Равноапостольная На́на Иверская, царица
Дни памяти
Житие
Краткие жития равноапостольных Мириана, царя Иверского, и супруги его, царицы Наны
Царица Иверская Нана была исцелена от тяжкого недуга святой равноапостольной Ниной, просветительницей Грузии, и, приняв Святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой. Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265–360/361), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. «В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь». Он внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. «Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило всё своими лучами».
Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял Святое Крещение вместе со своей свитой. По прошествии нескольких лет христианство окончательно утвердилось в Грузии, а почитание языческих богов было запрещено.
Полные жития равноапостольных Мириана, царя Иверского, и супруги его, царицы Наны[1]
В начале IV века по воле Божией и благословению Пресвятой Его Матери проповедовать христианство в Картли прибыла святая дева Нина. Прибыв в Мцхета, она поселилась на окраине города, в терновнике царских садов. Святая Нина стала расспрашивать о Ризе Господней, но никто не помнил о месте Её пребывания. В поисках этой Ризы она познакомилась с потомками Елиоза — иудейским священником Абиатаром и его дочерью. Святая Нина обратила их в христианство.
Святая Нина получила от Господа дар исцеления. Она исцеляла страждущих именем Распятого Спасителя и благодатью Честного Креста, сделанного из виноградной лозы и перевязанного её собственной косой. В это время в Картли правил царь Мириан. Он поклонялся идолу Армази, считая его божеством своих предков, но в глубине души тяготел к вере, проповедуемой святой девой. Однажды он даже тайно спас от преследования иудеев священника Абиатара и его дочь Сидонию.
Однажды заболела царица Нана. Врачи не смогли её вылечить, и лишь молитвами святой Нины она спаслась от неминуемой смерти. После исцеления царицы царь Мириан больше заинтересовался истинной верой и стал расспрашивать новообращенного Абиатара о Священных Писаниях Ветхого и Нового Заветов.
Однажды, во время охоты в окрестностях Мцхета, царь Мириан вдруг стал одержим нечистой силой и загорелся желанием истребить в Картли христиан и в первую очередь деву Нину. Вдруг солнце затмилось и царя окутала мгла. Перепуганный Мириан стал молить своих богов-покровителей спасти его от напасти, но безуспешно. Отчаявшийся царь стал молить Распятого Богочеловека. Произошло чудо: в тот же миг мгла отступила и солнце появилось вновь. Возведя руки к востоку, Мириан воскликнул: «Ты, Бог, которого проповедует Нина, есть Бог превыше всех богов, Владыка над всеми владыками!» Вернувшись в столицу, царь Мириан прежде всего отправился в терновник, где жила святая Нина, с почестями приветствовал её и долго советовался с ней. По совету святой Нины, он послал своих представителей в Византию — к императору Константину с просьбой прислать священников для крещения Картли и архитекторов для построения церквей.
Это случилось 24 июня 324 года, в день субботний. Ко времени прибытия священников из Константинополя царь Мириан стал готовиться к строительству храма. Из кипарисового дерева, росшего в царском саду, изготовили семь колонн, шесть из них воздвигли беспрепятственно, но седьмую никак не удавалось сдвинуть с места. Святая Нина со своими учениками молилась всю ночь. На рассвете молящиеся увидели как с небес сошел озаренный светом и объятый огнем юноша и поднял колонну. Колонна засияла и остановилась в воздухе на высоте 12-ти локтей. Из под основания Столпа стало истекать благовонное миро. Все мцхетское население устремилось на поклонение к сияющему Столпу. Приблизившись к нему, больные исцелялись, слепые прозревали, а парализованные становились на ноги.
К тому времени из Константинополя прибыл епископ Иоанн со свитой. Константин Великий прислал в дар новообращенному царю Мириану и его народу крест и икону Спасителя, а также частицу Животворящего Креста Господня и Гвоздь Господень.
У слияния рек Мтквари и Арагви крестились царь с царицей, весь царский двор и вся Картли. После праздничного крещения епископ Иоанн и сопровождающие его лица, отправились в южную Грузию — Ерушети, построили там церкви и оставили в дар Гвоздь. Затем начали строительство Манглисского храма и поместили там частицу Животворящего Креста.
Царь Мириан горячо желал, чтобы и в столичном граде находились святыни. Святая Нина сообщила ему, что во Мцхета находится одно из величайших святынь — Хитон, в который был облачен Спаситель. Царь позвал священника Абиатара и подробно расспросил об этой святыне и возрадовался, получив от него подтверждение.
На горе, возвышающейся над городом Мцхета, росло роскошное, благоухающее и чудотворное дерево. По предложению епископа Иоанна, царевич Реви приказал срубить это дерево и сделать из него крест для поклонения. Дерево срубили и посадили рядом со строящимся храмом. В течение тридцати семи дней оно не меняло облика и даже листья его не вяли. Впоследствии из этого дерева изготовили три креста.
После этого в течение многих дней мцхетские жители видели одно и то же явление: по ночам над церковью сиял огненный Крест, окольцованный звездами. К утру две звезды отделялись от него и расходились одна к западу, другая — к востоку. Огненный же Крест направлялся к северу и останавливался над горой за рекой Арагви, а оттуда исчезал. Святая Нина посоветовала царю Мириану воздвигнуть один из этих трех крестов на Западе, на горе Тхоти, другой — на Востоке, в городе Уджарма; царь Мириан молитвенно просил Господа указать ему место воздвижения третьего креста. Господь услышал его молитвы и через ангела указал место — скалистую гору к северу от столицы, у слияния рек Арагви и Мтквари. Ныне эта гора называется Джвари (Крест) и на ней возвышается великолепный храм мужского монастыря, также называемый Джвари. При воздвижении этого Креста в Мцхета пали и разбились все идолы.
Перед смертью царь Мириан благословил своего наследника царевича Бакара и завещал ему быть преданным Святой Троице, неустанно бороться с идолопоклонничеством, а затем мирно почил в Бозе.
По завещанию, святого равноапостольного царя похоронили в верхней церкви Самтавро, где ныне находится женский монастырь имени святой Нины. По своей скромности и смирению царь Мириан не пожелал почивать в нижнем большом храме (Светицховели). Через два года почила и царица Нана, которую похоронили рядом с мужем.
Примечание
[1] Включены в месяцеслов Русской Православной Церкви решением Священного Синода от 14 мая 2018 года (журнал 27).