протоиерей Владимир (Хулап)
Что делать, когда семья рушится

протоиерей Владимир (Хулап)
доктор богословия, проректор по учебной работе
Санкт-Петербургской Духовной Академии

Семейная жизнь – это, конечно, радость, но и нередко серьёзные испытания. Бывает, супруги живут долгие годы вместе, а потом в один момент становятся чужими друг другу, отдаляются. Почему так происходит?

Ну, наверное, нельзя сказать, что это происходит в один момент. Два человека, которые любят друг друга – любят настолько, что они готовы действительно жить вместе, жить на протяжении долгого периода времени – а в идеале всю жизнь, – они рано или поздно начинают сталкиваться с тем, что вот этот период влюблённости или иллюзий заканчивается, и оказывается, что передо мной не вот тот ангел, не то такое, почти небесное существо, которое я себе навоображал в своих мечтах, в своих каких-то таких розовых очках, а это конкретный человек – с конкретными проблемами, со своими слабостями, со своими недостатками. И мои недостатки тоже особо ярко и четко проявляются именно в тот период, когда два человека живут вместе. Но, наверное, никто не знает другого человека так хорошо, как его супруг, поскольку именно когда два человека живут вместе, когда они ежедневно проводят значительную часть времени в одной квартире, когда они проводят совместное время вместе, их вот этих два «я» могут либо взаимодополнять друг друга, взаимно усиливать, помогать друг другу, если они к этому стремятся, либо наоборот – могут стать такими тормозами, скажем так, препятствующими совместному вот этому взаимному их развитию и раскрытию. И поэтому, наверное, проблема начинается во многом на этапе уже перед заключением брака – зачем этот молодой человек и эта девушка заключают брак, что они ожидают от супруга? Если мужчине просто надоело готовить и стирать, и он хочет получить домработницу – то, конечно, рано или поздно он столкнется с тем, что женщина к этому не готова, или не готова к тому, что ее ограничивают вот уровнем только вот такой домашней бесплатной рабочей силы.

Наверное, и с другой стороны, если женщина просто хочет какого-то материального благосостояния, достатка, хочет, чтобы муж приносил и отдавал ей большую зарплату, которой она может уже распоряжаться по своему собственному желанию, у мужа тоже рано или поздно возникнет понимание того, что его просто используют как вот такую кредитную карточку, с которой можно в любое время неограниченно снимать определённое количество средств.

Вот эта идея потребления может реализовываться и на более таком серьезном уровне – когда мы пытаемся очень часто самоутвердиться за счёт вот этого человека, самого близкого. С одной стороны, это самый близкий человек, а с другой стороны, нередко тем самым он и самый бесправный. У меня проблемы какие-то на работе, меня ругает начальник, я не могу ему возразить, я накапливаю в себе вот эту всю злость, и я прихожу домой и срываю всё вот это на жене – на своём самом близком человеке, которая ничего сказать не может, которая должна выслушивать всё то, что я не реализовал вот на протяжении рабочего дня. То же самое и у жены. Если она работает, у неё помимо работы еще масса других домашних дел, но и наверное, она надеется на то, что муж, ну, по крайней мере, скажет ей какие-то ласковые приятные слова, обнимет и поцелует, а не уткнется в компьютер, в телевизор или в планшет.

Возникает такая странная ситуация, когда люди надеются на счастье, но представление об этом счастье у разных людей с одной стороны разные. С другой стороны, очень часто каждый из них ставит во главу угла в семье свой личный эгоизм, свое личное «я». Это я говорю не в плане какого-то суждения, но каждый человек стремится реализовать свое «я» в самых разных составляющих своего человеческого бытия. И вот эта реализация с христианской точки зрения своего «я» – это реализация через любовь как служение, через любовь не просто как источник потребления, когда я использую свою супругу или своего супруга на уровнях самых разных получения удовлетворения – плотского, телесного, душевного, и так далее, но когда я пытаюсь супругу что-то подарить, когда я пытаюсь поставить себя на его место, когда я пытаюсь посмотреть на ситуацию – в том числе конфликтную ситуацию, его глазами, когда пытаюсь прожить жизнь таким образом, чтобы сделать моего самого любимого человека хоть немножко более счастливым.

И очень часто же происходит таким образом, что нормальный молодой человек и нормальная девушка заключают брак, всё у них хорошо, а через несколько лет оказывается, что он начинает пить или начинает изменять, или у нее возникают какие-то серьезные проблемы. Но всё это уже некий результат того, что люди к браку, как мне кажется, относились довольно-таки невнимательно – вот с этого самого начального периода своего существования. Если мы не чистим зубы каждый день утром и вечером, вероятность развития кариеса увеличивается во много раз, хотя мы не видим этого процесса – он очень медленный и незаметный. Точно так же и здесь. Если не очищать вот эти наши человеческие отношения, если не работать над ними, – а для христианина это не просто какая-то там психологическая работа, но это работа, связанная и с молитвой за своего супруга, с молитвой за свою семью, это и Таинство исповеди, покаяния, когда мы Богу приносим раскаяние и осознание всех наших человеческих ошибок – не просто для того, чтобы сказать, вот какие мы плохие, но для того, чтобы что-то в нашей жизни изменилось; чтобы мы эти ошибки больше не повторяли. Вот когда эта работа начинает восприниматься как основа совместного семейного бытия, когда брак рассматривается не просто как источник удовлетворения удовольствия и наслаждения – вот тогда в семью и может прийти настоящая радость. Потому что рано или поздно в каждой семье – в верующей, в неверующей, – наступает период серьёзных кризисов, связанных и с рождением ребенка, и с какими-то другими семейными обстоятельствами, когда просто объективно человеческая природа такова, что начинаются серьезные проблемы. Но вот как уже люди в состоянии, в период вот этих проблем будут относиться друг к другу – будут они просто обвинять друг друга, будут они навешивать какие-то ярлыки, будут они стремиться видеть в супруге только негативное, выискивать все какие-то отрицательные черные черты в его характере и концентрироваться на них; или наоборот – взгляд будет совершенно другой, и в момент самых тяжёлых испытаний супруг будет стараться видеть вот то замечательное, то прекрасное, вот ту искру, тот образ Божий, который есть в самом близком для него человеке; видеть то, что он или она полюбили, когда заключали брак и стараться развивать все это – то вот тогда, наверное, можно будет сказать, что возможно постоянно возобновлять эту любовь – возобновлять не просто человеческими силами, но в том числе и с помощью Божией, поскольку Бог есть Любовь, и этим самым источник человеческой, в том числе и семейной любви в частности. Но, конечно, существуют ситуации, наверное, когда весь процесс уже запущен, скажем так, настолько, что поправить что-то уже сложно. Хотя из моей пастырской практики и я бы, наверное, смог сказать, что если есть взаимное согласие двух супругов на то, чтобы сохранить брак, на то чтобы работать над тем, чтобы этот даже разрушенный брак восстановить – всё это возможно.

А в каких случаях Церковь разрешает развод, благословляет?

Я бы не сказал, что Церковь благословляет развод. Церковь, скажем так, констатирует факт. Брак для Церкви – это живой организм. Когда создается новая семья – а христианство называют семью «малой Церковью», возникает новая клеточка, которая живет по вот этим своим законам – она может развиваться, делиться, но она может усыхать, умирать, и всё может закончиться печально. И поэтому, конечно, если мы посмотрим на Священное Писание, мы видим, что там Христос говорит о том, что единственная причина для развода – это супружеская измена. Далее, если мы посмотрим на слова апостола Павла чуть-чуть попозже, тоже в Священном Писании мы увидим: он говорит о том, что разница в вероисповедании супругов, если один супруг неверующий, а другой верующий, – неверующий супруг, скажем так, препятствует верующему супругу активно вести его духовную церковную жизнь – то это тоже может быть такой из причин. Далее правила в отношении развода – и церковного, и светского, конечно, менялись на протяжении истории. Они сейчас у нас зафиксированы в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», но по сути дела все их можно свести, наверное, к тому, что Церковь просто констатирует, что вот этот брак уже умер, он уже не существует, и поэтому она не дает благословение на развод. У нас нет какого-то чина развенчивания – то есть брак церковный в идеале является нерасторжимым, но в том случае, если, например, была супружеская измена, если вот есть такое активное неприятие и препятствование вере супругов; если, например, супруг на протяжении многих лет отсутствует, пропал без вести; если супруг болеет каким-то тяжелым заболеванием, которое препятствует супружеским отношениям, в том числе, например СПИДом; если речь идет о том, что в семье происходит вот такое активное насилие, когда муж там избивает жену или детей; если есть хронический алкоголизм или наркомания, и все эти вещи являются объективными – Церковь просто констатирует, что этот брак как единство между двумя супругами, как единство, к которому они призваны во Христе – этот брак уже перестал существовать, и поэтому она может дать уже благословение на повторный брак, но, тем не менее, с принятием во внимание всех вот этих обстоятельств брака неудачного.

беседу вела Екатерина Соловьёва

http://slovotv.ru/

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka