Array ( [_ga] => GA1.2.368484840.1570113537 [_ym_uid] => 1570113548699665105 [Greek_Encoding] => UNICODE [UnderlTest] => 1 [_ym_d] => 1699203599 [az_pravo_lang] => ru| [en4_language] => ru_RU [en4_locale] => ru_RU [_langs] => c~r [av_from_search] => google [av_csrf] => JEV36DKAvHGjYFni [_gcl_au] => 1.1.1201050517.1712744339 [rmcookie] => S:nSfrYFsuYmHZViht9M-oc67jBU-YT-dPC_ieXd9s7al9dYwE7Ov5AO8cDh60wcnbtFGlHuajhFZppSlY6bSxCtU9mCLUhK6HRXNq717hxP_bVv7b3b1XwXTFPsAMucD0zEDj49gIvtqETFIM_DMD--il165nGcXycdbLDaSr106Nbnkrr5LDu6sofHjfU-eksrL68_RwiMhLaIvXBU8ZlsrqEqABYB5bFCJXDYCX41907BQqGDt6M_GMwu4DcI0g-80VI95onZEhO388DEe5ZjH8VZKaUfjkvujfzw9UHPrWUT0RcXFM3ZQgo_dNR2mPFaErQikUq9_iEHALLXQt0_e6vcyz1mLaB-nj9e3gQBlOuX79VNvTsfxSOwfCLhWhXr7cZhlXd-4VPDzs6yz5flvYHP12HZKyDUKTh9aPqnDOfDxDvAJ0P5PKqEV2RoE3h_uzPpBJaOLqjRXG-eqpRBhNb8ns9RgTXRMCCT5ipWBYuHpycVEhAV92GQAUPUp3xSbSYD2Xtisuf1uN9YM-M6O7Km7tZ0O5dHphn2hnCkxRxOUv0aXf6j_jsuQ_FhNrC2HmSQT6JZXuv4P0ZB_gOs7QAelUlOeVQU7eDFszKX9J34O81BcsK-Q2AjuuqB43qX_RUmI1sa72n8aM1c1AqVCLEn2rKeOcOUdXLiVOScuLm9PIOx4sClLC4fs6dMn3bHMylB2n2_ECsZw= [otrid] => S:gPuxZr0LXkBIdSs0V1_9lAFJdmEPZJ-j-9WxF7782GRweVeAISJaS-ZW3iBc5wHrwiFJ58MIvDLpneT_P1yCBgTbPi7BCls9ptScNdRt0oso7Hb-xSqpi4j9rfbmxsTsad-6CRXzuNWwAjSGLpEO0S-HnsY2Ucfvg6lGmlEL35EEghMLvY-oYEjcoQ4Tu4uZxAy61akCQuYUPsriwnJ1otzGSgUzY3ZHpsI= [_ym_isad] => 1 [_gid] => GA1.2.28638977.1714302904 [dGLKEgWsYFcJU_] => ncv*uJ3ZXxUm[7 [jNEZdyA] => Ej46t89SYTrMFof [KHlodqeDAVXI] => J2U0IaRDw [cmZELHWpGVhlxtu] => rAjqBIy [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa )
53

Правило 54

55

О том, что крещение взрослых людей, не могущих исповедать свою веру по причине тяжёлой болезни, может быть произведено под личную ответственность верных Церкви поручителей.

Больные, которые не могут отвечать сами, пусть будут крещены тогда, когда по их произволению о них произнесут свидетельство на свой страх.

Ὥστε τοὺς ἀσθενοῦντας, οἵτινες ὑπὲρ ἑαυτῶν ἀποκρίνεσθαι οὐ δύνανται, τότε βαπτίζεσθαι, ὅτε τῇ αὐτῶν προαιρέσει τὴν περὶ αὐτῶν μαρτυρίαν καὶ κινδύνῳ ἰδίῳ εἴπωσι.[1]

Толкования

Зонара. Тех, кои вследствие болезней, или каких-нибудь припадков находятся в таком худом положении, что не могут говорить, ни отвечать на вопросы, желают ли они креститься, или тех, которые, может быть, расстроены и в уме, так что не понимают, о чем спрашивают их, тогда должно крестить, когда они покажут произволение, что желают креститься и скажут, что ищут крещения под собственною ответственностию, так что сами подвергнутся опасности, если не сохранят веры. А если есть свидетельство, что и прежде болезни искал крещения, но откладывал по каким-нибудь причинам, то должен быть крещен и в том случае, если бы и не мог отвечать.

Аристен. Не отвечающий за себя по причине болезни тогда должен быть крещен, когда даст свидетельство собственным произволением.
Крещаемый должен ощущать благодать и понимать делаемые ему таинственные вопросы и отвечать на них. А если требует крещения кто-нибудь не имеющий возможности давать ответы, например, больной, то он тогда должен быть крещен, когда сам требующий этого под собственною ответственностию засвидетельствует, что он точно знает расположение болящего, что он желает крещения и остается при этом желании.

Вальсамон. Некоторые просили крестить каких-либо неверных при последнем их издыхании и не получали удовлетворения по той причине, что болящие не могли сами по себе произносить обетов святого крещения. Итак, отцы говорят, что если находящиеся в болезни покажут намерение, что желают креститься, и скажут, что они под собственною ответственностию ищут крещения, беспрепятственно должны быть крещены, произнося обеты чрез других; и это, когда такое произволение их сделается известным при самой кончине их. А если тогда ничего такого они не могут сказать по причине болезни, но кто-нибудь свидетельствует, что они и прежде, например, сумасшествия или другой опасной болезни, от всей души желали креститься, спрашиваю, должны быть крещены, или нет? Решение. Мне кажется, что должны быть крещены беспрепятственно, потому что имели благое произволение в здоровом состоянии. А если это так, не скажи, что поскольку настоящее правило определяет крестить показавших благое произволение прежде болезни или в самой болезни, непременно могут быть удостоиваемы и пострижения те, которые во время кончины или и прежде последнего издыхания показали желание пострижения; ибо таковые неотложно могут быть удостаиваемы последнего напутствия ангельского образа, если только имеют сознание того, что совершается. Ибо православным, как чающим будущего суда Божия, всегда присуще покаяние, и каждый христианин предполагается имеющим желание получить прощение грехов посредством пострижения; а в неверных нельзя с необходимостию предполагать желания крещения, а скорее можем высказать предположение, что они имеют желание умереть в своей религии и даже посмеяться над божественным крещением. Итак, если нет доказательств, что они желали креститься, будучи в здоровом состоянии или во время болезни, то не должны быть удостоиваемы крещения, когда находятся при конце. Если это так, то с дерзновением говорю, что удостоившиеся божественного и ангельского образа за неизреченное милосердие Божие освобождаются от всякого греха и от всякой скверны, бывшей на них прежде сего пострижения, потому что это действие имеет силу божественного крещения. А о том, что бывает после сего, они справедливо должны давать ответ и пред Богом и пред людьми, как и согрешающие после крещения. Для тех же, которые еще не приняли божественного и ангельского великого образа, но остаются в малой схиме, призываю единое Божие человеколюбие.

Славянская кормчая. Правило 45. Болезни ради немогий отвещати за ся, тогда крещен будет, егда своим изволением даст свидетельство. И глумец же аще обратися, прият в покаяние.

Толкование. Подобает крещающемуся благодать в чувстве имети, и тайно вопросимая от него разумети, и отвещати к ним. Аще же кто немогущего отвещати недуга ради вопросить, аще хощет креститися, тогда да крестится, егда того сам вопросит, и о беде своей свидетельствует по своей воли. Ведети же подобает известно болящего, како вопросит крещения, и пребывает того желая. Всяк же согрешаяй и каяся, прият да будет в покаяние, аще есть и шпилман, рекше глумец, или плясец, или гудец, или свирелник, или инако некако житие имый.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.


[1]Κανὼν ΜΕ´

Комментировать