Семья

Литература по теме

Семья́

1) группа людей, состоящая из мужа и жены и, возможно, одного, двух или нескольких детей (при этом дети могут быть: а) родными обоим супругам; б) родными одному из супругов, и усыновлёнными / удочерёнными другим; усыновлёнными / удочерёнными супругами);
2) группа людей, состоящая из отца и ребёнка / детей, либо из матери и ребёнка / детей;
3) (в широком значении слова) группа людей, состоящая из мужа, детей и других близких родственников.

photo 2024 06 19 08 35 41 - Семья
«На террасе». Б.М. Кустодиев.

Христианская семья предполагает пожизненный союз одного мужчины и одной женщины, объединённых верой в Господа Иисуса Христа, открытость к рождению детей и их воспитание в вере.

Для христиан допустим вариант смешанного брака, при условии, что он был заключён до обращения супругов к христианской вере, до Крещения. Если один из супругов впоследствии станет христианином, а второй останется неверующим (иноверцем), то такой брак признается законным. По совету апостола Павла, такие браки не стоит расторгать по инициативе верующей стороны, в надежде на обращение неверующего супруга (1Кор.7:12-16).

Создание семьи

Поскольку создание семьи, как и любое дело в жизни верующего человека, связано с исполнением воли Божией, то здесь необходимо руководствоваться установлениями закона Божия и правилами Церкви. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать домашней Церковью (Рим.16:5; Флм.1:2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак только в Господе (1Кор.7:39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения» (Х.2).

72-й канон Трулльского собора запрещает православному человеку вступать в брак с еретиком. Между тем, это правило трактуется шире: как запрет вступать в брак не только с еретиком, но и с неверующим или иноверцем. Этот запрет связан, с опасностью отпадения христианина, вступившего в такой брачный союз, от веры, а также с тем, что будущих детей, рождённых в таком браке, было бы сложно воспитывать в христианской вере.

Верующие люди заключают свой брак в Церкви (в настоящее время Русской Православной Церкви это принято делать после государственной регистрации брака), если к этому нет канонических препятствий.

Таинство Брака предполагает, что между христианскими супругами создаются пожизненные узы. По этой причине развод оценивается, как грех: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6). Это накладывает особенную ответственность на обоих супругов.

Создавая семью, супруги должны иметь готовность к рождению и воспитанию детей. «Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» (Основы социальной концепции РПЦ. XII.3). При решении вопроса о количестве детей и интервалах между их рождением, супруги могут использовать методы естественного распознавания плодности, которые не предполагают искусственного вмешательства в природный процесс и извращения супружеского акта (например, симптотермальный метод распознавания плодности). Будущим супругам важно иметь принципиальное согласие по этим и другим важным вопросам еще на этапе подготовки к созданию семьи.

Создание новой семьи означает, что супруги выходят из семей своих родителей.

Жизнь христианской семьи

Именование христианской семьи малой церковью предполагает, что ее члены вместе стремятся к Богу, помогают друг другу на пути к спасению. Ее главой, по христианскому учению, является муж (1Кор.11:3). Это более говорит о его ответственности, чем о правах. Никакие деспотизм и семейное насилие не могут быть оправданы правами главы семьи. Мужчина несет полную ответственность за то, что происходит в его доме. Его обязанности касаются не только обеспечения материальных нужд и безопасности своей семьи, но и ее духовного благоустройства. Свт. Феофан Затворник пишет: «Семейство – церковь. Он глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту ее. Способ и часы домашнего молитвования на нем: определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере на нем; религиозная жизнь каждого на нем: вразуми, укрепи, остепени». Это предполагает воцерковленность главы семьи, знание основ веры и закона Божия, а также деятельную демонстрацию доброго примера.

Остальные члены семьи должны иметь уважение к главе и относиться к нему именно как к главе, разумеется, помня, что Главнейшим над ними является Бог, а не муж. Между собой нужно жить в мире и согласии, любить и поддерживать друг друга. Важно беречь репутацию своей семьи и без острой необходимости (например, в случае совершения уголовных преступлений) не распространять вовне такие сведения, которые могут ее испортить. Свт. Феофан Затворник пишет: «Внешние пусть и знают только внешнее. Что бывает внутри, то должно быть священной для всего дома тайной».

Мужу заповедано Богом любить свою жену как собственное тело, заботиться о ней до самопожертвования (Еф.5:25-33), не проявлять суровости к ней (Кол.3:19), обращаться с ней благоразумно, как с немощнейшим сосудом, уважать ее (1Пет.3:7), не иметь неуместной ревности и не подавать поводов к ревности со своей стороны (Сир.9:1-2). Как отец, он должен воспитывать своих детей в «учении и наставлении Господнем» и не раздражать их несправедливым отношением и излишней строгостью (Еф.6:4).

Жене заповедано повиноваться своему мужу во всем, кроме греха (Еф.5:22-24), почитать его своим главой и не стремиться доминировать над ним Сир.25:24). Ей следует одеваться прилично, в соответствии со званием христианки (1Тим.2:9). Украшением ей служат кротость, спокойствие (1Пет.3:4), приветливость (Сир.36:25) и добрые дела (1Тим.2:10). Она добра, целомудренна, чиста, любит мужа и детей, заботится о доме (Тит.2:3-5), воспитывает детей в благочестии (1Тим.2:15). Обоим супругам следует хранить пожизненную верность друг другу.

В вопросах интимной жизни, они равны. Апостол Павел пишет: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения [в посте] и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7:3-5). Все решения в этой области должны приниматься самими супругами, добровольно и по взаимному согласию.

Детям заповедано почитать своих родителей и повиноваться им в Господе (Еф.6:1-3).

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka