О том, что желающий стать христианином должен сделать это свободно, по своей доброй воле, а не по насилию и не по необходимости.
Был издан закон о том, чтобы каждый принимал на себя подвиг христианства по свободному произволению.
Ἐν τούτῳ τῷ καιρῷ νόμος ἐδόθη, ἵνα ἐλευθέρᾳ προαιρέσει ἕκαστος τῆς Χριστιανότητος τὴν ἄσκησιν ἀναδέξηται.[1]
Толкования
Зонара. Добродетель должна быть избранною, а не вынужденною, не невольною, а добровольною. Почему и поставлено в закон, чтобы принимающие христианство приступали к вере по свободному произволению и добровольно, а не по насилию и не по необходимости; ибо то, что бывает по необходимости и по насилию, не твердо и не постоянно. Посему и Неокесарийский собор в 12-м правиле говорит, что бывший в опасности и таким образом крещеный не производится в священство. А о подвиге христианства правило говорит в том смысле, что христианин должен исполнять всякую добродетель, быть воздержным, скромным, правдивым, смиренномудрым и, прежде всего, показывать любовь ко всем, так что кто не подвизается в этом, тот по имени только христианин, а не на самом деле.
Аристен. По свободному произволению каждый да принимает подвиг.
Все благое творится добровольно, а не принужденно. Поэтому от каждого должно требовать, чтобы и подвиг, и христианство принимал не по принуждению, а по самопроизвольному и свободному решению.
Вальсамон. 12-е правило Неокесарийского собора говорит, что бывший в опасности и таким образом крещеный не производится в священство. И отцы настоящего собора определяют, что обращаться к вере должно по свободному произволению, а не по принуждению, или по необходимости. А о подвиге христианства сказали они в том смысле, что христианин, который не исполнит всякой добродетели, только по имени христианин, а не на самом деле.
Славянская кормчая. Правило 109. Свободным изволением кождо воздержание да приимет.
Толкование. Своею волею кийждо человек благое да делает, а не по нужди. Сего ради никто же по нужди не приводится к воздержанию и к христианству, но своим изволением, и свободною волею и хотением.
Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.
Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.
Комментировать