся природа»?
Можно ли на этот вопрос ответить так: потому что человек есть венец этой всей природы, а другими словами - природа человека включает (именно включает) в себя природу не живого, растительного и животного мира.
«Созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» (Быт.2:7).
 
Здравствуйте, Геннадий!
Алексей Михайлович в «Догмате искупления в Православном богословии» вы пишите о последствиях падения Адама: «Но трагизм грехопадения этим не исчерпывается, ибо последствия первородного греха распространяются не только на несчастных прародителей, но также и на всех людей. Более того, заболевает смертельною болезнью вся природа.»
Почему заболевает «вся природа»?
Вы правильно отметили, что человек является венцом видимого творения, и верно указали на наличие связи, существующей между падением человека и изменением, произошедшем в результате этого события в окружающем мире: «потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 29-21). Напомню, что изменение мира от нетленного к тленному произошло не механически, а по воле Создателя: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3, 17).

Отвечая же на вопрос, «почему, если согрешил человек, прочей твари надлежало сделаться тленной?», Отцы и Учителя Церкви среди прочих причин особо выделяют недостоинство и неспособность падшего человека к управлению нетленным творением, а также указывают и на воспитательный аспект (см.: блаженный Феофилакт Болгарский: «Суете, то есть тлению, тварь покорилась, то есть сделалась тленной чрез тебя, человек. Поскольку ты получил тело смертное и подверженное страданиям, то и земля произрастила терния и волчцы, и небо состарившееся имеет нужду в перемене. Каким же образом тварь сделалась тленной чрез другого? Потому что она и создана была всецело для человека. Выражение не добровольно означает, что все было попечением Божиим, а не могло состоять в воле твари, пренебрегал ею и устремлял дух к небесному. Слова в надежде и прочие, подобные им, почитай сказанным по обычаю олицетворения. Итак, и сама тварь освобождена будет; не ты один, но и гораздо низшее тебя, не имеющее ни души, ни чувства, и это, говорю, будет участвовать с тобой в благах и не будет уже тленным, но сделается соответственным тебе. Когда тело твое стало тленным, то и тварь сделалась тленной. Так же, когда тело твое сделается нетленным, то и тварь станет нетленной. Итак, если тварь подверглась страданию для тебя, то и ты должен терпеть страдание для Бога» [2, кн. 2, т. 1, с. 96-97]; преп. Симеон Новый Богослов: «Итак, тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало и жить на земле тленной, и питаться пищею тленною, ибо, как безтрудная жизнь и обильная пища (самородная) сделали то, что он забыл Бога и блага, которые Он даровал ему, и презрел заповедь Его, то справедливо осужден с потовым трудом обрабатывать землю и таким образом от нее получать мало-помалу пищу, как от какого эконома» [3, т. 1, с. 534]).

Теперь, что касается второй части вашего сообщения:
Можно ли на этот вопрос ответить так: потому что... природа человека включает (именно включает) в себя природу не живого, растительного и животного мира.
«Созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу»(Быт.2:7).
Помимо (достаточно редкого) применения в пространном значени, в качестве синонима слову «род» (опять же, подразумевающего возможность как более сжатого, так и более широкого смыслового наполнения), термин «природа» имеет и более узкое: «наиболее видовой (низший) вид». Подчеркнем, что менно в этом значении данное понятие используется в Триадологии (причем, само слово "вид" в приложении к Божественной Сущности не употребляется), Христологии и Богословской антропологии. В данном осмыслении говорить, что природа (сущность, естество) человека включает в себя прочие сущности — недопустимо (для большей ясности предлагаю Вам ознакомиться со статьей: «Что такое сущность, ипостась?»).

Благодарю за вопрос!

2.Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование блаженного Феофилакта Болгарского на Апостол. М.: Изд. Лепта-Пресс, 2004. 3.Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. М.: Изд. Правило веры, 2006.
 
Последнее редактирование модератором:
Здравствуйте!
как бы Вы прокомментировали слова утренней молитвы: "Воспеваю благодать Твою, Владычице...". Это поэтический образ или что-то другое?
Понятие "благодать", помимо указанных выше значений, может иметь и иное смысловое наполнение, как то: "радость", "красота", "милость", "дар", "благодарность". Очевидно, что в приложении к Пресвятой Богородице все перечисленные характеристики отображают Ее необыкновенное духовно-телесное совершенство, любовь, доброту и заботу, проявляемую по отношению к людям.

Не будем забывать и об обоженности, облагодатствованности Матери Господа по человеческому естеству. Ометим, что даже и до того, как Пресвятая Мария удостоилась сделаться Матерью Искупителя, Ее добродетельность была определена как особенная и исключительная: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28). Насколько же Она облагодатствованна ныне, вознесшись и пребывая среди небожителей, неизменно оставаясь «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим»?

С другой стороны, данное молитвенное определение указывает и на особенную роль Богородицы как Ходатайницы за людей перед Сыном, ниспосылающим на верующих (по ходатайству Матери) нетварную Божественную благодать: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; приставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша» (тропарь Праздника Успения Пресвятой Богородицы)...

Спаси Господи!
 
Притча сегодня попалась на глаза...

В некотором монастыре жили два брата высокой жизни, удостоившиеся видеть каждый друг над другом благодать Божию. Случилось, что один из них вышел однажды в субботу из монастыря и увидел человека, принимающего рано пищу.
Он сказал ему:
— В этот час ты уже ешь!
В следующий день отправлялась по обычаю божественная литургия. Другой брат взглянул на этого брата и увидел, что данная ему благодать отступила от него и весьма опечалился.
Когда они пришли в келью, первый брат сказал второму:
— Отчего я не видел над тобою благодати, как прежде? Что сделал ты?
Второй ответил:
— Не знаю за собою никакого греха ни в деле, ни в помышлении.
На это первый:
— Не произнёс ли ты какого небогоугодного слова?
Второй, припомнив случившееся в субботу, сказал:
— Да, вчера увидел я кого-то употребляющего пищу рано и сказал: «С этого часу ты уже ешь в субботу!» В этом грех мой. Но потрудись со мною две недели — будем просить Бога, чтобы он простил меня. Так они и сделали. А по прошествии двух недель увидел первый брат благодать Божию, возвратившуюся на брата своего.

притчу взял здесь: http://azbyka.org/otechnik/Zhitija_svjatykh/drevniy_paterik-all.shtml
 
Здравствуйте!
В некотором монастыре жили два брата высокой жизни, удостоившиеся видеть каждый друг над другом благодать Божию. Случилось, что один из них вышел однажды в субботу из монастыря и увидел человека, принимающего рано пищу.
Он сказал ему:
— В этот час ты уже ешь!
В следующий день отправлялась по обычаю божественная литургия. Другой брат взглянул на этого брата и увидел, что данная ему благодать отступила от него и весьма опечалился.
Когда они пришли в келью, первый брат сказал второму:
— Отчего я не видел над тобою благодати, как прежде? Что сделал ты?
Второй ответил:
— Не знаю за собою никакого греха ни в деле, ни в помышлении.
На это первый:
— Не произнёс ли ты какого небогоугодного слова?
Второй, припомнив случившееся в субботу, сказал:
— Да, вчера увидел я кого-то употребляющего пищу рано и сказал: «С этого часу ты уже ешь в субботу!» В этом грех мой. Но потрудись со мною две недели — будем просить Бога, чтобы он простил меня. Так они и сделали. А по прошествии двух недель увидел первый брат благодать Божию, возвратившуюся на брата своего.
Приведенная Вами притча поучительна и полезна для правильного объяснения выражения: «цель христианской жизни — стяжание благодати» (ср. преп. Серафим Саровский: «Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег; у дворян сверх того — получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный; как и денежный, чиновный и временный, приобретается он путями, очень сходственными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею и говорит всем нам: “купуйте дондеже прииду, искупующие время, ибо дни лукавы суть”, т. е. выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары — это добродетели, делаемые Христа ради и доставляющие нам благодать Всесвятого Духа» [1, с. 8]).

К сожалению, случается, что данное изречение пытаются интерпретировать в смысле крайнего юридизма. Однако же это недопустимо. Стяжание Святого Духа означает ничто иное как благодатное возрастание христианина в добродетельности, праведности, святости; уподобление и благодатную сопричастность Создателю. Причём, эта сопричастность не незыблема, что, собственно, и демонстрирует приточный пример: она может быть подорвана грехом. Особенно наглядно такая «возможность» отображается на православных иконах типа «Лествица...», иллюстрирующих ниспадение «праведников» не только с наинизших, но и с самых высоких ступений духовного восхождения.

Святые Отцы нередко поясняют определение «обоженность», «облагодатствованность», «святость» при помощи примера металла, раскаленного в пламени печи. Пока металл причастен огню, он жжёт и сияет, но стоит лишь вынуть его, — становится холодным и чёрным. Так и подвижник, когда пребывает в любви, в доброделании, тогда он «сияет»; как только уклоняется в грех — «сияние» меркнет. Примером созерцания подобного «блистания» может служить случай, подробно описанный в «Беседе преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни».

Это «сияние» бывает созерцаемо духовными очами веры. Подобное возможно для святых. Однако же, по особому промыслительному действию Божию, созерцателями могут оказаться даже и не являющиеся таковыми люди, как, например, это произошло с собеседником преподобного Серафима Саровского — Мотовиловом Н. Нечто похожее описывается и в Священном Писании: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему» (Исх. 34, 29-30)...

P. S. Из сказанного ясно, почему бесы изображаются на иконах темными красками: потому что лишены сияния Славы...

Благодарю за ремарку!
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху