- Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения
- Грехопадение как раскол единства
- Дары и жертвы
- Каин и Ной – отцы цивилизации
- Мир без Бога – Вавилонская башня
- Бог дал, Бог взял
- История патриарха Авраама
- Отцовское благословение
- Тяжелый путь избранничества
- 12 сыновей – кто из них достоин благословения?
- Патриарх Иосиф – прообраз Христа
- На избранничество посылает Господь
- Между двумя водами
- Вступить в Завет с Богом
- Грех смывается только кровью
- Ветхозаветные праздники
- По Закону Господа
- Вступление в Землю обетованную
- В Завете с Богом должно быть все общество
- «Кому много дано, с того много и спросится»
- Благодать Божия – не гарантия Спасения
- Об испытании царствованием
- Главная жертва, которую принимает Бог от человека, есть послушание Ему
- Об испытании царствованием
- «По сердцу Божию царь Давид»
- Урок избранничества
- Душа принадлежит только Богу
- Урок избранничества
- Царь Давид как прообраз Христа
- О кротости
- «Жертва Богу – дух сокрушенный»
- О покаянии
- Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру
- О чистоте сердца
- Когда приходит Бог, все должно ликовать
- О чистоте сердца
- Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим
- О возмездии
- Строительство храма
- О храме Божием
- Соломон, как прообраз Христов
- Бог дает благодать смиренным
- О смиренномудрии
- Послушание больше жертвы
- Когда слабеют объединяющие народ связи…
- О разделении
- Губительная привычка Богопротивления
- О разделении
- Пророческое служение в Ветхом Завете
- Делай, что должно…
- Бог сохраняет верующих во имя Его
- Поиск ответа, как жить
- О знаке богооставленности
- Бог открывает то, что нужно
- Верующих защищает и духовное воинство
- Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзя
- Оставляя Бога, человек перестает быть человеком
- «Что я скажу Богу?»
- Сами бедствия – не зло
- О судьбах народов
- Вера есть там, где живо сердечное чувство
- Об истинном богоугождении
- Дары Божии всегда преизобильны
- Нельзя служить Богу и мамоне
- Трепет сердца, уповающего на Бога
- На что надеяться?
- Мы все нуждаемся в милосердии Божием
- На что надеяться?
- Служитель слова, не остающегося бездейственным
- Пророчество – иное призвание
- Приняв Бога всем сердцем, мы изменимся
- Пророк дает надежду
- Дар различать духов
- Льстивые уста движимы не духом истины
- Кто такие пророки?
- Откройте сердце Богу…
- Пророчество о Рождестве Спасителя
- Спасается тот, кто любит Бога
- Осмысление времени в Книге пророка Исаии
- О полноте времен
- Все дары уже даны
- Мессианские места Книги пророка Исаии
- С приходом в мир Христа мы можем служить только добру
- Нам возвращена свобода
- Видеть себя в свете Божией правды
- Торжество нашей Пасхи
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Где страдание ради Христа, там и Его слава
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Упование – начало спасения
- Назвать Бога Отцом можно только во Христе
- Бог – Жизнь этого мира
- Эсхатология пророка Исаии
- Великая сила поста
- Когда пост откроет нам Небо
- Пост, который избрал Господь
- «Отдай голодному душу твою…»
- Человек живет Богом
- На кого мы надеемся?
- Спасительная сила послушания
- Стяжание смирения как основное делание человека
- Смирение имеет великую силу
- Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний
- Вавилон – образ мира сего
- Смирение является символом бытия, в котором человек связан с Богом
- Человеческой любви недостаточно
- У человека есть возможность выбрать
- Любовь Божия сочетает несопоставимое
- Плач о грешниках
- Только покаяние может изменить судьбу
- Чтобы выжить в падении, надо покаяться
- Печальные последствия катаклизмов
- Открывая нам невидимого Бога
- Человек может почитать истинного Бога
- Упорство нераскаянного сердца
- Покаяние – фундамент духовной жизни
- Возможность нового сердца
- Быть народом Божиим
- Поклонение в Духе и истине
- Все зависит от человеческого сердца
- Через душевное человек восходит к духовному
- Дыхание нашей жизни в руках Божиих
- Божий Промысел пребывает над всеми народами
- Нет душевного – не будет и духовного
- Богообщение словами не описать
- Каждое слово в Библии исполнено смысла
- Глубины Премудрости Божией
- Как сохранить ревность по Богу
- Господь есть спасение всех людей
- Главное – люди должны жить верой
- Блажен человек, призванный Богом
- Сердце должно быть чистым
- Никогда не отлучаться от Бога
- Покаяние есть очищение сердца от идолов
- Долготерпение Божие призывает к покаянию
- Бог ждет подходящего времени
- Церковь питает верующих своей благодатью
- Свет Его ярче лучей солнечных
- Стать светом для других
- Единый день в очах Господа
- Господь – спасение мое
- Важно, что я верую
- Для всех христиан важна вера в воскресение
- Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий
- Праведник уповает на Бога
- Краеугольный камень праведности
- Мудрость как плод упования
- Настоящий мудрец имеет мудрость от Бога
- Принесена новая, совершенная Жертва
- Нет совершенного мира в этом мире
- Очень многое зависит от каждого
- Господь сокрушает гордыню
- Именно слава всегда должна быть Божией
- Власти надо подчиняться независимо от того, каково ее отношение к Богу
- Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства
- Будем стремиться познать Бога
- Дух Божий сходит, и все становится очень органично
- Установить подлинное царство может только Бог
- Без познания Бога мы пребываем во тьме
- Будем стремиться познать Бога
- Только Бог может соразмерить все силы нашего существа
- Источник всех благ – Господь
- Воскресаем тоже мы во Христе
- Люди, живущие Христом, не боятся смерти и не совершают греха
- День последних судеб мира
- Христос уже пришел, и Суд уже возвещен
- Универсальный церковный принцип
- Помня о Боге и устремляясь к Нему
- Во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь
- В полноте все явится в последние дни мира
- Главная задача пророков – открывать волю Божию
- Бог через все творит Свой Промысел
- Миссионерского института: Вопль, восходящий к Богу
- Иона как прообраз Христа
- Скиния Божия – это сердце человеческое
- Есть только одна жертва, способная угодить Богу
- Вера, явленная в смирении, отодвигает бедствия
- Происходящее есть веление Промысла Божия
- Верующий все побеждает силою живущего в нем Святого Духа
- Главное – это смириться
- Полный текст
Краеугольный камень праведности
Даниил, не вступая в спор с надзирателем, предложил поставить эксперимент: мол, давай проверим, пусть неделя пройдет, и увидишь, как мы выглядим. И они неделю питались только овощами. Когда через неделю провели смотр, выяснилось, что они еще краше, сильнее и бодрее выглядят, чем остальные юноши, вместе с ними находившиеся на таком же положении. Тогда так и было оставлено, и они все время своего обучения мудрости вавилонской питались исключительно постной, в самом точном смысле этого слова, пищей.
Это очень важно. Ведь Даниил не просто отказывается от пищи, чтобы не оскверниться. Отказываясь от пищи, он возлагает упование на Бога, он говорит, что Бог, Которому он служит со своими друзьями, силен сделать так, что, питаясь одними овощами, будут иметь вид ничуть не хуже, чем те люди, которые питаются мясом. То есть он обозначает, исповедует, что питает его Господь, он упование в этом возлагает на Бога.
Мы знаем буквально с первых страниц Библии, что праведен тот, кто возлагает упование на Бога. Это краеугольный камень праведности. И в этом плане, конечно, наше представление о праведности далеко не библейское, ведь мы считаем праведным человека, который просто не совершает плохих поступков, не имеет вредных привычек. На самом деле, с точки зрения Библии, праведным считается тот человек, который во всем надеется на Бога, который именно в бытовых мелочах своей жизни исповедует Бога как Источник всякого блага как вне, так и внутри самого человека, то есть в душе, в теле, в жизни.
Именно в этом одно из важнейших значений поста в том виде, в котором он до сих пор существует в Церкви. То есть когда человек постится, не просто меняя рацион своего питания, а пытается ограничить всерьез свои потребности. Ограничить себя в еде, а не только в том, что вот эту пищу он ест, а вот эту не ест. Именно в количестве он ограничивает себя. Он понимает (а иногда ему подсказывают со стороны), что его здоровье может пошатнуться, он не сможет исполнять свои обязанности, которые должен исполнять, он не сможет жить полноценной жизнью, в его жизни наступит какая-то немощь. И человек боится этого, поэтому не может получить от поста ту пользу, тот плод, который получали святые отцы.
Святые отцы же, ограничивая себя в пище, при этом не просто умерщвляли страсти, они при этом возлагали упование на Бога, который в силе поддержать их здоровье, способность жить ради Бога и служить ближнему. Этот момент очень важен в постном подвиге, ведь все мы являемся прямыми наследниками Адама и Евы и того, что они сделали в раю.
Мы считаем, что источник нашей жизни есть пища, и всю нашу жизнь ставим в зависимость от этой пищи. А пост помогает нам (не до конца, конечно, мы же духом немощны, чтобы сделать это до конца) хотя бы почувствовать, хотя бы представить, как это должно быть, когда человек свою жизнь ставит в зависимость не от хлеба, а от Бога. Каждый из нас может хоть сколько-нибудь приблизиться к тому, что произошло с Христом в пустыне, когда Он, взалкав, изможденный голодом до последней степени (ведь сорок дней ничего не вкушал), на искушение сатаны говорит, что «не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Почувствовать по-настоящему, что живы мы Богом, может только человек, который во время поста не просто ограничил себя в чем-либо, а ограничил себя в еде, возложив при этом упование на Бога, что Он подаст жизнь каким-то иным способом, не через пищу. Но зато Он даст мне способность делать, то, что я должен, и служить людям, и творить заповеди, и здоровье мое при этом не пошатнется.
А если без такого упования просто ограничивать себя в пище или менять рацион, то это больше похоже на диету, чем на пост в том смысле, который в это слово вкладывали святые отцы.
Даниил постится, не вкушает мяса и при этом приобретает мудрость, знания, определенный навык поведения при царском дворе. И за то, что эти четыре юноши действительно исповедали Бога и опытом, и словами и поступками показали, что они возлагают упование на Бога, Бог их не оставил и наделили мудростью и даже премудростью. Действительно, Даниил дальше на страницах Книги, названной его именем, всячески показывает свою богодарованную мудрость.