Array ( )
131

Правило 132

133

О территориях служения епископов, обратившихся и ереси донатистов.

Безусловно, таким образом: если епископы от донатистов обратились к кафолическому единству, пусть поровну разделят между собой области, которые находятся в таком положении и в которых пребывает паства обеих сторон, т. е. так чтобы одни места принадлежали одному епископу, а другие другому, и чтобы старший по епископству разделял, а младший выбирал. Если в таком положении окажется одно место, пусть отойдет тому, к кому оно расположено ближе. Если же оно окажется одинаково близко к обеим кафедрам, нужно уступить его тому, кого изберет народ. В случае если изначально православные захотят своего епископа, а обратившиеся от стороны Доната – своего, мнение большинства пусть предпочитается мнению меньшинства. А если обе стороны окажутся равными, место пусть будет приписано старшему епископу. Если же мест, в которых находится паства обеих сторон, столь много, что невозможно поделить их поровну, так как число этих мест нечетное, сначала пусть поделят четное число, а по отношению к оставшемуся соблюдают то же, что сказано выше при рассуждении об одном месте.

Οὕτω δηλαδή, ἵνα εἴπερ ἐπίσκοποι ἀπὸ τῶν Δονατιστῶν πρὸς τὴν καθολικὴν ἑνότητα ἐπέστρεψαν, ἐξίσου πρὸς ἀλλήλους διέλωσι τὰς οὕτως εὑρισκομένας διοικήσεις, ἔνθα ἦσαν ἀμφότερα τὰ μέρη· τουτέστιν, ἵνα ἄλλοι τόποι πρὸς ἐκεῖνον, καὶ ἄλλοι πρὸς ἐκεῖνον ἀνήκωσιν οὕτως, ἵνα ὁ παλαιότερος ἐν τῇ ἐπισκοπῇ μερίζῃ, καὶ ὁ ἥτων ἐπιλέγηται· εἰ δὲ τυχὸν εἷς ἔσται τόπος, ἐκείνῳ προσχωρήσῃ ᾧ τινι μᾶλλον γειτνιάζων εὑρίσκεται· ἐὰν δὲ ἀμφοτέροις τοῖς θρόνοις ἴσως γειτνιάζῃ, ἐκείνῳ παραχωρηθῇ, ὃν τὸ πλῆθος ἐπιλέξηται. Εἰ δὲ τυχὸν οἱ ἀρχαῖοι καθολικοὶ τὸν ἴδιον θελήσουσι, καὶ οἱ ἐκ τοῦ μέρους τοῦ Δονάτου μεταστρέψαντες τὸν ἴδιον, τῶν πλειόνων ἡ γνώμη προτιμηθῇ τῶν ὀλιγωτέρων· εἰ δὲ τὰ μέρη εἰσὶν ἴσα, τῷ παλαιοτέρῳ ἐπισκόπῳ καταλογισθείη. Ἐὰν δὲ οὕτω πλεῖστοι οἱ τόποι εὑρεθώσιν, ἐν οἷς ἀμφότερα τὰ μέρη εἰσίν, ὡς μὴ δύνασθαι ἐξ ἴσου μερισθῆναι, τοῦ ἀριθμοῦ τῶν αὐτῶν τόπων ἀνίσου ὑπάρχοντος, πρῶτον μερισθῶσιν οἱ ἴσοι ἀριθμοί, καὶ τῷ ἀπομένοντι τόπῳ τοῦτο φυλαχθῇ, ὅπερ ἀνωτέρῳ λέλεκται, ὅτε περὶ τοῦ ἑνὸς ἐζητεῖτο τόπου.[1]

Толкования

Зонара. Последователи Доната, увеличившись в числе и образовав партии, захватили в разных областях церкви и даже епархии, долгое время владели ими и присвояли себе. А когда они стали обращаться к православной вере, то возникли пререкания из-за епархий, бывших прежде в их владении, так как епископы вступили в споры между собою и каждый объявлял на них свои права. По этому-то делу и даны оба настоящие правила, которые установляют, как должны быть распределены между епископами места, которыми владели донатисты. Толковать правила отдельно нет необходимости, как потому, что нет в них ничего неясного, так и потому, что они не относятся к общему устройству, но приспособлены были только к живущим в Африке, и то в тогдашнее время.

Аристен. Обратившиеся когда-либо общества донатистов должны принадлежать тому престолу, которому принадлежала и древле бывшая там церковь.
Поскольку было много пререканий из-за обращающихся донатистов, к какому престолу они должны быть прикреплены (ибо до издания царских законов о соединении церквей они подчинялись тому епископу, чрез которого обратились от заблуждения и присоединились к кафолической церкви, а после издания законов принадлежали тем епископам, которые находились вблизи от мест, бывших во владении самих донатистов): то собор определил, разрешая возникшие между епископами пререкания, что они должны принадлежать тому престолу, которому принадлежала существовавшая там издревле православная церковь.

Аристен. Обратившиеся от Доната пусть разделят владения, причем старейший разделяет, а младший выбирает.
Если епископы донатистов обратятся к кафолической церкви, и между ними, или между кафолическими епископами находятся какие-нибудь приходы, в которых и те и другие имели епископские права, то должно быть произведено разделение между ними возобновляемых таким образом приходов и владений по ровну – так, впрочем, чтобы старейший епископ производил деление, а сделавшийся епископом после него – выбирал. Если же донатисты и православные жили в одном месте, то если оно лежит в соседстве с епископом, обратившимся от донатистов, должно быть в целости уступлено ему; если же более приближается к кафолическому епископу, и тамошние старинные православные пожелают иметь собственного епископа, а обратившиеся от Доната – тоже своего, то должно взять верх решение большинства; а если части равны, то все место должно быть закреплено за старшим епископом.

Вальсамон. Толковать эти два правила нет надобности, так как они относятся не к общему устроению, а к епископам, обратившимся в Африке к кафолической церкви от донатистов.

Славянская кормчая. Правило 117. Иже колиждо от донатиан обращающося и приединяющеся к соборней церкви, под тем престолом да будут, идеже есть близ их соборная церковь.

Толкование. Понеже многи распри бываху между епископ ο донатианех, обращающихся к соборней церкви, к кoторому престолу тем подобно причитаемым быти. Прежде бо царского закона, иже повелеша соединении церквей, тому епископу повиновaxуся, им же от льсти обращение приаша, и к соборней церкви приобщишася. По царьстем же законе тем епископом повиновахуся, иже бяху близ мест тех, якоже держаху донатиане. Повеле убо собор сей, разрешая раcпри бывающие между епископ, тому престолу и повиноватися, под коеюждо соборною церковию бяху и преже были.

Правило 118. Обращьшеся от донатиан, да разделяют пределы: старейший да делит, а менший да избирает.

Толкование. Аще донатианстий епископи (еретицы) обратятся к соборней церкви, и между теми и инеми соборными епископы, пределы неции суть, в них же оба епископа власть имата, да будет разделение, таковым общим пределом же и правлениям равно между има. Обаче же сице, древний убо епископ, да сотворит разделение на 2 части: последний же иже по нем быв епископ, изберет часть. Аще же едино будет приключьшееся место, в нем же бяху живуще и донатиане, и правовернии, и аще убо близ есть епископу от донатиан обращьшемуси, тому цело всегда приложится. Аще же паче соборныя церкве епископу приближается, тому такоже все цело приложится. Аще же место то обема престолома равно приближается, и сущии в нем искони правовернии, своего восхотят имети епископа, донатиане же паки обращьшиися на веру, своего восхотят, множайших воля да будет. Аще же обе части равне есте, первейшему епископу все то место, да приложится.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.


[1]Κανὼν ΡΙΗ´

Комментировать