Array ( )
134

Правило 135

136

О необходимости епископам употреблять все усилия для приведения донатистов в кафолическое единение и санкциях за небрежение об этом.

Угодно было: тех, кто нерадит о приобретении для кафолического единства мест, подчиняющихся их кафедре, соседние с ними усердные епископы должны побуждать упреками, чтобы они не откладывали этого дела. Поэтому, если в течение 6-месячного срока, начиная со дня совещания по этому вопросу, они ничего не предпримут, пусть эти места будут переданы тому, кто может их приобрести. Однако если тот, кому, как известно, принадлежат эти места, решил оставить их без внимания преднамеренно, по некоторой икономии, поскольку еретики предпочли, чтобы он приобрел их без шума, а в это время другой епископ предупредил его попечение, которым воспользуйся он раньше, озлобил бы только еретиков, – в таком случае, когда все это выяснится на суде епископов, места да будут возвращены его кафедре. Если будут судить епископы из разных областей, то судей назначит первенствующий епископ, в чьей области находится то самое место, о котором идет спор. Если же они по взаимному согласию изберут в судьи соседних епископов, пусть избирают либо одного, либо трех. И если изберут трех и будут удовлетворены ими, пусть последуют решению или всех, или двух.

Ὁμοίως ἤρεσεν, ἵνα, οἱτινεσδήποτε ἀμελῶσι τῶν τόπων τῶν ἀνηκόντων τῇ αὐτῶν καθέδρᾳ, πρὸς τὸ τούτους κερδᾶναι εἰς τὴν καθολικὴν ἑνότητα, ἐγκληθῶσιν ἀπὸ τῶν γειτνιώντων αὐτοῖς ἐπιμελῶν ἐπισκόπων, περὶ τοῦ μὴ ἀναβάλλεσθαι τοῦτο πρᾶξαι. Διό, ἐὰν ἐντὸς προθεσμίας μηνῶν ἓξ ἀπὸ τῆς ἡμέρας τῆς περὶ τούτου συνελεύσεως μηδὲν ἀνύσωσι, τῷ δυναμένῳ λοιπὸν τούτους κερδᾶναι προσκυρωθῶσιν· οὕτω μέντοι, ἵνα, ἐὰν ἐκεῖνος, πρὸς ὃν ἐνδείκνυνται ἀνήκειν οἱ τοιοῦτοι, ἐξεπίτηδες διά τινα οἰκονομίαν ἔδοξεν ἀμελεῖν, τοῦτο τῶν αἱρετικῶν ἐπιλεξαμένων, ὥστε ἀθορύβως αὐτοὺς παραδέξασθαι· καὶ ἐν τοσούτῳ ἡ αὐτοῦ ἐπιμέλεια ἀπὸ ἑτέρου προελήφθη, ᾗ τινι εἰ κατεχρήσατο, τοὺς αὐτοὺς αἱρετικοὺς πλέον ἐκάκιζε, τούτου μεταξύ ἐπισκόπων κρινόντων διαγινωσκομένου, οἱ τόποι τῇ αὐτοῦ καθέδρᾳ ἀποκατασταθῶσι. Τῶν δὲ κρινόντων ἐπισκόπων, ἐκ διαφόρων ὄντων ἐπαρχιῶν, ἐκεῖνος ὁ πρωτεύων τοὺς δικαστὰς δώσει, οὗτινος ἐν τῇ χώρᾳ ὁ αὐτὸς ὑπάρχει τόπος, περὶ οὗ φιλονεικεῖται. Ἐὰν δὲ κατὰ κοινὴν συναίνεσιν γείτονας ἐπιλέξωνται κριτάς, ἢ εἷς ἐπιλεγῇ, ἢ τρεῖς· καὶ ἐὰν τρεῖς ἐπιλέξωνται, ἢ τῇ τῶν ὅλων ψήφῳ ἐξακολουθήσωσιν, ἢ τῇ τῶν δύο.[1]

Толкования

Зонара. Если некоторые епископы, говорит правило, не брегут о местах, принадлежащих церквам их, чтобы приобресть их, т. е. делать своими, то должны быть обвиняемы соседними епископами пред кафолическим единством, т. е. пред собором, соединенным кафолическою верою; а если в течение 6-ти месяцев, со времени обвинения, не сделают, по беспечности, ничего для приобретения мест, принадлежащих церквам их, то места эти должны быть предоставлены могущему приобрести их, т. е. сделать своими. А если епископ, которому принадлежали места, откладывал не по нерадению, a по тому соображению, что, может быть, владеющие местами еретические епископы пожелают быть присоединены к кафолической церкви под условием, чтобы они были охранены от народного смятения, и в то время пока по этой причине епископ медлил, предвосхитил их другой, то места должны быть возвращены тому епископу, которому принадлежали, по рассмотрении этого дела епископами. Ибо если бы епископ поспешил отнять эти места у владевших ими еретиков, то более озлобил бы их, т. е. сделал бы худшими и возбудил бы на большее зло. А епископов, долженствующих произвести решение по этому делу, должен дать первенствующий в той области, в которой находится спорное место. Если же судящиеся из-за мест сами захотят избрать судей, то, говорит правило, должен быть избран или 1, или 3. Если будет избран 1, то (тяжущиеся) должны подчиниться решению его; ибо решение судьи, который был избран, не должно подвергаться пересмотру в другом суде; если же 3, то они могут быть или согласны, и в таком случае их решение по необходимости должно иметь силу, или мнения их разделятся, так что 2 будут одного мнения, а 3-й другого, и в сем случае должно иметь силу решение большинства.

Аристен. Небрегущим о том, что им принадлежит, да будет напоминаемо; и если в течение 6-ти месяцев ничего не сделают, то да будет предоставлено могущему приобрести. Если, впрочем, медлили с целию, чтобы не раздражить еретичествующих, и это будет доказано на суде епископов, или данных или избранных, то должно быть возвращено их (медливших) престолу.
Если какие епископы будут не радеть о принадлежащих престолу их местах, и получив напоминание от соседних рачительных епископов, чтобы всячески позаботились убедить находящихся там еретиков обратиться в православие, в течение 6-ти месяцев не сделают ничего, но останутся в том же самом пренебрежении и беспечности, то места должны быть предоставлены другим епископам, могущим приобрести оные. Если, впрочем, они не были особенно тщательны по благоусмотрению, чтобы, может быть, не возбудить еретиков к большему бесстыдству, и молчали в надежде лучше приобресть их посредством терпения и великодушия, а между тем какие-нибудь другие епископы предвосхитили благое их намерение, и места еретиков были утверждены за теми, а на суде епископов, или назначенных первенствующим, или избранных теми и другими епископами, будет доказано, что они медлили именно с такою поучительною целию по отношению к еретикам, то таковые места опять должны быть возвращены прежнему престолу.

Вальсамон. Иные относили это правило к епископам небрегущим о возврате мест, принадлежащих церквам их по праву собственности; а я, толкую его по надписанию[2] и утверждаю, что отцам было угодно, чтобы, если какие епископы нерадят об учении людей, находящихся в их епархиях, или о приобретении душ их, должны быть призываемы на суд пред кафолическое единство, т. е. на ежегодный собор, на котором должны получить увещание от соседних заботливых епископов, чтобы не нерадели, а учили подчиненных им людей. А если после того как было сделано увещание, получившие оное не исправятся и не возьмутся за дело учения в течение 6-ти месяцев, то таковые места должны быть предоставлены другому ближайшему епископу, могущему приобрести их, т. е. освоить себе чрез научение; если же епископ, который прежде владел этою областию, скажет, что он по какому-нибудь благоусмотрению оставлял поучение находящихся там людей, как, например, потому, что бывшие в ней еретики хотели обратиться без всякого обличения и считали справедливым принять слово истины без огласки, и потому он оставлял поучение, чтобы, неблагоразумно пользуясь им, еще более не поощрить еретиков на зло, так как они раздражаются от обличений, и все это дознано будет епископами, то область должна быть возвращена этому самому епископу. А поскольку некоторые, вероятно, возбуждали вопрос: кто должен рассудить такое дело? то отцы определили, что судящие епископы должны быть назначаемы первенствующим в области, т. е. митрополитом, кого он определит (так как и спорное место находится в его области); если же судящиеся из-за места сами захотят избрать себе судей из соседних епископов, то они не должны избирать многих, но или 1, или 3-х; если будет избран 1, то должны будут последовать его решению, ибо решение избранного судьи не подлежит пересмотру; если же 3, то они могут быть или согласны, и в таком случае решение их необходимо должно иметь силу, или же разделятся между собою и, следовательно, получит силу решение большинства. Так настоящее правило наказывает тех, которые не учат подчиненных им людей. А 58-е правило святых Апостолов говорит буквально так: «епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении и лености, да будет извержен». И мне кажется, что скорее должно действовать Апостольское правило; ибо несправедливо, чтобы вследствие нерадения епископа, епископия лишилась принадлежащей ей местности; впрочем, и предписанное в Апостольском правиле должно быть приведено в исполнение и после того, как епископ получит увещание по настоящему правилу. А что содержится в настоящем правиле относительно благоусмотрения, принимай и для других благословных причин; ибо не должно считать нерадивым епископа больного или занятого высшими церковными делами. Прочти и 139 правило настоящего собора, которое наказывает такого нерадивого епископа лишением общения, следуя указанному Апостольскому правилу.

Славянская кормчая. Правило 121. Иже подобных им вещей не брегут, да воспомянется им о них. Аще же до скончания 6-ти месец не сотворят ничто же, к могущым я приобрести да приложатся. Аще ли по смотрению не брегоми быша, яко да не раздражат еретик, и се явится судящим епископом, или данным, или избранным, тех седалищу да поставятся.

Толкование. Аще неции от епископ, о местех своего седалища не брегут, в них же живут еретици, и воспомянут им близ сущии епископи прилежати о своих епископиах, яко да воздвигшеся, и всячески потщатся ту сущые еретики обратити на правоверие. Аще же по воспоминании за 6 месец, ничто же не сотворят, но в таковем небрежении и лености пребывают, иному епископу могущему сие приобpести, та места да вдадятся. Аще же ни по смотрению не подвигошася на прилежание учения их, да не единаче еретик на большее противление воздвигнут, но надеющеся кротостию паче и долготерпением сих приобрести умолчаша, и между тем временем, иныи нецие епископи прилежанием на обращение сотвориша, и приложишася к ним места, в них же еретици живут, и се аще явится пред судиями, судии же суть епископи, или от митрополита на то вдании, или от обою супернику избрани, и аще обрящутся, яко такового ради строения, о учении их не брегоша, паки к епископиам их да возвратятся таковая места. И к сему ищи правила святых апостол 58-го.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.


[1]Κανὼν ΡΚΑ´

[2]Над греческим текстом правила стоит такое надписание: Περί τών αμελούντων τών αύτοις άνηκόντωv λαών, т. е. ο епископах, нерадящих о принадлежащих им людях.

Комментировать