Бра́ка расторже́ние. Идеал христианского брака – абсолютная моногамия, исключающая второй брак. Расторжение брака является нравственно допустимым в случае нарушения чистоты брака супружеской неверностью, при неспособности одного из супругов к брачному сожительству (если эта неспособность – добрачная), в случае пропажи без вести одного из супругов, а также в некоторых других случаях. Второбрачным запрещено поставление в священный сан.
Право разрешения вступить в новый брак принадлежит только архиерею. На основании представляемого свидетельства о разводе епархиальный архиерей благословляет на вступление в новый церковный брак, если к этому нет канонических препятствий.
Развод по причине «влюблённости» – принесение ребёнка и супруга в жертву своим страстям.
Цитаты о расторжении брака
«Не указывай мне на законы, постановленные внешними, дозволяющие давать запись отпущения и разводиться. Не по этим законам будет судить тебя Бог в тот день, а по тем, которые Он сам постановил. В самом деле, что скажем мы тогда имеющему судить нас, когда, представив закон и прочитав, Он скажет: Я повелел не брать отпущенной жены, сказав, что это дело – прелюбодеяние; как же ты осмелился вступить в запрещенный брак? Что мы скажем, и что будем отвечать? Там уже нельзя сослаться на светские законы, но необходимо в молчании и связанными идти в геенский огонь вместе с прелюбодеями и осквернившими чужие браки, потому что и отвергнувший жену без причины, состоящей в прелюбодеянии, и женившийся на отвергнутой при жизни мужа, наказываются одинаково вместе с отвергнутой».
свт. Иоанн Златоуст
«Только вступать или не вступать в брак зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство. Почему? Потому, что мы не по неведению избираем это подчинение, но, очень хорошо зная его права и законы, добровольно подвергаем себя этому игу».
свт. Иоанн Златоуст
«Обращаясь к Господу с мыслями о разводе, которые порой могут терзать человека годами, нужно спрашивать не о том, как развестись, а о том, как научиться любить своего супруга. «Господи, научи меня любить». А любовь по своей природе и жертвенна, и самоотверженна. Полюбишь – тогда и все проблемы решатся. Если любить для тебя – это творчество, значит, все будет хорошо».
прот. Александр Ильяшенко
«Любой брак – это живой организм. Подобно тому, как рождается ребенок, в таинстве Венчания рождается новый христианский брак, в нем действуют те же самые законы, что и в жизни живого существа. Если этот организм не питается Божественной благодатью и совместными усилиями супругов, то рано или поздно он может заболеть и умереть, прекратить свое существование. В. Маяковский писал, что «любовная лодка разбилась о быт», однако она может разбиться о супружескую неверность, эгоизм, невнимание друг к другу. Это и многое другое может стать теми рифами, на которые, не имея ясных ориентиров, наскакивают супруги в своем совместном плавании.
Церковь рассматривает расторжение брака как трагедию. Развод наступает не вдруг, он начинается с небольших проблем, с маленьких незаметных трещинок, которые в конечном счете приводят к разрыву. Склеить эти осколки разбитой вазы человеческими силами нередко становится сложно или даже невозможно. Однако чаще всего развод представляет собой уход от проблемы; это наиболее легкое, но вместе с тем и наиболее незрелое решение».
протоиерей Владимир Хулап
«Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».
Мф.5:32
«Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены».
1Кор.7:10-11
«Угодно было, чтобы согласно с евангельским и апостольским учением ни муж, оставленный женой, ни жена, покинутая мужем, не вступали в брак с другим лицом, но либо оставались так, либо примирялись между собой. Если они пренебрегут этим, пусть их принудят к покаянию. Необходимо попросить издать об этом предмете императорский закон».
113 канон Карфагенского собора
«Современному миру истина о том, что браки совершаются на небесах, кажется чем-то идеалистическим, нереальным. Молодые люди легко сходятся и с такой же легкостью вскоре расстаются, как будто не было чудесного и таинственного брачного единения. Союз двух свободных душ распадается, казалось бы, без остатка, однако последствия развода колоссальны. В первую очередь страдают дети, невиновные в непостоянстве и недостатке любви своих родителей. Светские власти с удивительной легкостью относятся к разводу, ссылаясь на демократические свободы и права личности, как будто не замечая при этом, что ущемляются права самой беззащитной части общества – детей, которых не спрашивают, хотят ли они развода родителей. В этом во многом причина беспризорности.
Еще более поражает то, что и священнослужители на исповеди или в частной беседе, оставив былую каноническую строгость, так же легко дают разрешение на развод. Да, человек немощен и искушения велики, но те послабления и демократические свободы, которые поощряют разрушение семьи, привели к трагической черте многие тысячи наших детей. Беспризорники и сироты при живых родителях – какими они вырастут, какие семьи они создадут? Будут ли растить своих детей? Молчаливо одобряя разводы, мы не задумываемся об этом, не замечаем, как предаем наших детей. А у общества, которое не заботится о своих детях, нет и не может быть будущего».
патриарх Алексий II
Литература по теме
- Святые отцы о разводе и повторном браке
- Беседа о невозможности вступления в брак до смерти супруга свт. Иоанн Златоуст
- Можно ли вступить в новый брак, если изменил супруг? Блж. Августин
- Беседа на слова Евангелия от Матфея: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею» (Мф.19:3) свт. Астерий Амасийский
- Развод свт. Григорий Богослов
- О целомудрии и разводе Ап. Ерм
- Каноническое право о разводе
- Развод: взгляд церковного канониста прот. В. Цыпин
- Брак и девство при свете древнехристианской святоотеческой письменности Л.И. Писарев
- О поводах к разводу в Византии IX–XV века И.И. Соколов
- О последствиях расторжения брака в случае прелюбодеяния Т.В. Барсов
- О прекращении брака Н.С. Суворов
- Замечания на «проект положения о поводах к разводу», составленный особым совещанием при Св. Синоде Н.С. Суворов
- О разводе С. Григоровский
- Старые и новые законы о разводе М.Е. Красножен
- Современные православные авторы о проблеме развода
- Вопрос о разводе в Св. Писании A.C. Кашкин
- Учение о браке и разводе в Евангелии Б. Гладков
- Развод: трагедия освобождения? прот. В. Воробьев
- Развод по-христиански? прот. Алексий Уминский
- Почему я не развожусь Ольга Павлова
- Развод: тот, кто хочет сохранить семью, должен бороться до конца Л.Ф. Ермакова
- Что делать, когда семья рушится прот. Владимир (Хулап)
Комментировать