Ве́рность –
1) преданность;
2) неуклонное следование принципам, убеждениям, обещанию, долгу и пр.;
3) надежность;
4) соответствие истине;
5) причастность истинной вере, праведность.
Верность: добродетель или порок?
Такое личностное свойство как верность может обозначаться как одна из наиболее возвышенных христианских добродетелей. Верностью, как добродетелью, человек уподобляется всесовершенному Богу, именуемому в Откровении истинным (Исх.34:6) и верным (Втор.7:9).
В первые годы распространения Церкви христиане, как угодники Божьи, именовались верными, тогда как язычники – неверными (1Кор.10:27). Причём, согласно Божественному Писанию, глубина нравственной разницы, существовавшей (и существующей) между верными и неверными, настолько велика, что уподобляется пропасти между Спасителем и сатаной (2Кор.6:15).
При всей красочности этого сопоставления верность нельзя артикулировать априори ни как добродетель, ни как порок: многое зависит от того, на что именно она направлена: на добро или зло.
Верность как добродетель в первую очередь обнаруживается в отношении к Богу. Такая верность строится на безусловном доверии Господу как благому Создателю и Промыслителю, верному в слове и обетовании (Пс.30:6). Проявляется же она в следовании Божьему закону и добровольно воспринятым нравственным обязательствам.
Во вторую очередь, праведная верность обнаруживается в отношении к ближним (например, мужа – к жене, жены – к мужу).
Но бывает и богопротивная верность.
Не уверовавшие во Христа иудеи слыли верными Господу Саваофу и Синайскому законодательству. Однако с Пришествием Христа их «верность» обернулась грубейшим неверием. Почему? Потому, что была основана не на Истине, а на вольно интерпретированной букве Писания. То, что они почитали за верность Богу, было верностью ложным стереотипам. В результате не уверовавшие иудеи запечатлелись в Истории как богоотступники и богоубийцы.
Язычники, сопротивляясь распространению христианства, тоже ссылались на верность: верность народным традициям, религиозным обрядам, местным богам. Их верность служила основой для терзаний христиан и вместе – основой для будущего осуждения (тех из них, кто, следуя злобе и упорству, не раскаялся и не обратился ко Христу).
Всегда ли необходимо быть верным в словах и обещаниях?
Ложь относится ко грехам и порокам. Так, если Господь именуется верным (Евр.2:17), то диавол – отцом лжи (Ин.8:44). Лжецы именуются сынами диавола (Ин.8:44), и их участь, по слову Писания, в огненном озере (Откр.21:8).
Между тем, мы встречаем в Писании и такие примеры, когда ложь не только не осуждается, но и заслуживает положительных откликов.
Так, во времена Ветхого Завета блудница Раав, обманув царских служителей, спасла Израильских соглядатаев (Нав.2:4-6). За это Промыслом Божьим ей и её родным была сохранена жизнь.
На рубеже двух Заветов, Ветхого и Нового, волхвы, искавшие встречи с Богомладенцем, обманули ожидание Ирода и, руководствуясь откровением свыше, не вернулись к нему. Этот «обман» избавил волхвов от «славы» доносчиков, а Марию, Иосифа и Мессию – от опасности впасть в руки деспота (Мф.2:12).
Разумеется, перечисленные примеры не должны служить поводом для оправдания лжи как таковой. Эти случаи лишь показывают, что в условиях грешного мира ложь допускается в виде исключения, ради предотвращения большего зла.
Цитаты о верности
«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».
Откр.2:10
Литература по теме
- Совершеннейшая истинность и верность митр. Макарий (Булгаков)
- Верность Христу протопр. Михаил Помазанский
- Верность обетований Божиих свт. Феофан Затворник
- Верность истине митр. Филарет (Вознесенский)
- Верность Богу свщмч. Онуфрий (Гагалюк)
- Верность схиархим. Иоанн (Маслов)
Комментировать