Array ( )
46

Правило 47

48

О запрете для неженатых клириков и монахов заходить ко вдовам и девицам, без разрешения церковной власти.Но и получив разрешение не могут заходить без сопровождающих.

Клирики или воздержники да не приходят к вдовицам или девам, разве только по поручению или с разрешения своего епископа или пресвитеров. И пусть они это делают не одни, но в сопровождении соклириков или таких лиц, с которыми епископ или только пресвитеры могут приходить к таковым женщинам, или пусть встречаются с ними в присутствии клириков или каких-либо уважаемых христиан.

Κληρικοί, ἢ ἐγκρατευόμενοι, πρὸς χήρας, ἢ παρθένους, εἰ μὴ κατ᾽ ἐπιτροπὴν καὶ συναίνεσιν τοῦ ἰδίου ἐπισκόπου, ἢ τῶν πρεσβυτέρων, μὴ εἰσίτωσαν· καὶ τοῦτο δὲ μὴ μόνοι ποιείτωσαν, ἀλλὰ μετὰ συγκληρικῶν, ἢ μετὰ τούτων, μεθ᾽ ὧν ὁ ἐπίσκοπος ἢ οἱ πρεσβύτεροι μόνοι ἔχουσι τὴν εἴσοδον πρὸς τὰς τοιουτοτρόπους γυναῖκας, ἢ ὅπου πάρεισι κληρικοί, ἢ ἔντιμοί τινες Χριστιανοί.[1]

IVВс.3, 16; Трулл.4, 46, 47; VIIВс.18, 20, 22

Толкования

Зонара. Нам, верным, заповедано избегать подозрений на нас хотя бы они были ложные. И у божественного Павла сказано: безпреткнове́ни быва́йте и иуде́ем и е́ллином и це́ркви Бо́жией (1Кор.10:32). Итак, следуя сим заповедям, а также и другим, и сии отцы говорят, что клирики, или воздержники не должны входить ко вдовам или к девам, то есть к посвященным. А воздержниками наименовали монахов согласно с великим Василием, который, делая постановление об обете девства, в своем 19-м правиле говорит: «обетов мужей не знаем иных, как разве которые причислили себя к чину монашествующих, которые молчанием показуют, яко приемлют безбрачие». Итак, отцы повелевают, чтобы клирики и воздержники не входили к указанным женам, если не получат разрешения от епископа или от пресвитеров, разумеется, когда нет епископа; но и тогда должны входить не одни, а с другими клириками, или с теми, с кем входят к ним и епископ, и пресвитеры; или пусть встречаются с ними там, где есть клирики, или где есть какие-либо почтенные христиане, чтобы отвратить всякое подозрение. «С разрешения или согласия своего епископа», говорит правило, потому что или по собственному побуждению ради какой-нибудь нужды он разрешит клирику, или епископ соглашается, когда кто из указанных лиц по требованию нужды просил дозволения видеться с указанными женами.

Аристен. Клирики и воздержники не должны входить ко вдовам или девам, разве по повелению епископа и пресвитера; но и таким образом не одни, а с теми, с кем входят к таковым епископ и пресвитеры.
Должно доставлять всякое охранение девам и вдовицам, причисленным к чину церковному и от церкви получающим пропитание; и ни клирики, ни монахи, и никто из более почтенных людей не должны входить к ним без разрешения епископов и пресвитеров; но и получив разрешение не одни должны входить, а с кем обыкновенно входят к ним епископы и пресвитеры.

Вальсамон. Воздержниками называются монахи, как это открывается из 19-го правила Василия Великого. Итак, настоящее правило говорит, что клирики или монахи не должны встречаться со вдовами или девами, конечно, освященными, если не будет разрешено им от епископов, или пресвитеров, разумеется когда нет епископов. Но и тогда должны входить не одни, а с другими клириками, или с теми, с кем входят к ним и епископ, и пресвитеры; или должны встречаться с ними там, где есть клирики, или какие-либо почтенные христиане. А слова: «с разрешения или согласия» – сказаны потому, что или ради какого-нибудь полезного для епископа и для церкви дела бывает свидание между ними, и епископы разрешают его, или для собственной их пользы и по их прошению, и епископы должны соглашаться на сие. Прочти настоящего собрания титул 11-й, главу 5-ю, 6-го собора правило 47-е и 133-й Юстиниановой новеллы главу 2-ю, то есть 11-ю главу 4-й книги Василик, которая помещена в 47-м правиле 6-го собора.

Славянская кормчая. Правило 38. Причетницы и воздержницы ко вдовицам или к девицам да не входят, аще епископ и пресвитери не повелят. Но аще и тако, не едини, но с пресвитери и диаконы входят к ним.

Толкование. Подобает со всяким утверждением и без соблазна быти вдовицам и девицам, освященным и учиненым к церкви, и от нея питающимся, да не причетници, ни мниси, ни ин кто от чисто живущих человек внидет к ним без повеления епископ и пресвитер. Аще же и повелено им есть, едини да не внидут, но с ними же обыкли суть епископи и пресвитери восходити к ним, с теми и тии да восходят.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.


[1]Κανὼν ΛΗ´

Комментировать