Бра́чное пра́во – раздел канонического права, посвященный вопросам брака.
Поскольку Церковь на земле является сообществом людей со своей определённой целью, общественным организмом, она имеет точно определенные юридические законы, которые распространяются на ее членов. Вопросы брака православных христиан регулируются брачным законодательством Церкви.
Брак с точки зрения канонического права
По определению римского права, принятому в церковных канонических сборниках, «брак есть соединение мужа и жены, союз на всю жизнь, объединение божественного и человеческого права». Согласно этому определению, основных свойств брака три: физическое, именно брачный союз мужчины и женщины, этическое, состоящее в полном и неразрывном соединении всех жизненных отношений мужа и жены, и наконец, религиозно-юридическое – полное объединение всего, что относится к вере и праву.
Брак между христианами должен заключаться при участии Церкви. Св. Игнатий Антиохийский во II веке писал: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти». Отцы Критского собора (2016 г.) подчеркнули, что «гражданский брак между мужчиной и женщиной, зарегистрированный в законном порядке, не имеет сакраментального характера и, будучи лишь сожительством, узаконенным государством, отличается от благословляемого Богом и Церковью брака. К тем членам Церкви, кто вступает в гражданский брак, должно подходить с пастырской ответственностью, которая необходима для того, чтобы эти люди поняли ценность Таинства Брака и связанного с ним благословения» («Таинство брака и препятствия к нему»).
Христианский брак заключается через добровольное согласие жениха и невесты и благословение их союза священником в чине венчания, если к этому нет канонических препятствий. Некоторые из этих препятствий условны (могут быть преодолены благословением епархиального архиерея), некоторые безусловны (не допускают преодоления, такой брак будет недействителен в любом случае).
Венчание брака в современной практике Русской Православной Церкви происходит после государственной регистрации. Если законные супруги принимают Крещение и/или присоединяются к Церкви особым чином, то их брак может быть благословлен уже после этого, хотя это и не является строго обязательным для признания его законности и церковности.
Христианский брак может быть заключен лишь в разрешенные церковным законодательством дни года.
Права и обязанности христианских супругов
Вследствие заключения брака между мужем и женой возникают нравственные обязанности, а также юридические и экономические права как по отношению друг ко другу, так и по отношению к детям.
Общие права и обязанности супругов следующие:
1) Исполнение супружеской обязанности (вступление в естественные интимные отношения). Это взаимная обязанность мужа и жены, имеющая отношение к таким целям брака как: удовлетворение взаимных естественных потребностей и рождение детей (Быт.1:28; 1Кор.7:3-5). В «Основах социальной концепции РПЦ» отмечается, что «решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника» (3). Супруг теряет право требовать исполнения этой обязанности в случае прелюбодеяния (если он виновная сторона), также оно не распространяется на извращения естественного супружеского акта (см. вопросы из чина исповеди в Требнике).
2) Супружеская верность. Муж и жена должны взаимно любить и уважать друг друга, быть преданы друг другу. Неисполнение обязанностей одной из сторон не освобождает от них другую сторону.
3) Забота о своих детях. Как божественный, так и человеческий закон налагает на родителей обязанность заботиться о физическом, умственном, нравственном и религиозном развитии своих детей, затем воспитывать их так, чтобы они могли потом быть в силах жить самостоятельно и быть достойными членами общества. Пренебрежение этими обязанностями со стороны родителей каноны подвергают самым тяжелым наказаниям. «Если кто детей своих оставляет и не питает, и не приводит, по возможности, к подобающему благочестию, но, под предлогом отшельничества, нерадит о них, да будет под клятвою» (15-й канон Гангрского собора).
К правовым последствиям брака относится также обязанность совместного жительства (1Кор.7:5). Преимущество в определении места жительства принадлежит мужу как главе семьи. Обязанность совместного жительства не понимается безусловно, как запрет временного разлучения. Но если временное разлучение не бывает вызвано гражданскими или иными обязанностями одного из супругов и угрожает семейному миру и даже ведет к разрыву брачных отношений, то такое разлучение осуждается.
Муж и жена совместно владеют имуществом, имущественные права супругов регулируются не церковным, а гражданским правом.
Из частных прав и обязанностей супругов одни касаются мужа, другие – жены:
1) Муж – глава семьи (1Кор.11:3). Ему принадлежит право управлять и владеть семейством, с употреблением при этом, главным образом, доброго совета, а не суровых мер. Поэтому, он имеет право на уважение и послушание со стороны всех лиц, составляющих его семью (Еф.5:22; Еф.6:1-3). Комментируя учение апостола Павла о браке Архиерейский Собор 2000 года подчеркнул: «Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть главою жены, любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф.5:22-23; Кол.3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви, не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному повиновению друг другу в страхе Божием (Еф.5:21). Поэтому ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога (1Кор.11:11-12)» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.5).
2) Жена должна быть нераздельным другом мужа, помогать ему во всем и слушаться его, когда он требует исполнить что-либо доброе (Кол.3:8).
Каноническое право говорит и об обязанностях взрослых детей по отношению к родителям: «Если дети под предлогом благочестия оставят родителей, в особенности верующих, и не будут воздавать родителям подобающей чести, да будут под клятвою. Впрочем, благочестие да будет предпочитаемо» (16-й канон Гангрского собора).
Литература по теме
- Церковные документы о браке
- О канонических аспектах церковного брака
- Таинство брака и препятствия к нему Документ Критского собора 2016 г.
- Послание Св. Синода о браках правоверных лиц с иноверными
- Общие вопросы брачного права
- Брак священноисп. Никодим (Милаш)
- Канонические препятствия к браку
- Каноническое право на примере Русской Православной Церкви XI–XXI вв. А.С. Смыкалин
- Брак и развод В.И. Добровольский
- Брачное право М. Лукренин
- Понятие о браке и отношении брачного института к церковному праву проф. Н.С. Суворов
- Святость брачного союза еп. Виссарион (Нечаев)
- Обзор постановлений о браке в Православной Церкви еп. Иоанн (Соколов)
- Сборник духовных и гражданских законов по делам брачным и о законности рождения С.В. Калашников
- Канонические определения брака и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения свящмч. Илия Громогласов
- Изъяснение церковно-гражданских постановлений относительно браков, заключаемых в родстве или свойстве Н.К. Смирнов
- Брак и сожительство – историко-юридическое исследование прот. Дионисий Свечников
- Тест: Брачное право
- Частные вопросы брачного права
- Препятствия к Венчанию и восприемничеству при Крещении С.П. Григоровский
- Рукоположение, как препятствие к браку священноисп. Никодим (Милаш)
- О восприемничестве при крещении и о духовном родстве, как препятствии к браку И.С. Бердников
- Духовное родство как препятствие к браку свящ. Симеон Замахаев
- Второбрачие клириков С.В. Троицкий
- О вторых и третьих браках в Православной Церкви свщмч. Илья Громогласов
- Брак и безбрачие лиц духовных митр. Сергий (Ляпидевский)
- Исторические памятники брачного права
- 50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права проф. А.С. Павлов
- О тайне супружества. Происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й главы печатной Кормчей книги прот. Михаил Горчаков
Комментировать