Месяц декабрь
Двадцать пятый день.
Поучение 1-ое. Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
(Чему поучают нас обстоятельства Р. Христова?).
I. О Рождестве Христовом св. Евангелие повествует так: «вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле». Каждому надобно было вписаться в своем отечественном городе: почему и Иосиф с Пресвятою Девою Мариею, происходя из дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке, на этот раз, стечение народа было многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который, обыкновенно, загоняли домашний скот: и там родила Сына, Богомладенца Иисуса; Сама спеленала Его, и положила в ясли.
«Была ночь». Пастухи стерегли стадо в поле. И вот, предстал им ангел Господень, и божественный свет осиял их. Они испугались. Но ангел сказал им: «не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь. И вот как узнать Его: вы найдете спеленанного Младенца, лежащего в яслях». Вдруг явилось с ангелом множество небесного воинства; и слышно было, как они хвалили Бога, и пели: «слава на небесах (царствующему) Богу! и на земле мир. (Открылось Его) благоволение к человекам!» Когда ангелы отошли на небо, пастухи сказали друг другу: «дойдем до Вифлеема, и посмотрим, что там случилось, о чем Господь возвестил нам!» И нимало не медля пошли и нашли Богородицу Марию, и Иосифа, и Младенца лежащего в яслях. Тут они рассказали, что было им самим сказано о Младенце. Все слышавшие дивились, что рассказывали пастухи. А Богоматерь, вслушиваясь, хранила эти речи на сердце Своем. Пастухи возвратились, и благодарили Бога за все, что слышали и видели.
«В осьмый день по рождестве Богомладенца совершили над Ним предписанное законом обрезание», и дали Ему имя «Иисус», которое преднарек архангел Гавриил во время благовещения Богоматери о рождении Ею Христа Спасителя.
«В эту пору прибыли с востока в Иерусалим волхвы». Здесь они начали расспрашивать: «где новорожденный Царь иудейский? «Мы, – говорили они, – видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться ему». Весть об этом дошла и до Ирода. Встревожился идумеянин за престол Давидов, который дали ему римляне. Пришли в смущение и жители Иерусалима: одни, опасаясь жестокой подозрительности Ирода, другие, ожидая каких-то необычайных перемен, которые, при общем растлении нравов, не обещали им ничего утешительнаго. Ирод собрал синедрион, состоявший из старейших священников и из ученых иудеев, и спрашивал у них: «где следует родиться Христу»? Ему отвечали: «в Вифлееме иудейском». И в подтверждение привели пророчество Михея, который, более чем за 700 лет, предсказал: «и ты, Вифлееме, земле Иудова, ничимже менши еси во владыках Иудовых, из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля, исходи же Его из начала от дней века» (Мих. 5, 2). Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал у них, как давно явилась звезда, и, отпустив их в Вифлеем, сказал: «подите, разведайте как можно вернее о Младенце; и когда найдете Его, известите меня, чтобы и я пришедши мог поклониться Ему». Волхвы вышли от царя, и отправились в Вифлеем. И вот звезда, которую они видели прежде, опять шла пред ними, наконец она стала неподвижно над одним местом в Вифлееме. Они необычно обрадовались, справедливо заключая, что здесь новорожденный Царь, Которого они ищут. Вошли в дом; увидели Младенца с Материю Его Мариею, и поклонились Ему. Потом, открывши свои сокровища, поднесли Ему дары: золото, ливан и смирну. Выбор даров, конечно, был не без внушения Божия, потому что они указывали на царскую власть, божескую честь и смертное естество Христа Богочеловека. Волхвы не возвратились к Ироду, а другою дорогою отправились в свою землю: так повелено было им от Бога в сонном видении.
В сонном видении является потом ангел Господень Иосифу и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и оставайся там пока я не скажу тебе; потому что Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его». Он встал; ночью же взял Младенца и Матерь Его, и отправился в Египет.
Между тем Ирод напрасно ждал волхвов. Увидевши, что он обманут, страшно разгневался, и послал избить в Вифлееме и во всех окрестностях его всех детей мужеского пола, начиная с новорожденных до двухлетняго возраста. Основываясь на показании волхвов, он рассчитывал, что в числе их непременно убиен будет и Христос. Но прошел не с большим месяц, как сам он умер в тягчайших муках. По смерти Ирода ангел Господень опять в сонном видении является Иосифу в Египте и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его, и возвратись в израильскую землю; потому что властелин, покушавшийся на жизнь Младенца, умер». Иосиф повиновался, взял Богомладенца и Матерь Его, и пришел в Иудею. Он хотел было поселиться в Вифлееме, где взрос и воспитан был Давид, и где родился обетованный Мессия, Сын Давидов, Богомладенец Иисус: но услышавши, что, вместо Ирода, воцарился в Иудее подозрительный и жестокий сын его Архелай, побоялся туда идти. Тогда в сонном видении получил он извещение от Бога, по которому удалился в Галилею, где властвовал другой сын Иродов, Ирод Антипа, который был нрава мягкого и отчасти беспечнаго; и опять поселился в Назарете, от которого в последствии Иисусу Христу дали наименование «Назарянина», или «Назорея». (См. «Свящ. историю» прот. М. Богословского).
II. Чему же научают нас изложенные здесь обстоятельства Р. Христова?
Многим и весьма важным душеспасительным истинам. Остановим свое внимание на каждой из них.
а) Вифлеем был отечественный град предков Иисусовых: однако Иосиф и Мария не имели в нем ниже убогой хижины, ниже пяди земли наследственной, ни пребывания постояннаго. Провидение, рукою кесаря, привело их в это место, из которого предопределено было «изыти Вождю Израиля» (Мат. II. 6). Чуждые в земле предков своих, пришельцы в своем отечестве дали отечество Сыну Того, «из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется» (Еф. III. 15). – Христиане! Доколе мы живем в мире с беспечностию граждан и наслаждаемся им с самовластием обладателей, дотоле Христос не может вообразиться в нас. Безпокровные только странники находят «Вефиль» и «Вифлеем», «дом Божий» и «дом хлеба» животнаго. Только произвольные изгнанники земли приемлются в граждан неба. Кто желает быть селением Сына Божия, тот должен иметь отечество в едином Боге и, при всей привязанности к отечеству земному, впрочем весьма естественной и праведной, почитать его только предградием небеснаго.
б) Иисус, ничего не заняв от мира в Своем рождении, по-видимому, не хотел и ему показать ничего собственнаго. Он скрыл неизмеримую вечность Свою за днем Своего рождения; престолом Царя царствующих соделались ясли, утварью – пелены, первыми слугами царствия – пастыри стада; Божия сила и Божия премудрость сокрыты в немощах младенчества. Что же при виде такого «смирения» должно чувствовать сердце, желающее быть сообразным образу Иисуса? – Сила ума, великость духа, знаменитость дел, преимущества званий! я вами не прельщаюсь и не завидую тем, которые гордятся вами. Нет высшей мудрости, как отречься от мудрости для Иисуса; нет большей славы, как разделять безчестие с Иисусом; нет избыточнейшего состояния, как нищета Иисуса; нет иной двери к совершенству и блаженству, как младенчество Иисуса; нет лучшего украшения для души, в которой Он должен обитать, как видеть себя чуждой всех украшений, подобно яслям Его. – Ток благодати, подобно речным устремлениям, изливается в долы: кедры на горах блюдутся громам и молниям. Бог творит из ничего: доколе мы хотим и думаем быть чем-нибудь, дотоле Он в нас не начинает Своего дела. Смирение и отвержение себя есть основание в нас храма Его: кто более углубляет его, тот выше и безопаснее созиждет.
в) Одною из существенных принадлежностей рождения Иисусова была чистота Его Матери, не нарушенная взором, ниже мыслию. Она была, как единодушно исповедует церковь, Дева прежде рождества, в рождестве и по рождестве. Взирай на Ея пример стремящаяся к соединению с Богом душа, и виждь в зерцале совершенства Ея твою обязанность. Господь говорит человеку: «даждь Ми», «сыне, твое сердце». Тот, Кто дал нам сердце, не довольствуется большею или меньшею его долею: оно все должно принадлежать Владыке всяческих. Строгая только над собою бдительность может «возвести к блаженному с Ним соединению и удержать в нем: «всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота» (Притч. IV. 23). Небесный Жених обручается с мудрыми только и непорочными девами, не дремлющими при его чертоге; девственная, к единому Богу обращенная душа зачинает духовную жизнь и рождает блаженство чистого созерцания. «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят».
г) При рождении Христовом ангелы воспевали славу Божию и мир на земли: они воспевают и при нашем возрождении славу благодати и мир человека с Богом. «Радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся» (Лук. XV. 7).
д) Ко Христу приходят с благоговением пастыри и волхвы, несмотря на убожество и неизвестность, которые отделяли Его, по видимому, от всего мира: так и соединяющийся со Христом соединяется в Нем со всеми верными Ему, столько же неразрывным, сколько непостижимым союзом; тот Дух, Который образует из них единое общество, или паче единое тело, иногда нечаянно, всегда благовременно, сближает их друг со другом, дабы взаимно наставлять и поучаться, утешать и принимать утешение, исповедывать милость и славу Божию.
е) И. Христу приносятся дары: злато, яко Царю, ливан, яко Богу; смирна, яко мертвому за смертных; но не обещает ли Он и нам, что ищущим царствия Божия «вся приложатся» (Матф. VI. 33)? Не хощет ли «сотворить нас цари и иереи Богу и Отцу Своему» (Апок. I. 6)? Не соединяет ли нашего духовного рождения с тою животворящею смертию, после коей «живот» наш будет вместе «с Ним сокровен в Бозе» (Кол. III. 3)? (См. проп. Фил. м. моск. т. I).
III. О Боже, давый нам Сына Твоего! чего Ты нам с ним не дарствуешь? Даждь только нам родити в себе дух Христов и жити Его жизнию.Тогда пусть и против нас, как некогда против Него, «мятется Ирод и весь Иерусалим с ним»; пусть неистовствует князь века сего, и весь мир вооружается: Ты покрыеши нас в тайне селения Твоего; на воде покойне воспитаеши нас, и чрез ангела завета Твоего введеши нас в гору святую Твою. Аминь. (Сост. свящ. Г. Дьяченко по указ. источн.).