Историческое содержание
Евангельское повествование
О событиях праздника Рождества Христова повествуют два евангелиста-синоптика: апостолы Матфей и Лука, причем их рассказы отличаются друг от друга. Конечно, в этом отличии видится особенная ценность каждого повествования, ибо евангелисты взаимно дополняют друг друга и каждый сообщает сведения, не упоминаемые другим. Вспомним также, что используемая нами хронология событий от Рождества Христова — не совсем точная, ибо монах Дионисий Малый, впервые рассчитавший время рождения Христа, допустил ряд ошибок. Потому можно с большой долей уверенности полагать, что Иисус Христос родился в период от 7 до 5 года до н.э., именно в это время происходили евангельские события, краткий пересказ которых с комментариями мы предлагаем далее.
Итак, если выстроить евангельские повествования в хронологическом порядке, то получим следующее. Начало истории излагается в Мф.1:18-25, где мы видим Иосифа Обручника, который, узнав о «непраздности» Девы Марии и подозревая (что было бы естественно для любого человека в его положении) Ее в измене, решил «тайно» развестись с Ней (т.е. оформить развод без указания причины, чтобы не опорочить молодую девушку). Как только он помыслил об этом, Ангел Господень запретил ему поступать таким образом и возвестил, что праведный Иосиф является свидетелем невиданного чуда, совершенного Богом. Также Ангел напомнил пророчество Исаии о рождении Эммануила от Девы (см.: Ис.7:14) и открыл, что Младенец, Которого родит его Обручница, и будет Тем Самым предреченным Эммануилом, Спасителем всех людей.
Продолжение истории содержится в Лк.2:1-20, где сообщается о переписи, которую повелел провести император Октавиан Август на территории всей Римской империи. Чтобы исполнить это повеление, Иосиф с Девой Марией отправились в Вифлеем — место, откуда происходил род Иосифа (хотя римские законы не требовали такой миграции, в Иудее римляне могли провести перепись в соответствии с иудейскими обычаями). Вифлеем — небольшой город — был переполнен по причине большого числа собравшихся для участия в переписи людей. Поэтому Святое Семейство вынуждено было остановиться в темной и пустой пещере (славянское слово «вертеп» означает пещеру). Хотя евангелист слово «пещера» не употребляет, вся христианская древность свидетельствует, что именно в пещере, куда загоняли скот в ненастную погоду, и произошло величайшее событие в истории человечества — рождение Сына Божия. Именно здесь, в такой более чем скромной обстановке, родился Царь царствующих и Господь господствующих! Тот, Кого недостойны принять даже самые роскошные и блестящие земные чертоги, родился в убогой пещере, лишенной элементарных удобств!
Как свидетельствует Предание, Дева Мария Сама, без посторонней помощи и безболезненно родила и спеленала Прекрасного Младенца. Никто из людей не знал о свершившемся событии; первыми, кто удостоился такой чести, были пастухи, находившиеся в поле со скотом. Ангел сообщил пастухам радостную весть, и эти простые люди стали свидетелями небесного ликования, первыми услышав славословие, которое мы сейчас повторяем на каждом богослужении: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк.2:14)! Затем пастухи нашли вертеп с лежащим в нем Младенцем и поклонились Ему, рассказав о своем видении Матери Иисуса и Иосифу.
Следующие события, воспоминаемые в связи с рождеством Христа, излагаются в Мф.2, и произошли они через довольно долгое время после самой рождественской ночи (примерно спустя 1,5-2 года). Откуда такой срок, ведь в Евангелии нет прямых на это указаний? Во-первых, приход волхвов и последовавшее за ним бегство Святого Семейства в Египет должны были непременно случиться после посещения Девой Марией и Ее Сыном Иерусалимского храма (событие, положенное в основу праздника Сретения Господня). Таким образом, имеем как минимум 40 дней между самим днем рождества Христа и поклонением волхвов. Далее, если считать, что звезда, которая привела волхвов, появилась в сам день рождества, то волхвам понадобилось бы время на сборы (в том числе и для того, чтобы приготовить дары) и путешествие из Персии (или Междуречья) в Палестину. Наконец, тот факт, что Ирод, знавший о времени появления звезды, впоследствии приказал убить всех младенцев младше двух лет (Мф.2:16), позволяет говорить, что 2 года — верхняя граница периода от рождения Мессии до прихода волхвов. Интересно, что на богослужении праздника именно этим более поздним событиям уделяется самое пристальное внимание (тогда как ангельскому славословию и поклонению пастухов — второстепенное).
Итак, мудрецы-астрологи, называемые «волхвами» (греч. μάγοι), пришли в Иерусалим, чтобы поклониться новому Царю Иудеи. Скорее всего, эти люди были зороастрийскими священниками, членами особой религиозной группы, занимавшимися изучением неба с целью составления астрологических прогнозов. Они увидели на небе новую звезду, природа которой по причине краткости евангельских сведений является предметом дискуссий. В святоотеческих толкованиях встречаются два варианта объяснения звезды: 1) эту звезду специально сотворил Господь, чтобы отметить эпохальное событие Боговоплощения; 2) это был светящийся Ангел, который казался звездой. Ученые предлагали другие варианты объяснения звезды: или соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб (версия И. Кеплера), или рождение сверхновой звезды.
Итак, волхвы, ведомые чудесной звездой, пришли в поисках Царя в Иерусалим, политический центр Иудеи. Надо сказать, время для почестей новорожденному Царю было самым неподходящим, ибо Иудеей правил Ирод, римский наместник с титулом «царь», подозрительно относившийся к любым притязаниям на свою власть. Это был один из самых страшных тиранов в истории человечества, имя которого стало нарицательным. Собранные Иродом священники и книжники указали на древнее пророчество Михея, согласно которому Мессия должен родиться в Вифлееме. В поисках царственного Младенца волхвы пришли в Вифлеем, где уже в «доме» (т.е. Святое Семейство уже переместилось к этому времени в более нормальное жилище, чем то, в котором родился Христос) произошло поклонение волхвов, принесших ценные дары: золото, ладан и смирну.
После того как волхвы ушли в свою страну, миновав Иерусалим и не сообщив Ироду о месте пребывания Младенца, Ирод пришел в бешенство и издал ужасающий своей жестокостью указ: убить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях младше двух лет, надеясь, что вместе с другими будет убит и новый Царь Иудеи. Повествование об этом преступлении против человечества звучит на 9-м часе в навечерие Рождества Христова, а также в попразднство — в праздники Собора Пресвятой Богородицы и Неделю святых Богоотец, внося диссонанс в праздничное настроение, показывая, каким опасностям подвергался уже в первые годы жизни Тот, Кто впоследствии несправедливо будет осужден на крестную смерть. Евангелист Матфей, описывая горе матерей Вифлеема, цитирует пророчество Иеремии о плаче праматери Рахили, применяя его именно к этим событиям (образ Рахили взят не случайно, ибо ее гробница находилась в пределах Вифлеема, см. Быт.35:19). Таким образом, Рахиль в своей скорби соединяет вопль всех несчастных матерей, который становится таким громким, что его слышно даже в Раме (Рама и Вифлеем находятся по разные стороны от Иерусалима, т.е. довольно далеко друг от друга).
Апокрифические истории и информация из Предания
Рождество Христово – значимое, чудесное и загадочное событие; неудивительно, что в раннехристианской литературе и в церковном предании появилось множество подробностей, которые не упоминаются в евангельском повествовании. Все приведенные далее детали можно рассматривать как благочестивые дополнения, их историчность спорна (хотя полностью отвергать их нет необходимости, доля истины может присутствовать).
Обвинения первосвященника и испытание Иосифа и Марии. В апокрифическом «Протоевангелии Иакова» (начало III века) описана история, как высшее иерусалимское священство отреагировало на информацию о беременности Марии: первосвященник, узнав о том, что Иосиф не сохранил вверенной ему Девы, долго обличал его, потом потребовал вернуть Марию. Иосиф отрицал свою виновность. Тогда первосвященник устроил испытание Иосифу и Марии «святой водой» (см. закон о ревности в Чис.5), однако на удивление вода не повредила ни Иосифу, ни Марии. Первосвященник в ошеломлении отпустил Иосифа и Марию, признав, что Бог не судит их.
Действия повитух, чудо наказания и исцеления Саломии. В том же «Протоевангелии Иакова» есть история о двух повитухах, которых привел Иосиф в помощь Марии. Первая повитуха (ее имя не называется), придя после рождения Спасителя, изумилась и прославила Бога. После чего она сообщила о чуде девственного рождения другой повитухе – Саломии. Однако Саломия не поверила ей и решила «проверить» девство Богоматери. За дерзость и неверие она была наказана: ее рука была парализована; однако по совету Ангела она прикоснулась рукой к Младенцу, была исцелена и прославила Бога.
Животные в пещере. Святитель Димитрий Ростовский в Четьих-Минеях приводит информацию о воле и осле, которые были при яслях Спасителя, передавая популярное христианское предание: «К яслям были привязаны вол и осел, дабы исполнилось Писание: вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего (Ис.1:3). А эти вол и осел приведены были Иосифом из Назарета. Осел приведен был ради беременной Девы, чтобы везти Ее на себе во время пути, а вола привел Иосиф для того, чтобы продать его и отдать должную дань, взимавшуюся по повелению кесаря, а также и для себя купить все нужное. Эти бессловесные животные, стоя у яслей, своим дыханием согревали Младенца, по случаю тогдашнего зимнего времени, и таким образом служили своему Владыке и Творцу».
История праздника
Совмещенный праздник Рождества Христова и Богоявления (III – IV вв.).
Праздник Рождества Христова стали праздновать в III веке на Востоке, причем на раннем этапе его довольно долго соединяли с воспоминанием Крещения Господня 6 января. И название «Богоявление» как раз отражало тезис о явлении Бога на земле во плоти, то есть по факту было связано с Рождеством Христовым. Причины появления такого совмещенного праздника доподлинно неизвестны, есть предположение, что Церковь таким способом противодействовала практике гностиков, которые праздновали только крещение Господне на Иордане, нечестиво считая, что до крещения был только человек Иисус, а после крещения в Него вселился Логос и Он стал Богочеловеком. Однако справедливость «антигностического» объяснения спорна: «Слишком большой временной разрыв между упоминанием Климента о гностиках и первым датированным историческим свидетельством о совершении праздника Богоявления в Галлии не позволяет выстроить сколько-нибудь убедительную последовательную линию. Даже если гностики первыми стали отмечать праздник Крещения Господня, христиане могли воспользоваться тем же самым днем, известным издревле, по совершенно независимым соображениям»[1].
Практика совместного празднования в большинстве епархий Востока была актуальна до 2-й половины IV века, однако в отдельных регионах она сохранялась до середины VI века. При этом в богослужении совмещенного праздника «рождественская» тематика преобладала над «крещенской».
Отделение Рождества Христова от Крещения на Востоке (IV–VI вв.).
Во 2-й половине IV века отчасти из-за сложности совмещать два столь разных по содержанию события в рамках одного празднования, отчасти под влиянием Запада, где праздник Рождества Христова возник как самостоятельный в 1-й трети IV века, стали постепенно разделять эти праздники: Рождество Христово переносить на 25 декабря, тогда как 6 января оставляли только воспоминание о крещении Господа на Иордане. Сначала это разделение произошло в Антиохии и Каппадокии, а под их влиянием и в Константинополе. Около 430 года праздники были разделены в Александрийском патриархате. Дольше всех «сопротивлялся» Иерусалим: эта Церковь вплоть до середины VI века сохраняла традицию совместного праздника 6 января, когда уже все остальные Поместные Церкви перешли на раздельное празднование. И только под влиянием императора Юстиниана I в середине VI века Иерусалим перешел на практику раздельного празднования. Отметим, что Армянская Церковь, фактически отделившаяся от Восточного Православия в V веке из-за неприятия IV Вселенского Собора, до сих пор сохранила практику совместного празднования Рождества Христова и Крещения 6 января.
[1] Дионисий (Шлёнов), игум. Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века // Богословский вестник, 2009. № 8/9. // Электронный ресурс.
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4
Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии,/ звездо́ю уча́хуся,/ Тебе кла́нятися Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка: // Го́споди, сла́ва Тебе́.
Перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научены Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Кондак, глас 3
Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет,/ и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит,/ А́нгели с па́стырьми славосло́вят,/ волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют:/ нас бо ра́ди роди́ся// Отроча́ Мла́до, Преве́чный Бог.
Перевод: Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же за звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, предвечный Бог!
Величание
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию Ро́ждшагося/ от Безневе́стныя/ и Пречи́стыя Де́вы Мари́и.
Богословское содержание
Рождество Христово – праздник Боговоплощения; кратко суть праздника можно выразить фразой: Бог явился во плоти («Слово стало плотию» — Ин.1:14). Если же говорить более подробно, то в песнопениях служб праздничного цикла можно выделить следующие темы:
- Разрешение греха прародителей. В песнопениях говорится об обновлении Адама (Христос, приняв человеческую природу, соединил ее с Божеством и тем самым освятил, обновил) и преодолении проклятия Евы (Еве было возвещено, что все женщины будут рождать в мучениях, однако Богородица, родив Христа безболезненно, фактически отменила действие этого проклятия).
- Просвещение людей, находившихся во тьме греха. Тема просвещения и света присутствует уже в тропаре — древнейшем песнопении праздника, где говорится о том, что Рождество Спасителя явило миру «свет разума», а Сам Христос называется «Солнцем Правды».
- Истощание (кенозис) Христа в Воплощении. Слово Божие, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, приняв человеческую плоть, смирил Себя, «истощил», претерпел тяжкие страдания (понятно, что применительно к Божеству о страданиях можно говорить лишь образно, условно) при соединении с нашим бренным, греховным и ограниченным естеством. «Человек настолько ниже, так бесконечно ниже Бога, что стать Богу человеком это все равно было, это хуже было, чем стать царю рабом». В этой теме проявляется особенная догматическая параллель с Пасхой: «Воплощение Сына Божия, будучи Его “истощанием”, явилось для Него своего рода крестом, первым крестом, может быть, не менее тяжелым, чем крест последний, настоящий»[1].
- Соединение неба и земли. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» — эта святоотеческая формула близка и песнопениям праздника Рождества Христова. Данная тема, например, явно выражена во 2-й стихире литии: «Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу: днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде».
- Радость всей твари — один из распространенных мотивов рождественских песнопений. Особенно характерно этот мотив выражен в стихире литии на «И ныне»: «Ликуют Ангели вси на небеси, и радуются человецы днесь: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа, яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки».
- Прославление Богородицы. Рождество Христово можно назвать самым «Богородичным» праздником среди Господских по идейному содержанию молитвословий. Потому хвалебные воззвания в адрес Пресвятой Девы часто встречаются в песнопениях праздника. Отметим следующую стихиру: «Приидите, воспоим Матерь Спасову, по Рождестве паки явльшуюся Деву: радуйся, Граде одушевленный Царя и Бога, в немже Христос пожив, спасение содела. С Гавриилом воспоем, с пастырьми прославим, зовуще: Богородице, моли из Тебе Воплощеннаго спастися нам» (3-я хвалитная стихира).
[1] Скабалланович М.Н. Рождество Христово // Христианские праздники. Кн. 4. Киев, 1916. С. 30, 59.
Иконография
На первых этапах формирования православной иконографии иконы Рождества Христова могли отображать значительно меньшее количество исторических деталей, чем современные канонические изображения. Например, оно могло быть представлено сюжетом поклонения волхвов. В более поздние времена получили распространение развернутые композиции, отображающие множество аспектов, связанных с этим событием.
В центре данной композиции обычно изображается Богоматерь, расположенная на ложе; позади Неё гора, а в ней — пещера, внутри которой — Богомладенец Христос, лежащий в яслях.
Богоматерь, как правило, бывает представлена в полулежачем положении в знак того, что во время родов Она не испытывала мук рождения, какие обыкновенно испытывают роженицы, в силу грозного Божьего определения: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт.3:16). Примечательно, что взор Пресвятой Богородицы обращен не в сторону Новорожденного Сына, а в сторону богомольца (подразумевается тот, кто стоит перед иконой) — символ того, что Она — не просто Матерь, а Новая Ева, Ходатаица за людей.
Богомладенец, лежащий в яслях, спелёнут. Его пелены напоминают погребальные. Этим знаменуется, что одна из целей Пришествия в мир Спасителя — последующее Искупление людей посредством Его Крестных страданий и смерти. На это же указывает и тьма внутри пещеры, окружающая Новорожденного: по смерти Ему предстоит сойти душой во ад. Кроме того, тьма, окружающая фигуру Младенца, указывает на тьму греха, тьму неверия (Ин.1:5) (в противном случае уместно было бы изображать пещеру исполненной ярчайшего света, чем знаменовалось бы, что внутри неё — «Свет» (Ин.1:8), Сын Божий, Господь).
Возле яслей расположены вол и осел (на некоторых русских иконах вместо осла изображен конь). В символической интерпретации вол — символ иудейского, а осел — языческих народов. Через это подчеркивается, что Христос явился в мир, чтобы призвать ко спасению всех людей, независимо от их национальной принадлежности. Вместе с тем, вол и осел на иконе обличают неуверовавших во Христа иудеев: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис.1:3).
Возле подошвы горы бывает изображен Иосиф, а рядом с ним — человеческая фигура, значение которой объясняется по-разному: а) это человек, пришедший поздравить Иосифа с Рождением Ребёнка; б) это демон либо человек, движимый демоном, искушающий Иосифа, мол, рожденное дитя — не от Духа, а от беззаконного соития Марии с грешником.
Правее Иосифа (иногда наоборот, левее) — сцена омовения Богомладенца (Христос представлен на иконе дважды), свидетельствующая, что Младенец — подлинно воплотившийся Сын Божий. Это иконографическое свидетельство направлено против ереси докетов, согласно которой, Сын Божий воплотился не истинно, но призрачно, а значит и не был Совершенным Человеком (но лишь носил личину человека, казался человеком).
На правом склоне горы (если смотреть со стороны внешнего наблюдателя, богомольца), изображаются пастухи, пришедшие поклониться Младенцу, по слову явившегося им Ангела (Лк.2:10-12).
На левом склоне горы — волхвы. Они представлены в образе всадников.
В верхней части иконы, а иногда и возле самой пещеры — ангелы Божьи.
В самой верхней части — небесная сфера, из которой изливается луч, проникающий в малую сферу, внутри которой — звезда, а затем расходящийся натрое. Луч — символ Божественного действия. Единство луча — символ того, что Бог — един и его действие едино (проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом). Звезда внутри малой сферы — образ Вифлеемской звезды. Расхождение луча натрое символизирует, что Бог троичен в Лицах.
Обилие света на иконе — символ обильного излияния Божественной благодати.
См. также: Г.С. Битбунов. Иконография двунадесятых праздников. Рождество Христово
Богослужебные (литургические) особенности
Период литургического приготовления к празднику Рождества Христова
Рождество Христово – «зимняя Пасха», второй по значимости церковный праздник. Потому приготовление к нему начинается задолго до самого праздника. Подготовительный предпраздничный период можно разделить на 3 части (которые частично пересекаются, но всё же различны по идейному содержанию):
1. Начальный подготовительный период (15/28 ноября – 17/30 декабря).
Для этого периода характерны 3 особенности:
— Рождественский пост. Начинается 15/28 ноября и длится 40 дней вплоть до самого праздника, так называемая «малая Четыредесятница».
— Пение праздничной рядовой катавасии. С праздника Введения во храм Богородицы по всем дням, когда положено петь великое славословие, поется катавасия «Христос раждается…»;
— Пение стихир предпразднства вместо Богородичных. Это – поздняя особенность (с XIV–XV вв.), и характерна она только для ограниченного количества дней: 30 ноября/13 декабря – праздник апостола Андрея Первозванного, 6/19 декабря – святителя Николая Чудотворца, 17/30 декабря – пророка Даниила и трех отроков.
2. Особые субботы и недели перед праздником. Есть две недели пред Рождеством Христовым: неделя святых праотец и неделя святых отец; эти недели имеют особые богослужения и посвящены прославлению ветхозаветных праведников, которые жили ожиданием Мессии, пророчествовали о Его приходе и (некоторые из них) были Его предками по плоти. Кроме этого, есть суббота пред Рождеством Христовым, которая имеет особые добавочные чтения на литургии.
3. Предпразднство Рождества Христова. Самое продолжительное предпразднство среди двунадесятых праздников — 5 дней: 20–24 декабря (новый стиль – 2–6 января). Принципиальной особенностью является пение на повечерии канонов, составленных по образцу утренних канонов Страстной седмицы примерно в X веке. Неизвестный автор взял утренние каноны Страстной седмицы и на их основе составил каноны для Рождества Христова, заменив фразы и выражения, тематически относящиеся к событиям последних дней земной жизни Господа, на выражения, соответствующие теме Рождества Христова. К сожалению, в приходской практике эти каноны почти повсеместно опускаются, так как повечерие не служится.
Сочельник Рождества Христова
Последний день предпразднства Рождества Христова имеет особое название – уставное «навечерие» (то есть день накануне, вчерашний по отношению к празднику день) и обиходное «сочельник» (связанное с обычаем есть сочиво или кутью – кашу из цельных зёрен пшеницы, ячменя или риса с добавлением мёда и с сухофруктами, изюмом, орехами). Для этого дня характерны особый устав богослужения и особый устав о посте.
Богослужение совершается по одному из двух вариантов в зависимости от дня, в который случится навечерие Рождества Христова:
I. Сочельник в понедельник – пятницу (будний день). Службы: великие часы, изобразительны, вечерня с литургией святителя Василия Великого.
II. Сочельник в субботу или воскресенье: службы из предыдущего варианта распределяются по трем дням:
· великие часы и изобразительны переносятся на пятницу, и в эту пятницу отменяется литургия;
· в само навечерие совершается литургия святителя Иоанна Златоуста, и потом отдельно от нее великая вечерня.
· в сам праздник служим литургию святителя Василия Великого.
Заметим, что по Уставу литургия в соединении в вечерней в 1-м варианте и великая вечерня после литургии во 2-м варианте должны совершаться после полудня, однако в нашей практике все указанные выше службы сочельника совершаются утром.
О посте в Сочельник. В народе бытует неверное мнение о том, что в Сочельник нельзя есть «до первой звезды». Действительно, такая традиция бытовала в деревнях, где вместе с ней было немало и других суеверий. На самом деле составители Типикона не были «звездочетами» и потому к времени появления «первой звезды» никак не могли привязать трапезу в навечерие Рождества Христова. Правила о посте и трапезе в Сочельник связаны с богослужениями и с обозначенными выше двумя вариантами.
В варианте I навечерие Рождества Христова считается днем строгого поста, причем строгость поста здесь не в качестве пищи, а в количестве ее приемов. Так как здесь вечерня в соединении с литургией совершается после полудня, то и полагается только одна трапеза в день – ужин. При этом ужин с употреблением «елея и вина» — то есть средняя степень поста.
В варианте II допускается две трапезы, и потому Типикон говорит, что «пост не бывает». Это нужно понимать не в нашем восприятии поста как воздержания от скоромной пищи, а в более древнем и изначальном значении термина – нет воздержания от пищи до вечера. Утром совершается литургия и после нее полагается скромный, символический обед. После полудня совершается вечерня, после нее – более плотный ужин с вином и елеем.
В нашей практике все службы навечерия совершаются утром, потому после окончания такой службы вполне допустима нормальная постная трапеза. Однозначно можно сказать: те, кто участвовал в богослужении, после его окончания вполне имеют право покушать днем, так как участие в литургии предполагает трапезу после нее. Что же касается тех, кто не был в храме утром в навечерие Рождества Христова, то вопрос о посте для них остается открытым: они могут и покушать после окончания дневного богослужения в храме, но могут в качестве добровольного подвига и компенсации за пропущенное богослужение дождаться вечера.
Богослужебные (литургические) особенности праздничного бдения и литургии
О времени служения. В советское время в отношении служб праздника Рождества Христова разнообразия почти не было: вечером (в 17.00 – 18.00) совершали всенощное бдение, утром служили литургию. Однако в XXI веке появилась традиция по аналогии с Пасхой служить праздничное богослужение (в основном литургию) ночью. Сейчас в большинстве храмов такая практика служения: вечером (16.00–18.00, в зависимости от местных традиций) совершается всенощное бдение, ночью в 0.00 по местному времени – 3-й, 6-й часы и литургия. При этом в многоклирных (то есть там, где много священников и несколько приделов) храмах еще совершается литургия утром.
Кроме того, встречается практика служения всенощного бдения и литургии вместе как одного продолжительного богослужения (в этом прослеживается полная аналогия с Пасхой, разве что в отличие от пасхальной службы бдение Рождества Христова гораздо продолжительнее). Здесь два варианта: одни служат такую службу ночью (начиная в 23.00 или в 0 часов), другие – рано утром (примерно в 5.00).
При служении литургии ночью для причастников рекомендуется соблюдение евхаристического поста минимально 6 часов; на практике для этого достаточно не есть и не пить после 19.00.
Всенощное бдение. Основное отличие всенощного бдения – его уникальный состав: бдение праздника состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. Такой вариант бдения в составе великого повечерия, 2-й части великой вечерни и утрени совершается максимум 4 раза в году: Рождество Христово и Богоявление всегда, Благовещение Пресвятой Богородицы часто (но не всегда), храмовый праздник во вторник — субботу Святой Четыредесятницы.
Великое повечерие имеет праздничные особенности: каждение храма в начале повечерия, царские врата на практике открывают на пение «С нами Бог…», также тропаря по 1-м Трисвятом и кондака по 2-м Трисвятом. 3-я часть повечерия сокращается до минимума и состоит из двух псалмов и славословия, после чего поются стихиры на литии.
На утрене два канона: святого Космы Маюмского и святого Иоанна Дамаскина. По Уставу каноны поются со своими ирмосами, после каждой песни должно быть две катавасии (на практике часто поют ирмосы 1-го канона, а катавасию – 2-го канона). 9-я песнь канона поется с припевами праздника, у Рождества Христова этих припевов максимум – 16.
Литургия. Если праздник со вторника по субботу, то служится литургия святителя Иоанна Златоуста; если же праздник в воскресенье или понедельник – литургия святителя Василия Великого. Литургия имеет все атрибуты Господского двунадесятого праздника: праздничные антифоны, входный стих «Из чре́ва прежде денни́цы роди́х Тя, клятся Господь и не раскается: Ты – Иерей во век по чину Мелхиседе́кову», задостойник. Принципиальная уставная особенность литургии Рождества Христова – пение «Ели́цы во Христа́ крести́стеся…» вместо Трисвятого, что исторически связано с совершением в Византии крещения оглашенных в день праздника (крещение совершалось в малом баптистерии и было меньшим по масштабу, чем крещение на Богоявление или в Великую Субботу).
В соответствии с указом Святейшего Патриарха Кирилла (2014 г.), «учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную Литургию с отверстыми царскими вратами по Отче наш...».
По традиции, во многих храмах по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и величание.
Попразднство Рождества Христова
Попразднство Рождества Христова достаточно короткое – всего 6 дней; такая краткость обусловлена наступлением праздника 1 января (Обрезание Господне и праздник святителя Василия Великого) и тем, что попразднство Рождества Христова сменяется предпразднством следующего праздника – Богоявления. В этот период можно выделить 3 особых дня:
- Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря/8 января). Несмотря на название, этот праздник не является Богородичным, но по сути его служба является повторением службы самого праздника Рождества Христова, только в уменьшенном формате – без литии и полиелея. Примечательно, что пение канона на утрене идентично исполнению канона в сам праздник Рождества Христова; в частности, точно так же на 9 песни поются припевы праздника, «Честнейшую…» опускаем. У этого праздника только одно собственное песнопение – кондак «Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся…».
- Суббота по Рождестве Христовом. На литургии полагаются особые добавочные чтения; если между Рождеством Христовым и Богоявлением только одна суббота, то чтения субботы по Рождестве Христовом и субботы пред Богоявлением читаются подряд. Если сам праздник Рождества Христова в субботу (как в 2023 году), то следующая суббота – уже праздник Обрезания Господня, потому особые чтения субботы по Рождестве Христовом читаются в пятницу (это – единственный случай, когда они читаются не в субботу).
- Неделя по Рождестве Христовом – святых Богоотец. В этом случае служба подобна празднику святого в период попразднства в воскресный день. Важно, что под «Богоотцами» здесь понимаются 3 человека: царь и пророк Давид, святой Иосиф Обручник и апостол Иаков брат Господень; следовательно, термин «Богоотец» в службе данного дня имеет особый смысл и отличается от привычного значения, когда мы под «Богоотцами» подразумеваем святых родителей Богородицы – праведных Иоакима и Анну.
Важный момент: если праздник Рождества Христова случится в неделю, служба Богоотцов переносится на 26 декабря и совершается вместе с Собором Богородицы; это – единственный случай, когда служба Недели по Рождестве Христовом переносится.
Отдание Рождества Христова
В день отдания повторяется «вся служба» — то есть все песнопения — праздника, лишь общий порядок богослужения не столь развернутый: вместо всенощного бдения совершаются вечерня и славословная (без полиелея и чтения Евангелия) утреня.
Чтобы в последний раз в этом году почтить Рождество Христово, можно не только спеть или перечитать прекрасные рождественские стихиры и каноны, но и ознакомиться с полным кондаком преподобного Романа на этот праздник.
Прилагается новый перевод этого кондака, выполненный свящ. Михаилом Асмусом, секретарем Синодальной богослужебной комиссии, который в настоящее время заканчивает работу над сборником своих переводов различных кондаков преподобного.
Месяца декабря в 25 день кондак на Рождество Христово[1], глас 3, имеющий акростих: Του ταπεινού Ρωμανού[ο] ύμνος (Смиренного Романа песнь)
Проимион
Бога вышесущностна * Дева сегодня рождает,
Богу неприступному * земля вертеп предлагает;
Ангелы со пастухами * песнями славят,
мудрецы-волхвы с звездою * путь совершают:
ведь нас ради * в мир явился
как дитя малое * Бог преждевечный.
1
Вифлеемом Едем * вновь открыт — так увидим же!
Наслажденье[2] нашлось * в темноте — так примем же
сокровища рая * в пещере сокрытой!
В ней проявился * корень непролитый, * проросший прощением,
в ней же открылся * кладязь некопанный:
пить Давид желал из него некогда[3];
в ней породивши * Младенца, Дева
жажду тотчас пресекла * и Адаму, и Давид-царю.
Посему устремимся * к тому месту, где родился
как дитя малое * Бог преждевечный.
2
Своей Матери Отец * Её Сыном по воле стал,
и Спаситель детей * как младенец в яслях лежал,
что разумевши, * глаголет Родившая:
«Скажи Мне, Чадо * как Ты был в Меня всеян * или как насажден во Мне,
Тебя, Мое Недро, * вижу и изумляюсь:
грудь полна млека, но Я не замужем.
Тебя Я вижу * всего в пеленках,
но знаю: девственный цветок * пребыл нетронутым во Мне.
Ибо Ты его сберег, * благоволив родиться в мир
как дитя малое * Бог преждевечный.
3
Высочайший Царю, * что забыл Ты средь нищих нас?
Созидатель небес, * что пришел Ты к нам низменным?
Вертеп приглянулся * иль ясли понравились?
Вот, нет и места * Твоей рабыне * в приличной гостинице.
Какой там, места? * — нет и пещеры,
Мне она совсем чужда и холодна.
Ведь даже Сарре, * родившей сына,
был дан большой надел земли, * а у Меня даже и норки[4] нет:
Я заняла этот вертеп, * где вселился Ты по воле,
как дитя малое * Бог преждевечный».
4
Таковые слова * произнося украдкою,
и моляся Тому, * Кто сокрытое ведает,
волхвов Она слышит, * искавших Младенца.
Девица тотчас * им возопила: * «Вы кто такие?»
Они в ответ Ей: * «А Ты кто будешь,
что Ты Такового породила в мир?
Кто Твой отец был, * кто Твоя матерь,
что так Ты Сына без отца * и родила, и воспитуешь?
Мы, увидев звезду Его, * сообразили, что явился
как дитя малое * Бог преждевечный.[5]
5
Нам пророк Валаам * изъяснил уже в точности
смысл речений своих, * им пророчески сказанных,
сказав, что в грядущем * Звезда воссияет[6]:
она погасит * все волхвования * и птицегадания[7];
она раскроет * все притчи мудрых,
все их словеса и все загадки их.
Эта Звезда * звезды небесной
намного ярче и светлей, * ведь это — всех светил Творец,
и о Нем проречено: * от Иакова взыдет
как дитя малое * Бог преждевечный».[7]
6
Услыхавши Мария * невероятные речи,
наклонившись, припала * к Собственному Рожденью,
и с плачем сказала: * «О Чадо, велико,
весьма велико * всё, что Ты сделал * с Моею скудостию[9];
теперь, вот, снова * — у входа просители:
три волхва, восточные правители,
Твое увидеть * лицо желают
и умоляют их принять * Твоего люда богачи[10]:
в самом деле, народ Твой * — это все, кому открылся Ты
как дитя малое * Бог преждевечный.
7
А раз это Твой люд, * Сыне Мой, повели им
внутрь вертепа зайти, * пусть они уж увидят
богатую бедность, * дорогую убогость.
Ты — Моя слава, * Ты — похвальба[11] Моя, * стыдиться Мне нечего;
Ты — Моя радость * и украшение
хижине и Мне. Дозволь впустить Мне их:
что Мне за дело * до недостатка?
Ты — всё сокровище Моё, * Тебя цари пришли узреть,
когда им удалося * выяснить, что Ты родился
как дитя малое * Бог преждевечный».
8
Иисус же Христос, * Он же и Бог наш истинный,
таинственно ума * Матери прикоснувшися,
«Введи их, — промолвил, — * кого Я вел Словом,
ведь это Слово * Моё светило * Меня искавшим:
звезда светила * очам лишь чувственным,
некая же Сила — взорам умственным[12]:
она с волхвами * пришла, служа Мне,
и здесь стоит она ещё, * творя служение своё,
и лучом указует * на то место, где родился
как дитя малое * Бог преждевечный.
9
Так что Ты их прими, * Ты прими Меня принявших,
ибо в них Я живу, * как в руках Твоих, Чистая:
Тебя Я не бросил * и с ними пришел Я».
Она открывает * дверь пред волхвами * и внутрь пропускает их.
Дверь открывают * Врата закрытые,
Коими Христос один прошествовал![13]
Дверь открывает * Дверь, Что отверста,
но не украдено у Ней * Ее богатство чистоты![14]
Та открыла им двери, * от Которой Дверь[15] родилась,
как дитя малое * Бог преждевечный.
10
И волхвы в тот же миг * в горницу устремилися,
но увидев Христа, * в страхе остановилися,
узрев Его Матерь * с обручником рядом,
и робко молвят: * «Это ль Тот Самый Сын, * без рода и племени[16]?
А как же, Дево, * здесь в Твоем доме
видим при Тебе сего обручника?
Не было скверны * в рожденьи Сына.[17]
Как бы хула не понеслась, * что Ты с Иосифом живешь:
ведь завистников много, * они ищут, где родился
как дитя малое * Бог преждевечный».
11
Им Мария в ответ: * «Я хочу вам напомнить,
для чего Я держу * в Своем доме Иосифа –
для разоблачения * всех оглагольников.
Он всем расскажет * то, что услышал * о Моем Дитятке:
во сне узрел он, * как святой ангел
сказывал ему, откуда Плод во Мне;[18]
Он, огнезрачный, * сухому тёрну
той ночью разъяснил сполна * всё, что печалило его.
Посему-то Иосиф * здесь живет и подтверждает,
что Дитя малое * — Бог преждевечный.
12
Всё, что сам услыхал, * сообщает он в точности,
всё, что сам увидал, * возвещает он в ясности,
что было на небе * и что было низу:
как с пастухами * песнь пели ангелы[19] * — огонь вместе с глиною[20]!
Как перед вами * по небу двигалась
яркая звезда и путеводная.
Так что оставив * всё предыдущее,
вы расскажите нам теперь, * что с вами здесь произошло:
вы откуда идете * и узнали, что родился
как дитя малое * Бог преждевечный?»
13
Когда эти слова * им промолвила Светлая,
Ей сказали в ответ * те восточные светочи:
«Желаешь узнать Ты, * откуда пришли мы?
С земли Халдеев, * где не считают, что * Господь — это Бог богов[21];
из Вавилона, * где и не ведают,
кто Творец всех тех, кого так чтут они.
Пришла отсюда * Дитяти искра
и из персидского огня * она к себе нас забрала:
огнь всеядный оставив, * Огнь прохлады созерцаем
как дитя малое * Бога предвечна.
14
Это всё — суета, * и суета конечная[21],
но никто там у нас * правильно так не думает:
одни — не желая, * другие — не зная.
Посему, Дево, * слава Рождению, * Что нас свободило
от заблужденья * и огорчения,
что ждало нас в каждой из попутных стран
от племён тёмных, * наречий диких,
пока мы шли по всей земле * и под сияющей звездой
всю изъездили ее, * вопрошая, где родился
как дитя малое * Бог преждевечный.
15
Вслед за этой Звездой, * всё еще нам светившею,
весь Иерусалим * мы исходили в поисках,
слова из пророчеств * исполняя, как должное.
Как мы слыхали, * Бог угрожал уже * весь город обследовать:
мы и ходили * с нашим светильником[23],
думая найти здесь Божью заповедь.
Но ее нет здесь, * ибо был отнят
кивот свидетельства[24], а с ним * все блага, бывшие тогда.
Всё былое престало[25], * ибо новым всё соделал
Дитятко малое * Бог преждевечный».
16
Верующим волхвам: * «Правда, — Мария молвила, —
весь Иерусалим * вы исходили в поисках?
Тот город, который * пророкоубийца[26]?
И как избегли * вы огорчения * от этих завистников?
И как же Ирод * вас не заметил,
тот, что дышит кровью, а не правдою?»
Они ж в ответ Ей * глаголют: «Дево,
мы не таились от него, * мы поругалися над ним[27]:
мы ко всем приставали, * вопрошая, где родился
как дитя малое * Бог преждевечный».
17
Их рассказ услыхав, * Богородица Чистая
им в ответ говорит: * «Что же у вас выспрашивал
тот Ирод-правитель * и с ним фарисеи?»
— Сначала Ирод, * как и сказала Ты, * затем предводители
всех иудеев * у нас проверили
год, когда звезда вдруг появилася[28].
А разузнавши, * но не познавши,
не захотели увидать, * Кого искали разузнать,
ибо теми, кто ищет, * обязательно узрится
как дитя малое * Бог преждевечный.
18
И безумцы сии, * нас заподозрив в глупости,
нам в ответ говорят: * «Сколько же вы в пути уже?
И как не боитесь вы * троп неизведанных?»
На их вопросы * мы их спросили * о том, что известно им:
«А вы когда-то * как одолели
путь через пустыню бесконечную?
Кто от Египта * вас вёл когда-то,
Тот от Халдеев и теперь * провел нас по пути к Себе:
тогда столп светил огненный[29], * ныне же звезда являет
как дитя малое * Бога предвечна.
19
[И повсюду звезда * нам была предводителем,
как и вам Моисей * путь указывал посохом,
свет богопознанья * вокруг проливая.
И если манна * вас насыщала * и камень водой поил[30],
то нас питала * ее надежда.
Радостью ее мы окрыленные,
решили в мыслях * не возвращаться
назад в Персидскую страну * по неисхоженным путям,
но пойти и увидеть, * поклониться и прославить
как дитя малое * Бога предвечна».]
20
Исходили слова * от волхвов-правдолюбцев,
печатлелись затем * Пречестной душой Девы,
а силу Младенец * придавал им обоим[31]:
Ее утробу * после рождения * оставил Он чистою,
а их сознанье * после хождений,
как и их стопы, соблюл Он в бодрости,
и утомленья * они не знали,
как к Даниилу приходил * не уставая Аввакум[32].
Кто пророкам являлся, * Тот и волхвам теперь явился
как дитя малое * Бог преждевечный.
21
Завершив свой рассказ, * мудрецы устремились
и с дарами в руках * пред Христом преклонились,
пред Даром всех даров, * пред Миром всех миров.
Ему подносят * злато и смирну, * и ладан ливанских смол:
«Прими, — взывая, — * дар трисоставный,
как от Серафимов трисвятую песнь;
и не отвергни, * как Каина жертву,
но обыми наш дар тройной, * как дар от Авеля обнял[33],
чрез Тебя Породившую, * Что Тебя явила миру
как дитя малое * Бога предвечна».
22
Непорочная, зря, * как волхвы преклоняются
и подарки вручить * светозарные силятся,
как звезда указует, * пастухи воспевают,
Она взмолилась * Творцу и Господу * всего мироздания:
«Тройной подарок * принявши, Чадо,
выполни три просьбы Своей Матери:
Тебя молю Я * о добрых ветрах,
о плодоносии земли, * о всех селящихся на ней;
примирись со вселенной, * ибо Мною Ты рожден был
как дитя малое * Бог преждевечный.
23
Я не только лишь Мать * для Тебя, Спасе милостивый,
Я не зря Тебе грудь * даю, грудь наполняющему,
но Я о всем мире * Тебя умоляю.
Меня Ты сделал * моему племени * и славой, и гордостью[34];
Меня ж имеет * Твоя вселенная
как покров, и стену, и оплот ее.
На Мя взирают, * кто был отринут
от райской сладости тогда, * поскольку вновь им Я даю
ощутить полноценно, * что Ты Мною в мир родился
как дитя малое * Бог преждевечный.
24
Мир Свой, Спасе, спаси * — ведь на это пришел Ты к нам!
Свою тварь Ты восставь * — ведь на это явился Ты
предо Мной, и волхвами, * и всем мирозданьем!
Волхвы, гляди-ка, * кому явил Ты * лицо Своё светлое,
в поклоне низком * дары приносят
красные, полезные, желанные.
Они нужны Мне, * поскольку скоро
Мне во Египет предстоит * с Тобой и для Тебя бежать,
Путевождь Мой и Сын Мой, * Мой Содетель, Мой Снабдитель!
О, Дитя малое, * Боже предвечный!»
[1] Рус. пер. по изд. Х. Гродидье (SC ІІО, 48-76). Целиком сохранился в 5 рукописях, без икоса 19 — еще в 3 рукописях, включая один требный сборник XVI в., в усеченном виде — еще в 4 рукописях. Именно с этим кондаком связано чудо о Романе, лежащее в основе его почитания во святых.
[2] Этим словом греческие авторы переводят топоним Едем.
[3] Ср. 1Пар.11:17-19.
[4] Ср. Мф.8:20.
[5] Ср. Мф.1:2.
[6] Ср. Числ.24:17.
[7] Ср. Числ.23:23.
[8] Ср. Числ.24:17.
[9] Ср. Лк.1:48-49.
[10] Ср. Пс.44:13.
[11] Ср. Сир.1:11.
[12] Два стиха построены на популярной антитезе идеалистической философии: πρὸς τὸ φαινόμενον - πρὸς τὸ νοούμενον.
[13] Ср. Иез.44.2.
[14] Антиномия образа двери отверстой, но пребывшей запертой, хорошо разработана в гомилетике. Ср., напр., пассаж Леонтия (пс.-Амфилохия) в Гом. 25: "...что касается девственной природы, то нисколько не отверзлись девственные двери; что же касается силы родившегося Владыки, то не может быть ничего заключенного для Господа, но всё отворено." (CCSG 3, 45).
[15] Ср. Ин.10:7,9.
[16] ἀγενεαλόγητος. Ср. Евр.7:3.
[17] Некоторые издатели (Питра, Маас) ставили здесь вопросительный знак. См. прим. Гродидье (SC по, 61).
[18] Ср. Мф.1:20.
[19] Ср. Лк.2:8-14.
[20] Непередаваемая игра слов: πηλίνοις οἱ πύρινοι.
[21] Ср. Втор.10:17.
[22] Ср. Еккл.1:12.
[23] Т.е. звездою. Ср. Соф.1:12.
[24] Ср. 2Пар.36:10. Прямо об изъятии кивота в Вавилон в Священном Писании не сообщается. Версия 2Мак.2:5 говорит о том, что пророк Иеремия спрятал святыню в пещере и замуровал вход.
[25] Точная цитата 2Кор.5:17.
[26] Ср. Лк.13:34.
[27] Ср. Мф.2:16.
[28] Ср. Мф.2:16.
[28] Ср. Исх.2:7.
[29] Ср. Исх.13:21.
[30] Ср. Исх.16:31,17:5.
[31] Терминология государственного делопроизводства, излюбленная Романом: составление документа, визирование советником, придание силы высшим лицом. В Лк.2:51 «запечатлевать» означает «сохранять».
[32] Ср. Дан.14.33-36.
[33] Ср. Быт.4:4.
[34] Ср. Юдифь 15:9.
Священник Михаил Желтов. Индиктион
Каноны и Акафисты
Проповедь дня
- Прот. Родион Путятин. В день Рождества Христова.
- Прот. Алексей Уминский. Рождество Христово.
- Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Рождество Христово.
- Митр. Трифон (Туркестанов). Слова в день праздника Рождества Христова.
- Свт. Геннадий Схоларий. Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
- Прот. Вячеслав Резников. О свидетелях Рождества. Рождество Христово, Мф.2:1-12, Гал.4:4-7.
- Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Рождества Христова.
- Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский. Христос рождается, славите!
- Игумен Никон (Воробьев). Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
- Еп. Виссарион (Нечаев). Мир с Богом и между людьми. Поучение в день Рождества Христова, Лк.2:14.
- Прот. Димитрий Смирнов. Рождество Христово.
- Прот. Григорий Дьяченко. Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
- Сщмч. Фаддей (Успенский). Слово в день Рождества Христова.
- Прот. Георгий Митрофанов. Проповедь в праздник Рождества Христова.
- Митр. Сурожский Антоний. Рождество Христово.
- Свт. Филарет Московский. Слово на Рождество Христово, 1Тим.3:16.
- Антология святоотеческих проповедей. Рождество Христово.
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Рождество по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11