Литургия Преждеосвященных Даров

Источник

Содержание

Название и учреждение её Молитва пред причащением Святаго Тела и Крови Христовой Каждодневные молитвы Молитва Святому Духу Молитва Святой Троице Молитва Господня Молитва Пресвятой Богородице Молитва Святому Ангелу Хранителю Молитва утренняя О Царе и Царствующем Доме О здравии и о спасении живых Об усопших Молитва перед сном После обеда  

 

Название и учреждение её

Литургией преждеосвященных даров называется такое священнодействие, на котором не совершается таинства святой Евхаристии; но святые дары, уже прежде освященные, преподаются верующим, желающим причаститься их. Эта литургия бывает только в великом посту, по средам и пятницам каждую неделю, за исключением страстной, на которой она совершается в понедельник, вторник и среду. Она учреждена в первые века христианства, но в полном нынешнем составе записана в шестом столетии святым Григорием Великим, епископом римским. Она установлена по следующему обстоятельству: св. отцы церкви из уважения к дням великого поста, не осмеливались в такие дни сокрушения и печали о грехах совершать торжественного богослужения, какова полная литургия, которая в великом посту дозволяется только в субботы и в воскресенья, в праздник Благовещения и в великий четверг. Но как вследствие этого, благочестивые христиане, привыкшие ежедневно приобщаться святых даров, не могли переносить столь тяжкого лишения, то святая Церковь оказала им снисхождение. Поэтому снисхождению в два дня недели, посвященные памяти предания и распятия Спасителя, и выносятся на вечерни для поклонения и причащения верных божественные дары уже прежде освященные на литургии полной, т. е. на литургии Златоуста, или Василия Великого и соблюдаемые для этого в ковчеге на святом престоле.

Литургия преждеосвященных даров состоит собственно из вечерни, впереди которой особенным образом отправляются часы 3-й, 6-й и 9-й, и содержит часть обыкновенной литургии, кроме важнейшей ее части, т. е. освящения даров.

По прочтении которых на каждом часе священник выходит из алтаря и творит пред царскими вратами три земных поклона, повторяемые всеми верными, произнося при этом основной стих каждого часа, выражающий то, что побудило христиан освящать молитвою именно этот час. Так на третьем часе1 читается священником и поется певчими:


по-русски:
Господи! Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихся. Господи! в третий час Своим апостолам ниспославший Пресвятого Твоего Духа, Того Ты, Милосердный, не отними от нас, но обнови нас молящихся Тебе.

На шестом часе.


по-русски:
Иже в шестой день же и час на крест пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Христе Боже! в шестом часу шестого дня пригвоздивший ко кресту грех, по дерзости сделанный Адамом в раю, раздери рукописание и наших грехов и спаси нас.

На девятом часе.


по-русски:
Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашей мудрование. Христе Боже, и спаси нас. Христе Боже! В девятый час вкусивший плотию смерть из-за нас и для нас (нас ради), умертви мудрование нашей плоти и спаси нас.

На конце каждого часа произносится, сопровождаясь земными поклонами, краткая, но умилительная молитва святого Ефрема Сирина (в 5-м в.), которую следует христианину для его нравственного усовершенствования постоянно помнить и произносить на всяком месте, при обуревании души той или другой страстью.

Вот она:

„Господи и Владыко живота моею! Дух праздности, уныния, любоначалия (властолюбия) и празднословия (пустословия) не даждь ми.»

„Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми рабу Твоему. «

„Ей (о!) Господи Царю! даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков.»

Господи воззвах.

По окончании часов начинается вечерня словами диакона: „Благослови Владыко!»

На вечерни, как обыкновенно, после ектений бывает пение: „Господи воззвах»! Во время пения „Господи воззвах!» и стихир, святые – преждеосвященные дары благоговейно переносятся из ковчега с престола на жертвенник.

Вход с кадильницею, – Паремия. – «Свет Христов просвещает всех».

После этого бывает вход из северных дверей в царские врата с кадильницею без евангелия, а иногда и с евангелием, если когда2 положено бывает чтение его на литургии преждеосвящённых даров. По входе начинается чтение чаще всего двух, так называемых „Паремий«, т. е. исторических, и назидательных отделов из ветхозаветных книг. По прочтении первой паремии, отворяются царские двери; и диакон, обращаясь к священнику, возглашает: повелите, т е. предстоящим пасть ниц. Священник, взяв обеими руками кадильницу и подсвечник со свечою, стоит пред престолом и творит крестное знамение, говоря: Премудрость! Прости! возбуждая этими словами предстоящих к особенному вниманию. Вслед затем, обратясь на запад к народу, священник произносит: „свет Христов просвещает всех», тогда, когда все христиане уже приклонились ниц к земле.

Что это значит? Словами: Свет Христов просвещает всех, произносимыми среди чтения ветхозаветных книг, священник напоминает, что ветхозаветные люди, писание которых только что читалось и еще сейчас же будет читаться (2-я паремия), озарялись тем же Божиим светом, который и ныне просвещает всех, как принявших христианство, так и готовящихся к просвещению т. е. ко крещению, или оглашаемых. Свеча в руках священника напоминает тот древний обычай, по которому в великом посту готовящиеся ко крещению, пред выходом их из храма, крестообразно осенялись зажженною свечою3, в знак того благодатного света, которого они сподобятся во святом Крещении.

Люди пред возгласом священника: „свет Христов просвещает всех» приклоняются к полу. Этот теперешний обычай напоминает то время, когда в великом посту в храмах стояли оглашаемые, во множестве готовившиеся ко крещению, которое они обыкновенно получали накануне Светлого Христова Воскресения4. Оглашаемые, присутствуя в храме при богослужении, не должны были видеть святыни алтарной, которая открывалась вследствие отверстия царских дверей во время осенения свечою; и потому-то оглашаемые, в чувстве не достоинства своего созерцать святое святых, повергались на пол. В настоящее время все верные тоже делают по сознанию своего не достоинства и глубокому благоговению к величию Божию.

По прочтении паремий, поются четыре умилительные стиха, выбранные из 140-го псалма.

1) Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою; воздаяние руку моею – жертва вечерняя.

2) Господи! воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего: внегда воззвати ми к Тебе, услыши мя, Господи.

3) Положи- Господи, хранение устам моим, и дверь ограждения о устнах моих-, т.е. по-русски: поставь, Господи, стражу при языке моем, охраняй двери уст моих.

4) Не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех. по-русски: не уклони сердца моего к злому намерению выдумывать (непщевать) извинения грехам моим.

Пока поется каждый из этих стихов, все находящиеся в церкви стоят на коленях и молятся Богу: один предстоятель пред престолом не преклоняет колен и стоит, вознося Богу кадило с воскуряемым ладаном. Лишь только певец кончит пение первого стиха, правый хор встает с колен и повторяет этот же первый стих, и вместе с правым хором вся правая сторона народа поднимается на ноги, а левая продолжает стоять на коленях. При пении второго стиха певцам, стоящим против царских дверей среди мирян, опять все, кроме настоятеля, присутствующие во храме становятся на колена. За тем уже левый хор встает п поет песнь, да исправится молитва моя.., и вместе же с левым хором поднимается левая сторона молящихся в церкви, а правая молится на коленях. Такими обычаями разделяется и разнообразится пение этих четырех стихов. Правый и левый хор, правая и левая сторона чередуются в пении и в преклонении колен или в стоянии во время пения.

За чем певец или певцы выходят петь эти четыре стиха пред царскими вратами в средину мирян? И за чем одни миряне вместе с правым, а другие с левым хором попеременно встают во время пения хором: да исправится молитва моя?

Певцы, среди мирян поющие вышеизложенные стихи, заменяют и представляют собою все общество молящихся мирян, которые в древности действительно все пели в церкви. В первобытные времена церкви Христовой, певцы не отдалялись от народа; – а все, пришедшие на молитву, составляли, так сказать, один огромный хор и все, или сообща, как бы одними устами, или разделившись на две части, по сторонам образовали два больших хора и поочередно в песнопениях восхваляли Господа Бога нашего5. В наше время народ, стоящий в храме, напоминает древний обычай общественного пения только тем, что вместе с хором встает на ноги, а не стоит на коленях, по примру древних христиан, которых одна часть, одна сторона, участвующая в пении, не становилась на колени, и не наклоняла головы, но стояла прямо для того, чтобы удобнее было петь, и чтобы сохранить согласие в пении.

После пения четырех вышеупомянутых стихов произносится и совершается до Херувимской и на литургии преждеосвященных даров то, что бывает по прочтении Евангелия на литургии Златоуста или Св. Василя Великого. Именно: произносится сугубая ектенья; за тем произносятся молитвы об оглашенных и приглашение их к выходу. После ектении об оглашенных и готовящихся к просвещению, т. е. ко крещению, молятся одни верные об очищении душ своих и о неосужденном причащении Пречистого Тела и Крови Христовой, которые уже предлежат на жертвеннике.

Остается только перенести святые дары с жертвенника на престол, и за тем преподать их верующим. И мы, действительно, вскоре видим перенесение их на престол. Во время перенесения Святаго Тела и Честныя Крови Христовой поется вместо Херувимской особая песнь, приспособленная к преждеосвященным дарам и составленная в 612 году, она поется так:


по-русски:
Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы. Се жертва тайная совершена дорvносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа. Теперь, (в настоящие минуты), с нами невидимо служат Небесные силы. Потому что вот входит Царь Славы. Вот таинственная жертва уже совершенною переносится в сопровождении ангелов. Приступим же к ней с верою и любовью, для того, чтобы нам быть причастниками вечной жизни. Аллилуиа.

Во время перенесения святых даров северными дверями с жертвенника на престол, молящиеся в храме по благоговению к переносимой святыне падают на пол, и встают уже тогда, когда святые дары поставлены бывают на престол, и когда начинают петь:

врою и любовию приступим.

Так как на литургии преждеосвященных даров приносятся на престол дары уже освященные, то и опускаются все ектеньи и молитвы, положенные на полной литургии после Херувимской песни и относящиеся к освящению даров, которого на изъясняемой литургии не бывает.

Поэтому после великого входа на литургии преждеосвященных даров прямо слышится молитва о предложенных дарах и о достойном причащении ими.

После „Молитвы Господней» бывает приобщение сперва священнослужащих, за тем мирян, которые перед причащением произносят следующую молитву:

Молитва пред причащением Святаго Тела и Крови Христовой

Верую, Господи, и исповедую, яко6 Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый семь аз. Еще верую, яко сие Самое есть Пречистое Тело Твое и сия Самая есть Честная Кровь Твоя. Молюся убо7 Тебе, помилуй мя, и прости ми прегрешения моя вольная и невольная, яже словом, яже деломъ, яже ведением и неведением и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Вечери Твоея Тайныя днесь. Сыне Божий, причастника мя приими. Не бо8 врагом Твоим тайну повем: ни лобзания Ти дам, яко9 Иуда; но, яко разбойник, исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Да10 не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

В заключение литургии преждеосвященных даров лицам, не приготовившимся для приобщения на этой литургии, раздается антидор.

Каждодневные молитвы

Прежде всего с крестным знамением, православно и не торопливо полагаемым на лбу, груди п плечах, нужно произнести следующее: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Слава Тебе, Боже наш. Слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Царю небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и всня исполняяй, Сокровище11 благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже,12 души наша.

Молитва Святой Троице

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

(Трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице! помилуй нас. Господи!13 очисти грехи наша. Владыко!14 прости беззакония наша. Снятый!15 посети и исцели немощи наша Имене Твоего ради.

Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне а присно и во веко веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш! Иже еси на небесех! Да святится имя Твое!16 Да приидет царствие Твое!17 Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли! Хлебъ наш насущный18 даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избавь нас от лукаваго. Яко Твое есть царство и сила и слава во веки.

Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице

Пресвятая Богородице! Спаси нас.

Богородице Дево! радуйся! Благодатная Марие! Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва Святому Ангелу Хранителю

Ангеле Христов! Хранителю мой Святый! живот мой соблюди во страсе Христа Бога: ум мой утверди во истиннем пути, и к любви горней уязви душу мою; да тобою направляемый получу от Христа Бога велию милость.

Молитва утренняя

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав, прибегаю и на дела Твои подвизаюся милосердием Твоим; молюся Тебе, помози мне на всякое время во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения и спаси мя и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель; о Тебе же все упование мое: и Тебе славу воссылаю, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

О Царе и Царствующем Доме

Спаси Господи и помилуй Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго Великаго Государя Нашего Императора всея России Александра Николаевича, и Супругу Его, Благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Александровну, Наследника Его, Благовернаго Государя, Цесаревича и Великаго Князя Александра Александровича и весь Царствующий Дом, огради миром державу Их, и покори под нозе Их всякаго врага и супостата; глаголи мирная и благая в сердцах Их о Церкви Твоей Святей и о всех людех Твоих, да и мы в тишине Их тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистности.

О здравии и о спасении живых

Спаси Господи, и помилуй: (тут говорите имена отца вашею духовного, родителей, родственников, начальников и в заключение прибавьте: и всех православных христиан). Молитесь также о мире, незлобии, здравии, и спасении и врагов ваших.

Об усопших

Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих: (говорите имена) и всех сродников моих, и всех усопших в вере православных христиан и прости им вся согрешения, вольныя и невольныя, даруй им царствие небесное и причастие вечных Твоих благ, и Твоея

безконечныя и блаженныя жизни наслаждение, и сотвори им вечную память.

Молитва перед сном

Господи Боже наш! еже аз согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего, Хранителя посли покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла. Яко Ты еси Хранитель душам и телесем нашим и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

После этой молитвы должно молиться о Царе, о здравии и спасении живых и об усопших православных.

Пред обедом можно читать Молитву Господню.

После обеда

Благодарю Тебя, Христе Боже мой, что Ты насытил меня земных Твоих благ, не лиши меня и небеснаго Твоего царствия.

* * *

1

Третий час в Иерусалиме соответствует нашему девятому.

2

Евангелие читается па литургии преждеосвящённых даров тогда только, когда празднуется какому-либо нарочитому, особому святому; напр. 24 февр. и 9 марта; кроме того, читается Евангелие еще в первые три дня страстной недели.

3

Evcholog. Goar Not. in miss. Praesanctif. loseph. Bingham Origin. sive Antiq. Ecoles. I. X. cap. 2.

§ 8 lib. XII c. 4. § 4.

4

От того-то в Светлое Христово Воскресенье и поется на литургии: елицы (которые) во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа. По-русски: Вы, которые крестились во Христа, во Христа облеклись. Хвалите Бога. (Гал. 3:26.27). Этот же самый стих поется вместо трисвятого за обедней и в праздники: Рождества Христова, Крещения Господня, Пятидесятницы, и в субботы Лазареву и Великую, и все потому, что в древности в эти дни крестили оглашенных.

5

Святой Иоанн Златоуст, живший в 4-м веке, в беседе на псалом 145, говорит: «в древности все, собравшись вместе, пели общим голосом, что мы и доселе делаем.» Или еще: « жены и мужи, старцы и юноши различны по полу и возрасту, но неразличимы по отношению к пению: ибо дух, умеряя голос каждого из всех голосов составляет одну мелодию». Св. Василий Великий говорит о переменном пении (пис. 63 к Неокес.), «у нас по произнесении молитв переходят к псалмопению, и тут, разделившись на две стороны, одни другим отвечают в пении.» Общее пение всех молящихся в храме, придавая особую торжественность Богослужению, возбуждает в молящихся сочувствие к тому, что поется, и сильно действует на сердце. По нашему убеждению, весьма хорошо делается в тех учебных заведениях и в народных школах, в которых обучают и церковному пению. Отрадно бывает на душе, когда слышишь, как все православные воспитанники тихо и стройно в храме во время общественного Богослужения поют более известные и знаменательные молитвы: напр. «Приидите поклонимся», «Святый Боже», «Тебе поем», «Отче наш», «Взбранной Воеводе», и «Славословие великое». Ах! Когда-то вся православная Русь, обученная церковному пению, едиными устами, единогласно будет воспевать хвалу Господу Богу, Благодеющему ей.

6

яко – что.

7

убо – поэтому.

8

бо – потому, что.

9

яко – как.

10

да – чтобы; пусть.

11

Сокровище благих т.е. источник всего доброго.

12

Блаже, т.е. Милосердный.

13

Господи – Бог Отец.

14

Владыко – Бог Сын.

15

Святый – Бог Дух Святой.

16

Даруй, чтобы святилось имя Твое в нас, в нашем образовании, в нашей жизни, в наших отношениях к людям.

17

Т. е. в нашу жизнь царство любви, мира и правды.

18

Насущный т. е. нужный для нашего существа духовного и телесного – для существования.


Источник: Литургия преждеосвященных даров; Каждодневные молитвы : Название и учреждение ее / В. Михайловский. - [Санкт-Петербург] : тип. В. Безобразова, 1865. - 8 с.

Комментарии для сайта Cackle