Месяц декабрь
Двадцать пятый день.
Поучение 2-ое. День Рождества Христова и торжественного воспоминания избавления Церкви и державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти языков.
(О том, какие чувствования должны возбуждать в нас эти события и к чему они должны располагать нас).
I. В настоящий день, братия, мы воспоминаем два великие события: одно всемирное – рождение во плоти предвечного Сына Божия для спасения рода человеческого, а другое наше отечественное – избавление церкви и державы российские от нашествия галлов и с ними двадесяти языков.
Воспоминаемые ныне события должны возбуждать в нас живую радость и самую искреннюю благодарность Богу за те великие благодеяния, какие Он благоволил оказать нам в них.
II. а) Сын Божий, по любви к роду человеческому и беспредельной благости к нам грешным, сошел с небес на землю и воплотился ради нашего спасения, дабы научить нас истине и добродетели, избавить нас от грехов и адских мучений за них, освободить от власти диавола и духовной смерти, примирить с разгневанным Богом и открыть нам вход в царство небесное для вечного в нем блаженства.
Можно ли не радоваться такому благодеянию? Оно так велико, что сами ангелы Божии радуются ему и благословляют за него Господа. Это видно из того, что когда родился Христос – Сын Божий, то «внезапно», говорит евангелист, «явилос многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение» (Лук. 2, 13–14)!
Но и другое благодеяние Божие, явленное в чудном избавлении нашей церкви и державы от нашествия галлов и двадесяти языков, должно наполнять сердца наши не только радостию, но и чувством искренней благодарности к Богу – Спасителю нашему. Страшный вождь галлов, дотоле непобедимый и предводительствовавший грозными полчищами, пред которыми трепетала вся Европа, в кичливой самонадеянности мечтал уничтожить и сокрушить наше отечество. «Россия, взывал он, увлекается роком к погибели: да совершится судьба ея!» – Что же было бы с нашим отечеством, что было бы с нашею верою и с нами самими, если бы Господь сил не помог нашим отцам и дедам побороть сего страшного воителя и уничтожить его пагубный умысел? Вот от какого бедствия избавил нас Бог в годину искушения! Ибо Он, только Он – всемогущий, мог сокрушить непобедимого врага нашего. Поэтому и мы, братия, воспоминая это дивное избавление нашего отечества от угрожавшей ему погибели, должны с радостию благодарить Бога, заступника нашего, и от души взывать к Нему: «слава Тебе, благодателю нашему!»
б) Но чем можем мы вполне выразить нашу благодарность Ему, чем можем достойно прославить Его? Нашими славословиями и хвалебными песнями? – Нет, этого недостаточно. В великих событиях, которые мы ныне воспоминаем, Господь явил нам милость Свою не на словах, а на деле; поэтому и мы должны благодарить Его не словами только, но и делами. Какими? – Разумеется, добрыми: ибо только ими можно истинно прославить Бога, почему и Спаситель говорит нам: «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыя дела и прославляли Отца вашего небеснаго» (Матф. 5, 16).
К таким делам побуждают нас и самые события, ныне воспоминаемыя. Для чего Сын Божий приходил с небес на землю, поучал нас истине и добродетели и принес Себя в жертву умилостивления за грехи наши? Для того, ответствует апостол, «дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (Петр. 2, 27). Для чего Господь подверг наше отечество сильному испытанию в двенадцатый год и вообще посылает нам бедствия и скорби? Для того, чтобы мы искусились в них, как злато в горниле, – очистились ими от греховных нечистот наших и сделались нравственно лучшими (Мал. 3, 2, 3). Об этом свидетельствует и апостол, говоря, что Бог наказует нас «на пользу» нам, «да причастимся святыни Его», т.е., чтобы мы были «святы во всех поступках наших», как Он «свят» (Евр. 12, 10. 1Петр. 1, 15–16).
III. Вот высокая и благая цель великих событий, ныне воспоминаемых! Будем же стремиться к ней и постараемся достигнуть ея. Для того не будем предаваться грехам, которые возбуждают гнев Божий и привлекают на нас различные бедствия (Сир. 9, 10); а, напротив, станем украшаться христианскими добродетелями, дабы прославить ими Бога и снискать Его благоволение. По словам апостола, все христиане призваны «к святости» – «на добрыя дела» (1Сол. 4, 7. Ефес. 2, 10); но такими делами и святостию жизни преимущественно должны отличаться мы, братия, потому, что мы чада православной церкви и сыны славной Руси, которая издревле называется «святою».
А Ты, преблагий Господи, не лиши нас Твоего покрова и заступления. Ты явил неизреченную любовь к нам в воплощении Единородного Сына Твоего ради нашего спасения и показал великую милость в избавлении нашего отечества от страшных врагов, умышлявших погубить его. Молим Тебя, милосердый, продли Твою любовь и милость к нам на веки и помоги нам быть всегда достойными Твоего благоволения. (Сост. по кн. «Избран. слов. и беседы», Платона, митр. киевского, Киев, 1892 г.).