Кратко о браках с иноверными и инославными:
- Священное Писание запрещает такие браки.
- Церковные каноны запрещают такие браки.
- Со времён петровской евроинтеграции появилась возможность заключения брака с инославными (еретиками, признающими Святую Троицу), но не с иноверными, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.
- С практической точки зрения брак с инославным ущербен и ненадёжен, т.к. лишён главной и высшей составляющей брака – духовной, и опирается лишь на телесное и душевно-эмоциональное общение.
- К иноверным в современной практике можно отнести и номинальных христиан (невоцерковлённых), т.к. абсолютное большинство оных основ православного христианства не знает и обычно исповедует аморфную синкретическую веру.
***
72-е правило VI Вселенского собора: «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем либо: брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком; потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался во узах заблуждения, не желая воззрити на божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о мужи верне (1Кор.7:14)."
«Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью», в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза».
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
Рассуждения о сходстве и различии между конфессиями хороши для социально-политических форумов и богословских дискуссий, а в доме, где возникла ссора, взаимное охлаждение или иной семейный конфликт, где требуется обращение к Господу за помощью, примирением и восстановлением брака, они не помогают ничуть. Каждый священник, и просто каждый здравомыслящий взрослый человек, подтвердит вам на своем и чужом опыте, как много разбито семей и пролито слез из-за непонимания этого простейшего факта.
иеромонах Макарий (Маркиш)
Литература по теме
- О браках с инославными протоиерей С. Щукин
- О смешанных браках протоиерей В. Башкиров
- Брак с мусульманином иерей Даниил Сысоев
- Канонические препятствия к браку
- Каноническое учение Православной Церкви о смешанных браках
- Смешанные браки прот. Иоанн Мейендорф
- Почему Православная Церковь поступает так строго, запрещая браки с инославными? архиеп. Аверкий (Таушев)
- «Замуж за неверующего?» свящ. Даниил Сысоев
- Браки с иноверными