О литургии Преждеосвященных Даров

Источник

Содержание

Название и учреждение ея На шестом часе На девятом часе Вечерня Господи, воззвах Вход с кадильницею – Паремии – «Свет Христов просвещает всех» Молитва пред причащением Святого Тела и крови Христовой  

 

Название и учреждение ея

Что называется литургией преждеосвященных даров?

Литургией преждеосвященных даров называется такое священнодействие, на котором не совершается таинства святой Евхаристии; но святые дары, уже преждеосвященные, преподаются верующим, желающим причаститься их.

Как она совершается?

Эта литургия бывает только в великом посту, по средам и пятницам, каждую неделю, за исключением страстной, на которой она совершается в понедельник, вторник и среду.

Когда она учреждена?

Она учреждена в первые века христианства, но в полном нынешнем составе записана в шестом столетии святым Григорием Великим, епископом Римским.

По какому побуждению она установлена?

Она установлена по следующему обстоятельству: св. отцы Церкви из уважения к дням Великого поста, не осмеливались в такие дни сокрушения печали о грехах совершать торжественного богослужения, какова полная литургия, которая в Великом посту дозволяется только в субботы и воскресенья, в праздник Благовещения и в великий четверг. Но как вследствие этого, благочестивые христиане, привыкшие ежедневно приобщаться Святых Даров, не могли переносить столь тяжкого лишения. То святая Церковь оказала им снисхождение. По этому снисхождению в два дня недели, посвященные памяти предания и распятия Спасителя, и выносятся на вечерне для поклонения и причащения верных божественные дары уже прежде освященные на литургии полной, т. е. на литургии Златоустого, или Василия Великого и соблюдаемые для этого в ковчеге на святом престоле.

Из чего она состоит?

Литургия преждеосвященных даров состоит собственно из вечерни, пред которой особенным образом отправляются часы 3–й, 6–й и 9–й, и содержит часть обыкновенной литургии, кроме важнейшей ее части, т. е. освящения даров.

По прочтении кафизм на каждом часе священник входит из алтаря и творит пред царскими вратами три земных поклона, повторяемые всеми верными, произнося при этом основной стих каждого часа, выражающий то, что побудило христиан освящать молитвой именно этот час. Так на третьем часе в воспоминание сошествия Св. Духа на Апостолов читается священником и поется певчими:


Господи! Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того Благий, не отьими от нас, но обнови нас молящихся. Господи! В третий час Своим апостолам ниспославший Пресвятого Твоего Духа, Того Ты, Милосердый, не отними от нас, но обнови в нас молящихся Тебе.

На шестом часе

В воспоминание распятия Христа на кресте читается и поется:


Иже в шестый день же и час на крест пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех и согрешений наших рукописаниераздери, Христе Боже, и спаси нас. Христе Боже! В шестом часу шестого дня пригвоздивший ко кресту грех, по дерзости сделанный Адамом в раю. Раздери рукописание и наших грехов и спаси нас.

На девятом часе

В воспоминание смерти Христовой читается и поется:


Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Христе Боже! В девятый час вкусивший плотию смерть из-за нас и для нас (нас ради), умертви мудрование нашей плоти и спаси нас.

На конце каждого часа произносится, сопровождаясь земными поклонами1, краткая, но умилительная молитва Святого Ефрема Сириянина (жившего в 5-м в.); ее следует христианину для нравственного его усовершенствования постоянно помнить и произносить на всяком месте, при обуревании души тою или другою страстью.

Вот она: «Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия (властолюбия) и празднословия (пустословия) не даждь ми (не дай мне)».

»Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему».

"Ей (о!) Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков».

Вечерня

По окончании часов начинается вечерня словами диакона: «Благослови, владыко!».

На вечерни, как обыкновенно, после ектений бывает пение: «Господи, воззвах!» Во время пения «Господи, воззвах» и стихир, святые преждеосвященные дары благоговейно переносятся из ковчега с престола на жертвенник.

Господи, воззвах

Вход с кадильницею – Паремии – «Свет Христов просвещает всех»

После этого бывает вход из северных дверей в царские врата с кадильницею без Евангелия, а иногда и с Евангелием, если когда2 положено бывает чтение его на литургии преждеосвященных даров. По входе начинается чтение чаще всего двух, так называемых, «Паремий», т. е. исторических и назидательных отделов из ветхозаветных книг. По прочтении первой паремии. Отворяются царские двери; и диакон, обращаясь к священнику, возглашает: повелите, т. е. предстоящим пасть ниц.

Священник, взяв обеими руками кадильницу и подсвечник со свечою, стоит пред престолом и творит крестное знамение говоря: Премудрость! Про̀сти! Возбуждая этими словами предстоящих к особенному вниманию. Вслед затем, обратясь на запад к народу, священник произносит: «свет Христов просвещает всех», тогда, когда все христиане уже приклонились к полу.

Что это значит? Словами: Свет Христов просвещает всех, произносимыми среди чтения ветхозаветных книг, священник напоминает, что ветхозаветные люди, писание которых только что читалось и сейчас еще будет читаться (во 2–й паремии), озарялись тем же Божиим светом, который и ныне просвещает свет, как принявших христианство, так и готовящихся к просвещению, т. е. крещению, или оглашаемых.

Свеча в руках священника напоминает тот древний обычай, по которому в Великом посту готовящиеся ко крещению, пред выходом их храма, крестообразно осенялись зажженной свечей, в знак того благодатного света, которого они сподобляются во святом Крещении.

Христиане пред возгласом священника: «свет Христов просвещает всех» приклоняются к полу.

Теперешний этот обычай напоминает то время, когда в Великом посту в храмах стояли оглашаемые, во множестве готовившиеся ко крещению, которое они обыкновенно получали накануне Светлого Христова Воскресения3. Оглашаемые, присутствуя в храме при богослужении, не должны были видеть святыни алтарной, – которая открывалась вследствие отверстия царских дверей во время осенения свечою; и потому-то оглашаемые, в чувстве недостоинства своего созерцать святое святых, повергались на пол. В настоящее время все верные тоже делают по сознанию своего недостоинства и по глубокому благоговению к величию Божию.

1) Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою; воздеяние руку моею – жертва вечерняя.

2) Господи! воззвах к Тебе, услышим я; вонми гласумоления моего; внегда воззвати ми к Тебе, услышим мя, Господи.

3) Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих; т. е. по-русски: поставь, Господи, стражу при языке моем, охраняй двери уст моих.

4) Не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех. По-русски: не уклони сердца моего к злому намерению выдумывать (непщевать) извинения грехам моим.

Пока поется каждый из этих стихов, все находящиеся в церкви стоят на коленях и молятся Богу. Один предстоятель пред престолом не преклоняет колен и стоит, вознося Богу кадило с воскуряемым ладаном. Лишь только певец кончит пение первого стиха, – правый хор встает с колен и повторяет же первый стих, и вместе с хором вся правая сторона народа поднимаются на ноги, а левая продолжает стоять на коленях. При пении второго стиха певцом, стоящим против царских дверей среди мирян, опять все, кроме настоятеля, присутствующие во храме становятся на колени. За тем уже левый хор встает и поет песнь: да исправится молитва моя…, и вместе же с левым хором поднимается левая сторона молящихся в церкви, а правая молится на коленях. Такими обычаями разделяется и разнообразится пение этих четырех стихов. Правый и левый хор, правая и левая сторона чередуются в пении и преклонении колен или в стоянии во время пения.

Зачем певец или певицы выходят петь эти четыре стиха пред царские двери в средину мирян? И зачем одни миряне вместе с правым. А другие с левым хором попеременно встают во время пения хором: да исправится молитва моя?

Певцы среди мирян, поющие вышеизложенные стихи, заменяют и представляют собой все общество молящихся мирян, которые в древности действительно все пели в церкви. В первобытные времена церкви Христовой певцы не отделялись от народа; а все, пришедшие на молитву, составляли, так сказать. Один огромный хор и все, или сообща, как бы одними устами. Или разделившись на две части, по сторонам образовывали два больших хора и поочередно в песнопениях восхваляли Господа Бога нашего4. В наше время народ, стоящий в храме, напоминает древний обычай общественного пения только тем, что вместе с хором встает на ноги, а не стоит на коленях, по примеру древних христиан, которых одна часть, одна сторона, участвующая в пении, не становилась на колени, и не наклоняя головы, но стояла прямо для того, чтобы удобнее было петь, и чтобы сохранить согласие в пении.

После пения четырех вышеупомянутых стихов произносится и совершается до Херувимской и на литургии преждеосвященных даров то, что бывает по прочтении Евангелия на литургии Златоуста или Св. Василия Великого. Именно: произносится сугубая ектения; затем произносятся молитвы об оглашенных и приглашение их к выходу. После ектении об оглашенных и готовящихся к просвещению, т. е., ко крещению, молятся одни верные об очищении душ своих и о неосужденном причащении Пречистого Тела и Крови Христовой, которые уже предлежат на жертвеннике.

Остается только перенести Святые Дары с жертвенника на престол, и за тем преподать их верующим. И мы действительно, вскоре видим перенесение их на престоле.

Во время перенесения Святого Тела и Честной Крови Христовой поется вместо Херувимской особая песнь, приспособленная к прежде освященным дарам и составленная в 612 году. Она поется так:


Ныне силы небесные с нами невидимо служат. Се бо входит Царь славы. Се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа. Теперь (в настоящие минуты), с нами невидимо служат небесные силы. Потому что вот входит Царь славы. Вот таинственная жертва уже совершенною переносится в сопровождении ангелов. Приступим же к ней с верою и любовию, для того, чтобы нам быть причастниками вечной жизни. Аллилуиа.

Во время перенесения Святых Даров северными дверями с жертвенника на престол, молящиеся в храме по благословению к переносимой святыне падают на пол, и встают уже тогда, когда святые дары поставлены бывают на престол, и когда начинают петь: верою и любовию приступим.

Так как на литургии преждеосвященных даров приносятся на престол дары уже освященные. То и опускаются все ектении и молитвы, положенные на полной литургии после Херувимской песни и относящиеся к освящению даров, которого на изъясняемой литургии не бывает.

Поэтому после Великого входа на литургии преждеосвященных даров прямо слышится молитва о предложенных дарах и о достойном причащении ими.

После «Молитвы Господней» бывает приобщение сперва священнослужащих, затем мирян, которые пред причащением произносят следующую молитву:

Молитва пред причащением Святого Тела и крови Христовой

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живого, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие самое есть Пречистое Тело Твое и сия самая есть Честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе, помилуй мя, и прости ми прегрешения моя вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением и сподобим я неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.

Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими. Не бо врагом Твоим тайну повем: ни лобзания Ти дам, яко Иуда; но, яко разбойник, исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение пречистых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

В заключение литургии преждеосвященных даров лицам, не приготовившимся для приобщения на этой литургии, раздается антидор.

Антидором (т. е. хлебом, раздаваемым вместо святых даров) называются собственно те части просфоры, которые остаются на жертвеннике от первой просфоры (агничной), употребляемой на проскомидии во время литургии св. Иоанна Златоустого или Василия Великого.

Антидор стали раздавать по следующим побуждениям: с одной стороны, в воспоминание о вечери любви. Которая в древности совершалась после божественной литургии по братолюбию; а с другой стороны, антидор вместо освященных даров раздается христианам, не вкушавшим пищи до обедни и бывшим в церкви, но, по слабости человеческой, не приготовившимся к св. причащению.

* * *

1

К сожалению, не все православные творят земные поклоны когда нужно. Этим не только не свидетельствуется смирение грешника пред Богом, но даже не соблюдается церковное приличие. Вся благообразно и по чину да бывает (1Кор. 14:40)

2

Евангелие читается на литургии преждеосвященных даров тогда только, когда празднуется какому-либо нарочитому, особому святому; напр. 24 февр. и 9 марта; кроме того читается Евангелие еще в первые три дня страстной недели.

3

От того-то в Светлое Христово Воскресенье и поется на литургии: елицы (которые) во Христа крестистеся во Христа облекостеся. Аллилуиа. По-русски: Вы, которые крестились во Христа облеклись. Хвалите Бога. (Дал. 3:26, 27) Этот же самый стих поется вместо трисвятого за обедней и в праздники: Рождества Христова, Крещения Господня, Пятидесятницы и в субботы Лазареву и Великую, – и все потому, что в древности в эти дни крестили оглашенных.

4

Святой Иоанн Златоуст, живший в 4-м веке, в беседе на псалом 145, говорит: «в древности все, собравшись вместе, пели общим голосом, что мы и доселе делаем». Или еще: «Жены и мужи, старцы и юноши различны по полу и возрасту, но неразличны по отношению к пению: ибо дух, умеряя голос каждого из всех голосов, составляет одну мелодию». Св. Василий Великий говорит о переменном пении (пис. 63 к Неокес.): «у нас по произнесении молитв переходят к псалмопению, потом, разделившись на две стороны, одни другим отвечают в пении». Общее пение всех молящихся в храме, придавая особую торжественность Богослужению, возбуждает в молящихся сочувствие к тому, что поется, и сильно действует на сердце. По нашему убеждению, весьма хорошо делается в тех учебных заведениях и в народных школах, в которых обучают и церковному пению. Отрадно бывает на душе, когда слышишь, как все православные воспитанники тихо и стройно в храме во время общественного Богослужения поят более известные и знаменательные молитвы: «Приидите поклонимся», «Святый Боже», «Тебе поем», «Отче наш», «Взбранной Воеводе», и «Славословие Великое». Ах! Когда-то вся православная Русь, обученная церковному пению, едиными устами, единогласно будет воспевать хвалу Господу Богу, благодеющему ей?


Источник: О литургии преждеосвященных даров / [cоч.] протоиерея В. Михайловскаго. - 5-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. В. С. Балашева, 1885. - 16 с.

Комментарии для сайта Cackle