свящ. Иоанн Верюжский

Источник

Век XIII. Праведные Иоанн и Мария устюжские, преподобный Киприян устюжский

Праведные Иоанн и Мария устюжские

В несчастное для России время татарского ига, когда пред дикими кочевниками раболепно преклонялись владетельные русские князья, – положение народа было самое бедственное. Вся русская земля была обложена податью в пользу хана. Даже в самые отдаленные пределы русской земли на далеком севере, не испытавшие татарского погрома, в великий Устюг послан был Батыем баскак для сбора податей в ханскую казну. Тяжелы были для народа эти баскаки, или сборщики: много они делали различного рода несправедливостей, обид и притеснений гражданам, под видом ханской дани обогащали себя и не знали меры своему корыстолюбию и самовольству.

Таков был и устюжский баскак Буга, или Багу, татарин по происхождению, по вере язычник. Он не уступал другим баскакам ни в сребролюбии, ни в деспотизме. Воля этого татарина, последнего прислужника ханского, грубого, корыстолюбивого и необузданного дикаря, сделалась для устюжан законом. Можно себе представить, с каким нерадостным чувством встречен был Буга устюжанами, уже наслышавшимися о безчиниях ханских баскаков, как тяжело им было подчиниться баскаку и сносить дикие проявления его воли. Глухой ропот слышался в народе, злоба и ненависть к Буге накипали в душе граждан, не привыкших сносить татарского деспотизма и поругания над христианским народом поганого язычника. Буга не замечал народного недовольства и, видя покорность жителей, становился еще более необузданным и дерзким. Но скоро над ним разразилась гроза и привела баскака в трепет и ужас.

Однажды Буга увидел дочь одного почтенного гражданина Марию и грубый язычник пленился девственною ее красотою. Не зная другого закона, кроме своей воли, татарин насильно взял ее себе в наложницы, не смотря ни на ея вопли и слезы, ни на просьбы и дары родителей. Терпеливо переносили устюжане поборы и грабительства баскака, но такого насилия и своеволия не могли снести. Узнавши о том, что поганый татарин осмелился осквернить христианскую девицу, дочь их согражданина, устюжане запылали гневом на дерзкого баскака и, когда не далеко уже было до восстания народа против власти ненавистных завоевателей, вдруг приходит15 в Устюг известие о победе в. князя над татарами. Радостная весть быстро распространилась по всему городу, народ заволновался и стал говорить, что надобно убить баскака, что в Ростове, Суздале и Владимире уже убили их и что будто бы сам в. князь Александр желает того и велел изгонять и избивать их. Ужаснулся Буга, услышавши от Марии о волнении народа и о намерении убить его. Чтобы избежать предстоявшей ему опасности, он, по совету Марии, решился принять крещение и вступить с нею в христанский брак. Бог не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу бытии ему: принятием св. крещения и вступлением в брак Буга примирился с правосудием Божиим, успокоился и народ, видя, что он законным браком загладил свое преступление. В св. крещении Буга назван был Иоанном, в честь св. мученика Иоанна воина, празднуемого 30 июля16.

Без всякого сомнения не превосходство христианства пред язычеством, но один только страх смерти побудил баскака принять св. крещение, Господь явил Себя не искавшему Его и открылся не вопрошавшему о Нем, но воспитанная в христианском благочестии добрая жена его своими советами и убеждениями и особенно примером своей высоконравственной жизни, скоро тронула его сердце и заставила полюбить принятую им русскую веру. Дикий сын степей с умилением слушал рассказы любимой им женщины и чем более знакомился с догматами и требованиями православной веры, тем более прилеплялся к ней сердцем. Скоро он сделался примерным христианином и своими добродетелями и набожности приобрел всеобщую любовь и уважение граждан. Так Господь различные случаи и обстоятельства, даже самыя беды и несчастья, встречающиеся в жизни человека, направляет к его пользе и спасению.

По тогдашнему обычаю богатых людей однажды Иоанн ездил с соколом на охоту. Когда он поднялся на лежавшую близ города так называемую соколью гору, то, утомившись от езды, сошел с коня, привязал его к дереву, сокола посадил на луку седла, сам же прилег, отдохнуть и, как время было полуденное, а день жаркий, то скоро и уснул. Во сне является ему дивный, величественный муж и говорит: «на этом месте поставь церковь в мое имя». Иоанн не знал, кто говорит с ним, но не решался и спросить явившегоси об имени. Заметив то, дивный муж сам сказал ему: «поставь церковь рождества Иоанна Предтечи». Сновидение было так живо и явившийся внушал к себе такой страх и благоговение, что Иоанн тотчас же пробудился, не будучи и сам уверен в том, на яву или во сне он видел такого чудного мужа. Поспешно возвратившись домой, Иоанн разсказывает жене своей о бывшем ему сновидении и спрашивает ее, кто такой Иоанн Предтеча? Мария объяснила ему, что это великий пророк и угодник Божий; затем показав на иконе изображение Иоанна Крестителя, она советовала своему мужу поспешить исполнением того, что ему было приказано в сновидении. То же самое внушали ему друзья и знакомые, узнавшие о чудесном видении, и новопросвещенный Иоанн, следуя общему совету жены, друзей и знакомых, вскоре построил на месте бывшего ему видения церковь во имя рождества Иоанна Предтечи, отчего и самая гора, вместо сокольей, стала называться Ивановскою. Благочестивые супруги богато украсили храм и снабдили его всем нужным для богослужения. Проводя чистую и святую жизнь, они и сами старались сделаться живыми храмами Богу.

В Устюге в то время подвизался пр. Киприан, начальник и основатель устюжского Архангельского монастыря. Вместе с прочими гражданами с любовью и уважением относился Иоанн к пр. Киприану, как к истинному рабу Божию, удивлялся его великим трудам и терпению и приходил в умиление и восторг от рассказов о подвигах преподобного, ибо он не слыхал ничего подобного на своей родине. Еще более благотворное влияние оказывал на благочестивую чету, на ее утверждение в вере и добродетели, другой избранник Божий, скрывавший в себе духовную мудрость под покровом безумия. Пр. Прокопий, рожденный и воспитанный хотя в христианстве, но вне православия и, подобно Буге, принявший св. веру уже в совершенных летах, много лет проходил в Устюге высокий и трудный подвиг юродства ради Христа. Этот самопроизвольный мученик, обрекший себя на неприятности и лишения всякого рода, нередко заходил в дом Иоанна и Марии. Оставляя на время юродство, он любил с ними беседовать от всего сердца, укреплял и утверждал их в благочестии и сам утешался их верою и смирением. Праведные супруги почитали праздником тот день, когда заходил к ним юродивый, и рады были бы послужить ему чем-нибудь из своего имения, но Прокопий, оставивший свое собственное богатство Бога ради и решивший терпеть до конца, не хотел пользоваться удобствами их жизни, хотя и любил их. Для него дорого было только то, что он по временам мог отдохнуть у них сердцем и утешиться в душеполезной с ними беседе.

Благочестивые супруги Иоанн и Мария, проводя воздержную и чистую жизнь, с каждым годом восходили от силы в силу в жизни духовной, снискали от граждан всеобщую любовь и уважение и оставили после себя добрую память, еще при жизни получив от современников название праведных. Не дошло до нас никаких сведений о их блаженной кончине, кроме того, что они скончались уже в старости, в летах преклонных, каковыми и изображаются на иконах, и были погребены при градской Вознесенской церкви. Впоследствии времени, при построении новой Вознесенской церкви, место погребения их вошло внутрь здания храма, над гробницей устроена была рака и отправлялось им празднование по особо составленной службе. В писцовой книге 1683 года, в описании Вознесенской церкви, о месте погребения их сказано: «образ на гробнице святых, праведных Иоанна и Марии, писаны на краске, а на том гробе покров средина – камва красная, пол – тафта зеленая, в средине крест серебряный, кружило кованое; подложен покров киндяком алым; на том же гробе покров ветхой, дарагие красные, в средний крест вышит серебром; образ святых праведных Иоанна и Марии писаны на листовом золоте, а на том образе во облаце писан Спасов образ, а на Спасителев образ и на Иоаннове и Марии венцы серебряные, басмянные золочены». Гробница находилась в тесном придельном храме Воздвижения креста, близ северной стены, под единственным окном, освещающим церковь. Ныне, после многократных перестроек Вознесенской церкви то после пожаров, то вследствие других причин, единственным памятником места погребения их служить образ праведных Иоанна и Марии, стоящий над окном, на внешней стороне стены, в нише, за слюдой.

В древних рукописных святцах праведные Иоанн и Мария называются начальниками древнего Устюга. Описание о российских святых XVIII в. в Московск. академии, то же библиотека Киево-софийск. собора.

Преподобный Киприан устюжский

Издавна, едва ли не с самого основания древнего города Гледена, находился в нем монастырь св. Троицы. Тут в первых годах XIII века один богатый замлевладелец двинской трети, устюжской волости, презрев прелести мира, решился посвятить себя иноческой жизни и принял пострижение с именем Киприана. Достигший исполнения своего задушевного желания, новый инок со всем усердием предался подвигам поста и молитвы, безропотного послушания и труда. После всех пришедши в монастырь, он хотел сравняться в подвигах с поседелыми старцами и усвоить себ все их добродетели. Такая жизнь не могла не обратить на Киприана всеобщего внимания жителей, и слава о молодом подвижнике быстро начала распространяться в окрестности. Благочестивые граждане Гледена привыкли посещать монастырь св. Троицы и находить для себя утешение в душеполезных беседах с иноками. Но в то время река Юг стала подмывать Гледенскую гору и горожане вынуждены были переселиться на Черный Яр, за реку Сухону, и построить нынешний Устюг. Посещение Троицкого монастыря, от которого они были теперь отделены большой рекой, сделалось для них неудобным. Жалея о трудности посещать любимое место своего богомолья и желая иметь иноческую обитель вблизи нового места своего жительства, устюжане стали просить пр. Киприана устроить монастырь близ их нового города. Предлагая ему любое место близ города для построения обители, граждане желали посещать новый монастырь вместо Троицкого и в тишине иноческой ограды отдыхать и успокоиваться от забот и треволнений житейских. Устрашился сначала смиренный подвижник предложения граждан, долго отказывался он, считая себя и недостойным и неспособиым для такого дела, но не мог устоять против усиленных просьб устюжан и согласился наконец принять на себя этот труд для общей пользы. Обойдя город и осмотрев места, – удобные для иноческой жизни, он избрал место при озерках, за Острожною осыпью или валом города, поставил себе здесь малую кельицу и стал подвизаться в ней в непрестанных трудах, посте и молитве. Тяжела однако была для подвижника жизнь без храма Божия и без участия в общественном Богослужении, поэтому в 6720 (1212) году, при ростовском князе Константине Всеволодовиче пр. Киприан начал строить храм и обитель в честь Введения во храм Богородицы и Архистратига Михаила. Граждане обрадовались и стали помогать ему в этом богоугодном деле, приносить все нужное для устроения и содержания обители, а иные стали и жить вместе с иим. Пр. Киприан с радостью принимал каждого, с отеческою заботливостью и любовно помогал устроиться и приобресть необходимое для кельи, примером же собственной жизни учил тому, как достигать спасения души и избавиться вечных мук. Чтобы успокоить братию и дать им возможность всецело посвятить себя духовным подвигам, преподобный отдал обители все свое имущество, села, деревни, пахотную и сенокосную землю, которая была у него в устюжской и других волостях, так что с того времени его монастырь не имел ни в чем нужды и стал распространяться и умножаться числом братии. За такие пожертвования на пользу братии и особенно за свою строго подвижническую и святую жизнь пр. Киприан был признан иноками единогласно начальником и пастырем собранного им Христова стада.

Принявши на себя управление обителью, пр. Киприан всего себя посвятил исполнению этой трудной обязанности, непрестанно заботился о назидании и успокоении братии, для которой часто лишал самого себя покоя и довольства. Давно уже глава его покрылась сединами, тело иссохло от поста и трудов, а он по-прежнему каждый день трудился с охотою новоначального инока, как будто это был первый день его подвига, – оканчивал труды свои всегда так, как бы уже не надеялся трудиться более, как будто это был уже последний день его жизни. И это продолжалось не год и не два, но более 60 лет, как светильник, поставленный на свещнице, сиял он добродетелями и светил и братии и современникам. Еще доныне сохраняется в обители тот дикий камень, который то служил ему возглавием, то был в руках его во время всенощпых подвигов, чтобы и невольно не предаться дремоте и бодро молиться духом. Изумительны для нас такие необыкновенные подвиги, такая ничем несокрушимая твердость воли, такое постоянство и редкое смирение, по которому он, будучи основателем и начальником обители, оставался простым монахом и не принял на себя священного сана, – но сам старец все это считал малым и недостаточным, он постоянно молился и оплакивал свою греховность. Как бы заживо похоронив себя в обители и не выходя сам даже за ее ограду, пр. Киприан любил принимать к себе гостя и друга Прокопия, после каждого посещения юродивого, лице старца казалось веселее и радостнее. Но напрасно странноприимный хозяин старался иногда хотя чем-нибудь успокоить и утешить блаженного. Часто посещая обитель и проводя с Киприаном в беседах по нескольку часов, Прокопий не принимал от него ничего и не хотел пользоваться никакими миpскими благами.

«В дето от Рожд. Хр. 1276, Сентября в 29 день, в Субботу17, в 6 часу дня преставился сей Архангельского монастыря начальник, монах Киприан, и погребен в том же монастыре, близ св. врат, а по времени над гробом его создана каменная церковь во имя Преполовения Господня; гроб же его внутрь церкви, за левым клиросом при стене и над ним устроена гробница, которая и доныне всеми видима»18. Гробница над могилою пр. Киприана каменная, на ней положено писанное на холсте его изображение. Дикий камень, служивший ему возглавием, величиною с большую человеческую голову, лежит в возглавии гробницы; от него отскабливая малые частицы, многие врачуются от недугов. Из вещей, прииадлежавших пр. Киприану, доныне сохранился в обители небольшой деревянный напрестольный крест с литым серебряным распятием, по концам обложенный серебром19.

В 1621 году однн из монастырских послушников, возвращаясь из Верхотурья, под Пыскорским монастырем неосторожно грыз корень какого-то растения, данный ему в виде лекарства, и оттого сделался так болен желудком, что его едва живого с трудом могли довести до монастыря. Здесь оп целый год лежал больным, переиспытал разные лекарства и ни от чего не получая пользы, обратился наконец с усердною молитвою к пр. Киприану, обещаясь отслужить в часовне над гробом его панихиду и положить покров на гробницу. Лишь только отслужена была панихида и положен был покров, больной Иоанн стал так здоров, как бы никогда и не был больным.

* * *

15

Это было в 1262 году.

16

Не было ли 30 июля днем его крещения? Ибо не только в XIII веке, но и много лет спустя как при крещении, так и при пострижении в монашество большею частью крсщасмым и постригающимся давали имена тех святых, которые в тоть день воспоминаемы были церковью.

17

Ранее 26 Сентября, или не в тот год, потому что в 1276 году 29 число Сентября было во вторник.

18

Устюжский летописец, cм. Ист. Карам. III, прим. стр. 508.

19

Вологод. губерн. ведомости 1847 г. № 9-й.


Источник: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых / [Священник Иоанн Верюжский]. Вологда, 1880. [8], 692, [2], III, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle