Константин Корепанов
Читаем Ветхий Завет

Спасительная сила послушания

Стяжание смирения как основное делание человека

Бог идет судить гордыню, то состояние, которое отрицает Его, как жизнь. И мы сами будем судимы настолько, насколько в нас есть гордыня. Не случайно именно так говорит пророк Исаия – еще раз повторю: «Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено».

Именно сознавая, что гордыня есть коренное противление, неподчинение Богу, каждый человек, вступающий в Завет с Богом, всякий, кто приступает ко Крещению, обязательно отрекается не просто от сатаны – в формуле отречения есть слова: «отрекаюсь от сатаны и всех дел его, и всех ангелов его, и все служения его, и всея гордыни его» – мы отвергаем гордыню как чувство, через которое мы соединяемся с сатаной: мы заражены его духом через гордыню. Он делает нас сосудами своей воли – изначально гордость пошла от него. Гордыней он заражает все вокруг. И мы не просто «отрицаемся от сатаны» – этого мало, мы отрицаемся от всего, что является служением ему. А служением ему становится всякий грех. Мы отрекаемся от любой гордыни – это и есть подлинное отречение от сатаны.

Так что формула отречения не случайна. Только отрекшись от гордыни, человек может стать по-настоящему сыном или дочерью Божиими, по-настоящему вступить в Завет с Богом. И этот Завет будет проявляться с определенными плодами Духа, как было у мучеников, у преподобных: только наша гордыня мешает проявиться Духу Божию, данному нам в Крещении – сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Еще в этом отрывке подчеркивается, что суд над гордыней произойдет «в тот день». «Тот день» – это и Второе Пришествие Христово, когда произойдет окончательный суд над всякой гордыней, и всякая гордыня сокрушится и больше никогда не поднимется. «Тот день» – это и день Первого Пришествия Христова. По мысли пророков, это как бы единый день, единое действие Божие – поэтому, например, Христос часто говорит: грядет время, наступает время, и настало уже. По этой причине «день тот» есть и день последнего суда, последнего Пришествия Христа, и день Первого Пришествия Его в мир, как некоторое единое действие Бога по отношению к человеку.

Поэтому состояние христианина и состояние Церкви предполагает борьбу с гордыней и смирение. Поэтому поиск смирения, стяжание смирения – основное делание человека, уверовавшего во Христа. Святые отцы, которые опытом стяжали благодать Святого Духа, сказали, что смирение есть главная христианская добродетель, без него ничего никогда не получится, призывали терпеть, постоянно творить покаяние (а они должны для нас быть проводниками в Царство Небесное, их опыт для нас должен быть определяющим).

Недостаточно жить, как все люди, признавая, что Бог есть. Человек спасается верой во Христа, вера во Христа приводит к подражанию Христу. Христос смирился, и смирение Его превосходит всякую человеческую меру. Он смирился до Креста, до страданий, до смерти.

В чем проявилось Его смирение? Как Он показал его? Как сказано в Священном Писании, как Он Сам говорит, главным инструментом, способствующим смирению человека, главным показателем, что смирение в нас приносит какие-то плоды, будет послушание человека. Насколько мы послушны? Он был послушен Своему Отцу во всем, даже до смерти Крестной. В Послании к Эфесянам апостол Павел сказал, что все люди должны быть послушны друг другу – и это обязанность любого человека по отношению к любому человеку. И когда послушанием связаны все, каким-то непонятным, чудесным, благодатным образом достигается единство.

Бог был послушен даже до смерти Крестной, и апостол Павел говорит: «За это Бог превознес Его и даровал Ему имя выше всякого имени». И дальше – «перед именем Иисуса преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних».

Мы все хотим быть вознесенными, празднуем праздник Вознесения – он означает, что и нас ждет вознесение в Царство Отца и Бога: как любой праздник, он означает сопричастность нашего бытия тому, что свершил Христос. Раз Он был послушен, и от нас нужно послушание как единственный залог, благодаря которому мы можем достигнуть хоть какого-то духовного, нравственного преуспеяния. И семья, и государство, и Церковь, и рабочий коллектив – все в духовной жизни живет только в той степени, в какой люди взаимоответственны друг перед другом и эту ответственность являют через послушание.

Вот такой закон. Любому понятно, что только послушание помогает искоренить ту гордыню, которой все мы заражены в силу того, что этот мир лежит во зле и существует сатана.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka